В поисках гармонии и красоты

Софья Биктяшева
Музеи…Сокровищницы нации. Здесь собраны шедевры   мировой культуры, свидетельства жизни  за многие века, модели мира  и воплощение таланта   в определенный отрезок времени. Посещение музея – это откровение, праздник, открытие, прикосновение к Чуду. Минуя табличку «Начало осмотра», я всегда иду в свои любимые залы, к своим любимым картинам.
                Воплощение красоты и совершенства
            Русский музей в Санкт- Петербурге. Зал Ореста Кипренского. Романтический портрет Пушкина, помещенный во все учебники литературы. Портреты красивых женщин, солидных мужчин. А вот и она, моя любимица. Портрет Олимпиады Рюминой. Утонченное мраморное лицо и яркий румянец, умный взгляд и удивительно красивые, блестящие каштановые волосы.    Они уложены в невероятную прическу – большой симметричный бант. Красота в совершенном ее выражении, изящество, поэтичность и мастерство в совершенном исполнении.
       Уффицци, уникальнейший музей во Флоренции. Заглянем в зал Боттичелли. На всех картинах одна и та же девушка, её зовут Симонетта Веспуччи.  Это прекрасная Венера на картине  «Рождение Венеры»,  и одна из трех граций в «Primavera» («Весне»), ее мы узнаем и в «Мадонне с младенцем», есть и отдельный ее  портрет. Хрупкость красоты, прозрачность и сиюминутность созерцания высшей гармонии переданы в особенностях изображения: на всех картинах девушка или в профиль, или с опущенной головой.
    Ах, эти красавицы, модницы, кокетки, чьи-то возлюбленные, пленявшие современников, вдохновлявшие художников на создание шедевров! Каковы их судьбы? Насколько были они счастливы? Как завершился  жизненный путь? Они оставили векам  нетленную красоту и веру в совершенство. И может быть, когда-нибудь моя современница, уставшая от жизненных невзгод и  погони за иллюзиями, потерявшая ценностные ориентиры в мире рекламы и глянцевых журналов,  встанет в удивлении перед этими картинами  и поверит в чудо Красоты и Гармонии.
                «Последний день Помпеи»
             Мой любимый зал в Русском музее – зал Брюллова и Айвазовского.  Картина «Последний день Помпеи» - огромное полотно (460-650см). На наших глазах разрушается вселенная, падают колонны, портики,  статуи, рушатся дворцы. Обезумевшие люди пытаются спасти себя и то, что им дорого. Вот сыновья несут больного отца. Вот родители прикрывают своих детей. А вот люди, спасающие золото. Никто не спасся. Остался только город. Его засыпало пеплом, который  законсервировал развалины на многие века. Карл Брюллов, находясь в момент раскопок в Италии,  посетил древние Помпеи, под влиянием традиций итальянской школы нарисовал картину. Поражает энергия разрушения, переданная  художником с какой-то неистовой силой. Это конец света, когда не остается ни дня, ни ночи, ни жизни, ни смерти.
         В 2014 году я побывала в Помпеях, ходила по улицам, заглядывала в дома и дворики, видела фрески, скульптуру, фонтаны, прошлась по форуму, посидела в амфитеатре.  Со времен Брюллова прошло  почти 180 лет. За это время по окраинам города выросли огромные пинии, во двориках культивируется  виноград. Пробивается жизнь, следуя своим законам. А когда художник был здесь, раскопки только закончились, открылись камень и мрамор, пепел и лава, тела погибших. Поражает несоответствие  от увиденного и запечатленного на полотне. Почувствовать разрушительную  энергию этого города мертвых, увидеть в  серых красках погибающую жизнь, страх и надежду, передать силу и неистовство природы дано только великому мастеру.
                «Демон» Врубеля         
            Я очень люблю Третьяковскую галерею. Почти час стояла перед картиной М. Врубеля «Демон». Каменная пустыня. Эффект мозаики придает невероятную красоту  каменным цветам.  «Уныло-задумчивая» фигура Демона.  Огромные глаза, устремленные вдаль. В них есть все. И тоска по яркому, живому, солнечному миру, от которого он отторгнут, и глубокая печаль от своей неприкаянности, и одиночество. Одиночество такой невероятной мощи, что кажется, он один в этом прекрасном, холодном мире; он всему чужой. Дух изгнанья нашел для себя уголок красоты, молчания  и печали, где можно унестись в бесконечность вселенной и воспоминаний. Холодный синий цвет, черные глаза и волосы. Неожиданно на фоне лилового заката загораются драгоценные камни, бросающие вокруг искры сияния и теплоты. Они переданы с таким мастерством,  не верится, что были созданы с помощью масляных красок.  Самоцветы блестят как настоящие рубины, сапфиры, аметисты и корунды. Таинственный блеск завораживает, тишина становится невыносимой. Хочется закрыться от всего стеклянной дверью: я тоже имею право на одиночество, на сомнение, на вселенскую печаль!   
                В Лувре               
              Как прекрасно  устроена жизнь! Иногда она дарит такие подарки, открывает такие сокровища, настолько переворачивает привычную жизнь, что меняется все в ней.
      «Мона Лиза»… «Джоконда»…Вечная загадка… Идеал женственности… Наверное, нет человека, который не хотел бы увидеть  эту картину живьем.  В 1974 году ее привезли в Москву, и я, школьница из маленького городка, плакала, что не живу в Москве и не смогу увидеть шедевр Леонардо да Винчи. Могла ли поверить эта девочка, что через много-много лет она дважды будет в Париже и дважды встретится со своей мечтой? В огромном зале тысячи людей. К картине не протолкнуться: все фотографируются на ее фоне. На нее даже не смотрят, принимают красивые позы, заученно улыбаются, а потом срываются дальше: надо успеть сделать больше фото! А она смотрит на это людское море, загадочно улыбается и позволяет себя разглядывать. Она умна, знает себе цену, она прожила много жизней, ей повезло: в этом  ее воплощении  встретился ей  знаменитый Леонардо и оставил на века. Секрет улыбки… Так улыбается зрелая женщина, которая прекрасно знает, что будет дальше, а будет так, как она захочет, и жизнь устроится именно таким образом. Когда я во второй раз увидела Джоконду, мне показалось, что она  мне подмигнула, совсем чуть-чуть. Узнала. И я ей улыбнулась так же, по-женски и всезнающе.
           Искусства не должно быть много. По музеям и картинным галереям ходят обычно не более трех часов. Картина –  откровение, способ прикосновения к мировой культуре и Мировой Душе. Нужно время для философского   осмысления и понимания этого открытия.   Талант художника, гениальность скульптора, распахнутая, восприимчивая душа зрителя способны перешагнуть Время и Пространство, миновать смерть и прийти в Бессмертие.