Ключ на границе небытия

Инна Коротаева
     Мой муж Владимир Константинович Холопов, участник Великой Отечественной войны и я, ветеран труда, ежегодно, со дня открытия военного мемориала, ходим 9 Мая и 22 июня на митинги Памяти и скорби. Возлагаем цветы на братскую могилу, отдавая дань погибшим, в том числе и моему брату Валерию Волкову, погибшему в 1943 году, любимому дяде Анатолию Архиповичу Дубову, убитому в бою в 1942 году.

 
     А отец мужа похоронен на Леонтьевском кладбище. И обычно после возложения цветов погибшим воинам идём на могилу тестя. Так делали и многие другие – с воинского кладбища шли навестить могилы родных. Когда мы были моложе и покрепче здоровьем, нам не составляло труда обойти забор, ограждающий воинский мемориал. Но с каждым годом это сделать всё труднее. Я ещё могу потихоньку ходить, муж же передвигается с великим трудом, опираясь на палку и на меня.

     Всё-таки и нынче не могли усидеть дома. 22 июня пришли к братскому захоронению. А потом, как всегда, надо было обогнуть длиннющий забор, окружающий мемориал. В пути останавливались, сидели у ограды. Если раньше этот путь мы преодолевали за 20 минут, теперь нам потребовалось больше часа!

     Нас, естественно, обгоняло много народа, все ругались и недоумевали: почему в такие дни не открывать бы ворота – выход на Леонтьевское кладбище. Молодым проще – они подлезают под забор, благо он довольно высоко поднят. Там уже и дорожка протоптана. А как быть старым? Зачем из-за такой мелочи, не требующей материальных затрат, осложнять жизнь? Для чего-то сделаны ворота. Почему бы в такие памятные дни не снимать этот замок – хотя бы с 9 до 14 часов? Но я не знаю, к кому надо обратиться с этой простой просьбой.

Людмила ХОЛОПОВА.

* * *

С письмом наших читателей мы отправились на воинское кладбище.

     В ограде мемориала трое ворот. У центрального входа – будка с охранником. Другие ворота напротив неё, выход к вокзалу. Дорожка, проложенная давным-давно. Эти ворота не раз пытались запереть, но замки тут же срывали – люди не хотят менять привычки, хотя с левой стороны кладбища есть специальная асфальтированная дорожка.

     Ворота, о которых идёт речь в письме, закрыты всегда. Как пояснил директор муниципального предприятия-комбината «Ритуальные услуги» А. А. Андронов, сделано это как мера безопасности – на случай непредвиденных ситуаций при большом скоплении людей во время памятных дат. Служба безопасности строго следит за тем, чтобы ворота не открывали. Кстати, получено предписание – загородить и пространство под забором, чтобы кто попало там не ползал. Тем не менее, директор сказал, что при необходимости можно обратиться к охраннику или бригадиру обслуживающей кладбище бригады – у них есть ключи от ворот, вам откроют выход к Леонтьевскому кладбищу.

     Это, конечно, не лучшее решение, потому что в дни памятных дат не одни Холоповы попросят ключ от ворот. И совсем не факт, что охранник пойдет навстречу пожилым людям.


     Северный край, 08 июля 2008