Пьяна, Пиана, река - этимология

Сергей Колибаба
Того, государь, не ведаю — со пьяна говорили или вздуряся
Челобитная Ивана Яганова (1533-1534)
 
 
Пьяна – река в Нижегородской области, левый приток реки Сура, длина 436 км, в бассейне распространены карстовые формы рельефа: провалы, желоба и воронки, гроты и пещеры, местность в общем безлесная. Исток у села Сарбаево (ручей), течёт в общем направлении на Северо-запад, у села Лопатино резко меняет своё направление движения, и истекает в противоположную сторону с Запада на Восток. Ширина реки от 10 до 90 м, глубина 2-3 м., в отдельных местах до 7 м., течение спокойное (0,5-0,6 м/сек.), берега высотой до 5-7 м, часто обрывистые, сложенные песчано-глинистыми грунтами, принимает 200 притоков (малых рек).

Географически (в пространственном отношении) река образует на местности УГОЛ между северным и южным руслом, местность внутри «угла» называют Межпьянье, а территории за рекой Пьяной – Запьянье (Запиание). Данный факт является уникальным явлением в регионе, очевидный выдающийся местный ориентир нигде более не повторяющийся, что определенно должно быть как-то отмечено в имении и известно с древнейших времен (ориентировались по рекам).
 
* «В 1361 г. выходец из Орды Секиз-бей «Запиание всё пограбил, и обрывся рвом, ту седе» (ПСРЛ, М., 2000, т. 15, стб. 71)».
См. http://www.mordovia.info/wiki/

* Топография

См. топографическую карту река Пьяна

На Генеральной карте Российской Империи 1776 г. Трускотта и Шмидта река обозначена как Piana; см.
1) Исторические события на реке Пьяна

В средневековье бассейн реки Пьяна – пограничные территории между Русью и Золотой Ордой (Татарская степь), в XIV в. здесь произошли два крупных сражения, которые в истории принято называть как «Битвы на реке Пьяна». Колонизация этих территорий русским населением началась в XVI веке, после походов Ивана Грозного на Казань, а борьба за них шла с XII века.

* Битва на реке Пьяна (1367 г.) — сражение войск Суздальского великого княжества во главе с Дмитрием Константиновичем Суздальским и Борисом Константиновичем Городецким против сил Золотой Орды во главе с Булат-Тимуром; закончилось победой русских войск.

* Битва на реке Пьяна (1377 г.) — сражение ордынского войска под предводительством царевича Араб-шаха Музаффара и объединённого русского войска под предводительством князя Ивана Дмитриевича; русское войско было застигнуто врасплох и наголову разбито.

2) Существующая этимология (по материалам Википедии)

* Известны три версии имени реки, преобладает «народная» - река названа по причине извилистости русла. П. И. Мельников-Печерский писал: «Ещё первыми русскими насельниками Пьяной река за то прозвана, что шатается, мотается она во все стороны, ровно хмельная баба, и, пройдя вёрст пятьсот закрутасами да изворотами, подбегает к своему ИСТОКУ и чуть не возле него в Суру выливается».

* Согласно второй версии - была названа по неудачному сражению русских войск с татарами в 1377 году, русское войско не ожидая нападения татар, пьянствовало.

*  По третьей версии название реки происходит от финно-угорского слова pien (пиен), что означает «малый» (436 км?).

Википедия считает, что изначально название произошло от pien, впоследствии трансформировалось в Пьяну в связи с побоищем. На это косвенно указывает текст древнерусской «Повести о побоище на реке Пьяне». В самом начале Повести летописец называет Пьяну - Пианой: «О побоище иже на Пиан;. … Во время описания возлияний летописец, играя словами, пишет: «Поистинн; — за Пьяною пьяни!», после чего река в летописи уже неизменно именуется Пьяною.
 
* Андрей Голота. Река Пьяна (2001)
https://www.stihi.ru/2011/04/20/3731

Уж века всё баится…Слышали и мы;
За Пьяной по прежнему люди все пьяны
Мается, шатается по Руси Пьяна,
Словно не водицею, а вином полна.

3) Исторический источник «О побоище, бывшем на реке Пьяне. В год 6885 (1377)»; текст по списку Симеоновской летописи первой половины XVI в.

