Трагедия немецкой колонии. Заградовка. Украина. 19

Леонард Ремпель
Начало трагедии.

  Жители колонии Заградовка не знали, что им грозит, хотя гнетущая атмосфера уже чувствовалась. Почта, телеграф не работали.   Слухи один мрачнее и ужаснее другого, доносились до жителей немецких деревней.   В волости Кронау, по слухам, махновцы созвали хозяев дворов, и затолкав их в большой сарай изрубили саблями. Это была месть сельчанам за то, что они расстреляли бандитов, которые грабили село.
Часто можно было видеть двух, трех махновцев на лошадях, которые пытались узнать, не собираются ли жители   Заградовки дать отпор бандитам.

  Жители колонии Хортица решили защищать себя против партизан, как называли себя махновцы. Это было начало трагедии немецких колонистов. Махно дал приказ наказать их беспощадно, не жалея детей и стариков.

Трагедия Гнаденфельда.

29. Ноября 1919 года в осенний туманный полдень, перед деревней Гнаденфельд появились всадники верхом на лошадях и на дрожках . Деревня была самая бедная среди колонистов Заградовки.
Один из всадников стал махать из далека идущему по улице мужчине, по фамилии Франц, звали его Исаак.  Чувствуя опасность Исаак побежал спасаться. Сзади загремели выстрелы, но пули не попали в него.  Спасаясь он забежал в один огород ища место для того, чтобы спрятаться. Деревья и кустарник стояли без листьев. Все что росло в огородах было заботливо собранно и уложено в погреба. За огородами, вдоль них , была канава. В нее он и спрятался. Два всадника носились по огородам  ,а потом поскакали вдоль канавы. В надежде спастись, под покровом тумана, он выпрыгнул из канавы и побежал к своему дому, где его ждали жена и два маленьких ребёнка. Во дворе были уже другие бандиты. Дом у него был маленький и он не имел богатства.  Бандиты потребовали от него денег и одежды. Исаак отдал им   все что им захотелось. Но как откупаться от других Махновцев? Улицы деревни наполнялись всё новыми и новыми бандитами, которые волнами протекали сквозь неё. Слышалась стрельба, крики умирающих.  Исаак, уже знал, что мужчин, бандиты убивают беспощадно. Надо было спасать семью. Исаак вышел во двор, и увидел соседа Клиевер, который рухнул на землю заливаясь кровью, разрубленный саблями махновцев. Жена Клиевера кричала душераздирающе. Исаак быстро забежал в дом, и спрятался на чердаке в солому.  Через мгновение бандиты ворвались в дом и стали звать его к себе. Потом послышались тяжёлые шаги на лестнице, один из них поднялся на чердак.  Щёлкнул затвор винтовки. Исаак даже не дышал от страха, пот заливал ему глаза. Через какое-то время, показавшееся Исааку вечным, шаги удалились вниз. Он огляделся и почувствовал запах дыма. Бандита не было на крыше.  Исаак не хотел сгореть. Осторожно он приблизился к лестнице. Дом и двор, казались покинутыми бандитами. Жену и детей он нашёл в палисаднике. Как во сне они стояли и не могли поверить в чудо, что они остались в живых. В других дворах лежали убитые мужчины, и в их открытых глазах, отражались блики пламени, которое съедало их последние пожитки. Банда, в количестве 300 человек, двинулась дальше, движимая желанием убивать, насиловать и грабить.

