окрошка

Иветта Дубович Ветка Кофе
Посвящается моим дорогим дедуле
и бабуле,Щекотовым Федору Ивановичу и Наталье Ивановне.

   Мы переехали,и в шестом классе я уже училась в городе.

   Всё бы ничего,но как я скучала по дедуле и бабуле!

   Часто смотрела в окно,вдаль,
где в перспективе(шестьдесят
километров) пролегала дорога к
их дому.Плакала часто.

   А на каникулы,от звонка до
звонка,на всё лето(читай: на всё наше счастье!) нас с бра-
тишкой отправляли к ним,в
райский уголок детства.

   У меня были постоянные обязанности,с которыми я
справлялась с удовольствием;
система была отлажена,когда
мы ещё жили здесь.(Самое любимое:набирать в бочку воды
из колодца; цепь звенела,когда я,сдерживая ладонями барабан,
"выбрасывала" на ней пустое ведро ( а оно брякало!) и
поскрипывала от тяжести наполненного; мгновение- и целый пласт холодного чуда
нырял в бочку; а та,по мере
наполнения,затихала,как живая,
осоловелая.)

   К вечеру,прогревшись за день,вода,как будто,обретала
лёгкость,и бегать поливать тоже было весело!

   Иногда дедуля брал меня на
целый день ворошить сено.Косил
он сам,мне косу не доверяли.И я
знала,почему:однажды бабуля поранила ногу.И с тех пор перенесённый шок она вспоминала
всякий раз,когда я просилась тоже косить."Нет!"-был всегда
мне ответ.

   Мы с дедулей очень ладили
( читай: любовь была навеки!)
Он садился на велосипед;сумку
с едой,косу,грабли,топор- всё
укреплял на нём.Я бежала рядом.
Я никогда не уставала(читай: я
не помню,чтобы я уставала!)

   Воду не брали;где косили,недалеко от этого места,
журчал лесной ручей,как живой,
чистая слеза!

   И так было всегда.Дедуле,как
фронтовику,определяли деляночку
для косьбы.

   Видимо,он не успевал выкосить,и,чтобы управиться до
дождей,решил взять бабулю (читай:покосить вдвоём).

   А меня оставили домовничать.

   Ко всему прочему,приготовить
окрошку к их приходу.

   И вот,дедуля с бабулей ушли,
пешком,без велосипеда(читай:
не побежит же бабуля,как я!).
Инструменты дедуля оставил
заранее,спрятал в кустах.А косу
для бабули он понёс на плечах.

   Я все-все выполнила.С утра
ничего не ела,и когда приступила к окрошке,и начала
представлять ,как же дедуля с
бабулей устали,как же,скорее
всего,проголодались,ощутила и
свой голод.

   За луком бегала два раза.
Показалось,маловато.Мы все
любили много-много зелени,чтобы,когда растирать
её с солью,толкушкой,ощущалась
приличная масса!

   Затем всё покрошила.Я ещё
утром ставила самовар, одновременно варила в самоваре
яйца.А бабуля,ещё раньше,тоже
утром,истопила печь,картошечки
сварила аж два чугунка- и курам,и поросенку,и нам-на
окрошку.

   Огурцы уже подросли,и,
парн'ые,с грядки, испускали
безумно заразительный аромат.
Вся кухня преображалась от
запахов лука и огурцов,такое
бывало только летом!

   Обычно мы готовили в большой
зелёной чашке.

   Но,когда я всё уместила в
ней,поняла,что квас вливать
некуда.

   Недолго думая,вывалила всё
в ведро, а затем добавила квас,
все три литра.Заиграла окрошечка,но получилось всё
равно густовато.Ещё вылила
три литра.Как хорошо, что квас
поспел в обеих банках!Вот
теперь нормалек!

   По-новой завела квас в банках,как раз кипяченая в самоваре вода уже остыла.

   Время подходит,вот-вот
должны появиться мои дорогие,
и любимые,и очень голодные!

   Звякнула щеколда ворот.Они!

   Сбегала в чулан,принесла
сметаны.Ох,густая, своя!Накладываю,накладываю,тороплюсь,но не вижу в окрошке насыщенного белого цвета.
Выложила весь литр!Готово!
Попробовала:вкуснятина!

   Появилась бабуля,аж прожаренная солнцем и усталостью.

   Села на порожек,отряхивает
с носок крошки попавшей травы,
спрашивает о главном:"Окрошку-то приготовила?"

   Ещё бы!Конечно!Какие могут
быть сомнения!

   Но бабуля хваткая,уловила
мигом, что чашки,зелёной, на
столе не видно.

   Спрашивает:"А где?" Я говорю:"В ведре."

   Бабуля оживилась,встрепену-
лась,обомлела!Как закричит:
"Это что,на маланьину свадьбу?!"

   (Сколько лет прошло,их уж
нет на белом свете,а эту
"маланьину свадьбу" слышу со
всеми интонациями!)

   Заходит дедуля.В глазах-
догадка.Бабулин крик,видимо,
что-то ему подсказал.

   Сели за стол.Едим.Молча.Мы
с дедулей переглядываемся,а
бабуля-в глубокой задумчивости,
глаза опущенные,оценивает
ситуацию( читай:главный эконом
семьи попал в западню:холодильника нет и жара).

   И бабуля как стукнет ложкой
по клеенке:"Чтобы съели!"(читай: выход найден!)

   (Получается,и дедуле "попало";а ему-то за что?..)

   Охо-хо.Ведро с окрошкой мы
спустили в колодец.Ведро в ведро,на цепи,в самый низ,чтоб
похолоднее.

   Время пошло,пошло,пошло...

   Скоро бабуля соберется
встречать корову из стада.А пока она,бочком,прилегла на
диване.Утомилась,ведь...

   Выждав минутку,я решаюсь
спросить,не захотела ли она
снова поесть?(читай: не
проголодалась ли она?)

   "Да только ели!"- по голосу
чувствую,мне она -не компания...

   А дедуля,в тенечке,под крышей сарая,покуривает,на меня,задумчивую,посматривает.

   Я же места не нахожу; а двор
широкий,в зелёной ромашке,а
колодец-так и тянет,так и тянет...

   И вдруг дедуля говорит:
"А я ещё чего-то захотел
окрошки."

   Да,моих родных старичков
давно нет;я сама,считай,близка
к их возрасту;но этот тёплый
двор,дедулины слова сияющей
радугой отозвались в моём
сердечке.

   Конечно,же!Он выручал меня!
Он,наверное,подумал:"Ну,и съем
ещё тарелочки две,окрошка-то
лёгкая."

   И голубые- голубые глаза
дедули смотрели на меня
сплошным светом!

   В сентябре я пойду в седь-
мой класс,отучусь по десятый,поступлю,окончу,рожу
двух пацанов...

   Но никогда, никогда я не
забуду ни двор,ни дедулины
глаза, ни наш колодец, где
приютилась в ожидании такая
замечательная,холодненькая
окрошечка!Королева лета!

   ...Когда бабуля подоила
корову,уже в сумерках,она
присоединилась к нам,
"чемпионам по окрошке".

   И ничего не прокисло, ничего
не пропало, мы ведь старались!

   Добрая,добрая,память!

   То захохочу,то защемит
сердце от любви...