«И бысть рать велика зело, и поидоша за реку за Пиану, и прииде к ним весть, поведа имъ царевичя Арапшю на Волчьи Воде. Они же оплошишася и небрежением хожаху, доспехи своя на телеги своя въскладаху, а инии — в сумы, а у иных сулици еще не насажены бяху, а щиты и копья не приготовлены. А ездят, порты своя с плечь спущав, а петли розстегавъ, аки роспрели, бяше бо им варно, бе бо в то время знойно. А где наехаху в зажитьи мед или пиво, и испиваху до пьяна без меры и ездят пьяни. Поистинне — за Пьяною пьяни!».
 
4) Обобщение и вывод

* Летописец нам сообщает изначальное имя реки Пьяна – ПИАНА, очевидно, что изменение смысла имени произошло под влиянием исторического события – сражения на реке, где русское войско потерпело поражение. Первоначальное имя ПИАНА не имело логической связи с обобщением летописца, т.к. события ещё не произошло; в таком случае, что же означает имя ПИАНА?

* Скорее всего, гидроним ПИАНА сформировался в более древние времена, мы знаем, что реки издавна служили пограничными и межевыми линиями разделяющие родоплеменные владения, с целью предупреждения земельных конфликтов. В раннем средневековье (VII-X вв.) эти территории контролировал Хазарский каганат, письменный язык иврит, идеология – иудаизм, в состав которого входили различные подвассальные племена.
Вполне возможно, что для изъятия дани с подвассальных племен в пользу каганата, территории «Запиания» были изучены, описаны и распределены между  родоплеменными группами и обозначены ИМЕНАМИ на иврите. Если наша гипотеза верна, то имя ПИАНА должно иметь логико-лексическую связь с сакральным языком иудеохристианства.

Иврит – единственный письменный язык в междуречье Днепр-Дон-Волга до принятия иудеохристианства, всегда имел статус сакрального языка; первый письменный документ, вышедший из Киева – «Киевское письмо» (ок. 950 г.), написан на иврите.

* Мы выявили основную характеристику реки ПИАНА, первоначально она истекает с Востока на Запад, затем делает крутой поворот (угол) в обратном направлении и течет уже с Запада на Восток. Это единственная (выдающаяся) в данном регионе форма русла реки, которая согласно логике ориентирования людей на местности должна быть отмечена соответствующим именем; скорее всего, в гидрониме ПИАНА содержится указание на «угол», поворот русла, обращение назад.

Вывод
Целесообразно рассмотреть гидроним ПИАНА в связи с библейскими образами и терминологией.

5) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень, иврит – язык согласных букв, согласно древней письменной традиции согласные принадлежат Богу. Удалим гласные – ПИАНА = П.Н.; у нас сразу же появляются соответствующий термин иврита, описывающий форму русла реки – П.Н., ПИННА, ПЕНИА угол, поворот.

* Русск. ПИАНА = ивр. ПИННА угол, уголок; ПЕНИА поворот, обращение; ПАНА угол, поворачиваться, обращаться. Гидроним ориентирует человека на местности, указывает, что река делает своим руслом поворот в обратную сторону.

Источники

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г. http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_383.htm

* См. стронг иврита ПАНА, 6437 и ПИНА, 6438


б) Библейский образ

* Числа 14:25: «Амаликитяне и Хананеи живут в долине; завтра обратитесь (ПЕНУ, от ПАНА повернитесь) и идите в пустыню к Чермному морю».

* Числа 21:33: «И поворотили (ПЕНУ, от ПАНА) и пошли к Васану. И выступил против них Ог, царь Васанский, сам и весь народ его, на сражение к Едреи».

* Второзаконие 2:3: «полно вам ходить вокруг этой горы, обратитесь (ПЕНУ, от ПАНА повернитесь) к северу».

* Паралипоменон 28:24: «И собрал Ахаз сосуды дома Божия, и сокрушил сосуды дома Божия, и запер двери дома Господня, и устроил себе жертвенники по всем углам (ПАНА) в Иерусалиме».

* Неемия 3:24: «За ним чинил Биннуй, сын Хенадада, на втором участке, от дома Азарии до угла и поворота (ХАПИНА, от ПИННА угол, поворот)».

Таким образом, применив библейский образ и термин к неопределенному и бессмысленному  гидрониму ПИАНА (ПЬЯНА) мы нашли его истинное значение. Имя ориентирует человека на местности, указывает - река истекает в одном направлении, а затем резко поворачивает своё русло (УГОЛ, ПОВОРОТ) и течет в обратном направлении.

17.4.2017 г.