Рейнфелд.
Так же неожиданно возникли всадники в следующем селе колонистов, Reinfeld. Тут тоже были ограблены жители, убиты все мужчины, которые не успели спрятаться. Дома были подожжены и через час, махновцы отправились в следующую деревню.
В деревне Орлофф.
29 ноября, всадники ворвались в деревню Орлофф.  Она была самая большая в Заградовской колонии. В ней было 41 дворов, которые были быстро захвачены. Всадники закрыли все выходы из села, и жители деревни оказались в полной власти махновцев.
 Пожилая пара услышала шум во дворе и уже через мгновение бандиты, требовали от них денег.  Растерянность стариков, взбесила их:
-Вы думаете, что для вас, мне будет жалко пару пуль? - свирепо заорал один из них, и снял винтовку с плеча.
Старик стал их успокаивать:
-Потерпите чуть-чуть. Жена приготовит вам вкусный обед-
Под этим предлогом, он вышел во двор, и там спрятал жену в деревянном домике, а сам исчез, за тутовой изгородью. В доме оставался лишь их сын, Абрам. От него, бандиты потребовали оружие. Они все ещё думали, что у меннонитов есть оружие. Когда бандиты рылись в вещах, сыну тоже удалось убежать до лесопосадки.  Туман, был ему в этом помощником.
В лесопосадках находилось несколько молодых мужчин и мальчиков. Они решили бежать дальше. Через пару километров, их поймали бандиты.  Как стадо овец, ударами кнутов, погнали их обратно. У лесопосадки, один юноша по имени Йохан, бросился в дебри. Скрыться в них, ему не удалось. Со смехом, бородач, на коне, поволок Йохана, за шкирку, к большому стогу душистого сена. Бросил на землю.
-Да ты, немчик, шустрый сильно! Сейчас согреешься! -
Бросил Йохану, коробок спичек.
-Зажигай солому! Сейчас, вам всем, тут жарко будет-
 Над деревней, во многих местах, стал подниматься дым. Это горели стога и дома.
Для Йохана, это было ужасно. Люди работали все лето. И теперь, сжечь то, что было кормом, для коров? Молодой, сильный, парень, не хотел, это сделать.
 Побежал снова, перепрыгнул плетень. Махновец его догнал.  Удары кнута обрушились на него. Потом люди видели, как молодой и сильный парень, бегал по дворам, а за ним мчался всадник смерти. Позже он был найден мёртвым, с пятью колотыми ранами на груди. Только садист мог так, издеваться над человеком.


 Его брат Абрам, был доставлен в деревню, и его узнали те два бандита, от которых он убежал. Махновцы схватили его и повели в дом. Но кандидат в смертники, не хотел умирать.
Перед самым домом Абрам перепрыгнул через высокий забор и побежал в сад. Несколько махновцев начали по нему стрелять.  Пули свистели вокруг Абрама, но в цель попасть не могли. Совсем обессилев, Абрам спрятался в кустах, заросших уже сухим бурьяном.
   Один из всадников , который пустился за Абрамом в погоню, промчался совсем рядом . Ошметки грязи из под копыт коня ударили в лицо и одежду, уже совсем было с распрощавшимся с жизнью Абрамом, но на этот раз в схватке за жизнь ,он вышел победителем. 


Один мужчина, с сыном 13 лет, спрятался в огороде, за тутовником, их обнаружили. Бандиты потребовали, подойти. Сын побежал вдоль забора, прятаться, а отец встал, и был убит бандитами. Это все видела одна женщина, по фамилии Янцен.
В доме Петра Исаака, лежала при смерти его жена. Исаак молился у её кровати, когда к ним ворвались махновцы. Сразу же они застрелили, гостя, Исбранда Фризена. Хозяина, Петра, они застрелили уже в соседнем дворе, куда он успел забежать. В доме они скидали в кучу стулья, мебель, кровати и подожгли. Умирающую, в одной рубашке, махновцы выгнали из дома, где она упала на холодную сырую землю. Дети стояли кругом, пытались согреть мать, сняв с себя одежды.   Это не помогло, она умерла, испустив последний вздох, в холодный, ноябрьский туман.
Картина ужаса, была перед глазами детей. В их середине, мёртвая мать, немного подальше, убитый отец. Их новый, красивый дом, в котором они так счастливо жили, горит.
Попозже, детей видели в разных семьях. Старшая, очень одарённая девушка 18 лет, сошла с ума.
В некоторые дома, эти дикари врывались и без разговоров убивали саблями хозяина. Женщин они насиловали, не щадили девочек 13 лет. Одна девочка отказалась отдаться насильнику, её сразу же убили. Две целомудренные девушки, были изнасилованы.  Мебель, в поисках денег и ценностей, была разбита, и использовалась часто, как сухое дерево, для поджога дома. Можно было видеть, как мужчины, женщины, дети убегали в огороды, поля, преследуемые страшными всадниками, которые охотились на них, как на зверей.
    Генрих Нейфельд, деревенский учитель, 35 лет, был идеалистом. Молодёжь тянулась к нему. Он был очень уважаемым, человеком в деревне. В школе, как обычно, шли занятия. Когда появились всадники с саблями наголо, учителя отменили занятия. Как дети добирались до своих домов, неизвестно.  Генрих Нейфельд, пошёл домой, с книжками под мышкой. Он не скрывался и шёл по улице. Его дом был в конце деревни. Неожиданно к нему подскакал махновец.
-Куда? -
- Домой, к своей семье. -
-Кто ты? -
-Учитель этого села. –
-Тогда не иди дальше, иначе тебя убьют! -
-Почему же? -
-Мы мстим. Но если ты учитель, то иди в школу, и тогда ты останешься в живых! -
Генрих Нейфельд, последовал его совету, начальная школа была совсем рядом, и в ней были ещё два учителя, Тевс и еще один Вибе.
Но и в школе было не безопасно. Одна, за другой, приходили в школу группы бандитов. Они угрожали смертью и оскорбляли учителей.
Из окон школы, было хорошо видно, что произошло в соседнем доме. Хозяин, Хейнрих Сименс, израненный, в открытое окно взывал о помощи. Послышались выстрелы, дом загорелся. В нем сгорел хозяин и вся его семья.
Нейфельд, мог бы спрятаться, но все его думы были о доме о семье. Как они там?
Через два, долгих и страшных часа, раздался сигнал сбора. На центральной площади, появились грабители. Среди них были и такие, которые имели   дрожки, тачанки и свежих лошадей. Все это было забрано у убитых. Их было где-то около трёхсот-четырёхсот человек. Учителя подумали уже, что они спасены, но в школу ворвались окровавленные бандюги, с пистолетами в руках. Почему-то они приняли 35 летнего Нейфельда за студента. Студентов, махновцы ненавидели, так как они считали, что от них, главная опасность. Студенты и правда, всегда участвовали в разных забастовках и восстаниях. Студент, в их глазах был смертник.
-Что вы тут делаете? - заорал пьянющий махновец.
-Мы учителя. - ответил Нейфельд.
-А тебя студента, очкастого, я не спрашивал! -
Нейфельд, действительно был в очках, с большушими линзами.
Бандюги, явно соображали, что можно забрать у этих учителей, кроме их книг, которые им, кроме как на курево и не нужны были.
-Деньги давай! - обратился один бандюга, к учителю Тевсу.
-У меня нет денег. - ответил, побледневший Тевс.
Прозвучал выстрел, и учитель Тевс, упал сражений пулей.
-За что? - сказал им Нейфельд.
За место ответа, прозвучал выстрел, и Нейфельд замолчал на веки.
Учитель, Вибе, опустился на колени, и умолял убийц, пожалеть его. Так как у него семья и дети. Потом он потерял сознание и очнулся в другой комнате. Грабители потребовали от него выкуп. Все что у него было он отдал им, и это спасло ему жизнь.
Нейфельд, оставил вдову и семь детей, из которых старшему было 15, а младшему шесть месяцев. В последние годы, он еле-еле мог прокормить их. Уже, на следующий месяц, после смерти, общество перестало платить вдове деньги за её убитого мужа.
 Когда бандиты, через два часа, покинули село, то в нем, на улицах, в домах, в огородах, осталось 44 убитых, и много искалеченных людей.
В селе Тиге.
Таким же образом, бандиты, затем поступили с селом Тиге (Tiege) . Убивали, грабили насиловали.
В доме врача, бандиты долго искали ценности. Но кроме двух, очень красивых дочерей, никакого богатства, у врача не было. Один из главарей, потребовал от отца, дочь, для удовлетворения своей похоти, в обмен на жизнь. Отец от отчаянья, колебался. Дочь, чтобы спасти отца, согласилась.
Несколько женщин, были заражены венерическими болезнями. Одна, изнасилованная молодая женщина, родила ребёнка. Кто может оценить горе женщины, зачавшей ребёнка от насильника? Убив, всех, попавших им в руки мужчин, дикие варвары, оставили село, и горящие дома с убитыми и ограбленными жителями. Их цель была Мюнстерберг.


Трагедия деревни Мюнстерберга (M;nsterberg).
 
Ещё днём, 29. Ноября в Мюнстерберге (M;nsterberg) были всадники, из деревни Шестерня. которую отделял от жителей Мюнстербега лишь мост реки Иглиц.   Они выдавали себя за белогвардейцев, в надежде узнать о планах жителей, и нет ли у них связей с другими деревнями немецких колонистов. Это был трюк, таким образом, эти бандиты, хотели узнать отношение жителей к белогвардейцам, и думали, что жители их примут с особой радостью и тем самым, выдадут свои настоящие планы. Но меннониты держались нейтрально. Никто в деревне, даже и не подозревал, что их Мюнстербергу, в планах Махновцев, отводится особая роль.
 Наступил вечер. Было сыро и холодно. Появлении в деревне Махновцев, жителей не очень-то испугало. Раньше были набеги. Жители привыкли к ним. Хоть люди и лишались, какого-то имущества, но все оставались живы.
За Мартенса, его жена, очень боялась. Он часто при решении спорных вопросов между их деревней и Шестерней, получал угрозы. На этот раз, она заставила, его спрятаться во дворе. Загорелись дома, выстрелы, дикие и страшные крики убиваемых, саблями людей, не могли оставить его в покое. Осторожно он подошёл к своему дому, и в темноте споткнулся о чьё-то тело.  Это была его, мёртвая жена.  От отчаянья, сердце его облилось кровью. Что с детьми? Когда он вошёл в дом, то увидел, всех своих пятерых детей, порубленных саблями. Старший сын, одиннадцати лет, лежал рядом с маленьким младенцем, и прикрывал его обрубками рук, как бы защищая его от ударов сабли. Младенец был разрублен, как и остальные дети.     Вне себя от горя, побежал Мартенс прочь от своего дома, мимо дома соседа, где детские отрубленные головы, лежали на подоконнике.
Совсем рядом, жила юная семья учителя. Бандиты ворвались к ним домой, и потребовали денег. Денег было мало. Бандиты рассвирепели.   Один из них, несколько раз ударил молодого учителя саблей.  Окровавленный мужчина упал на пол. 
-Неси выпить! - обратился бандюга, к молодой женщине.
Она принесла, крепкого немецкого вина, которое делали в деревне. Они выпили. Взгляд одного бандюги, упёрся в плачущую женщину, заскользил по силуэту её невинной женской фигуры, наливаясь похотью и страстью. Ей и было только 19, да и поженились они совсем недавно. Грубо повалил он её на кровать, насладился быстро, за ним стоял уже другой. Её юный, такой нежный любимый мужчина, лежал совсем рядом. Он задыхался, лёжа в крови, тщетно в конвульсиях, боролся со смертью. Защитить, свою ласточку, от этих зверей, он не мог. А кто мог? Бог? Бога тоже тут не было. Ведь бог — это любовь, как думают некоторые. А какая же тут любовь?
В этот вечер, некоторые смогли себя спасти. Спаслись те, кто под покровом тумана, спрятался в оврагах, за селом, а также в камышах у реки, некоторые спаслись в кустах в огородах, и даже одна семья спаслась в дымоходе, простояв там, всю ночь.
На следующий день, утром 30 Ноября, грабители из соседних русских-украинских сел приехали на телегах и прискакали верхом на конях, снова. Ещё не все было разграблено и дома не все удалось поджечь.  Было очень влажно и сыро, и дома не очень-то хотели гореть.  Встретили их не только пустые дома, но и жители, которые, не спали всю ночь.  Они очень замёрзли, спасаясь в камышах и оврагах, в холодной ноябрьской воде реки. Жители по наивности думали, что все страшное позади, но они ошибались.  На этот раз очень немногим удалось спастись. Некоторые, на лодках, достигали противоположного берега, и просили убежища у своих  знакомых, в деревне Шестерня.  Только несколько человек осталось в живых. Остальных предали и безжалостно убили.
  Жители Шестерни, православные, желали смерти всем жителям Мюнстерберга, в котором жили мирные люди, в основном крестьяне меннониты, которые так верили в Христа, надеялись на его защиту. Но защиты от Христа не было.  Да и убивали их тоже, почитатели Христа. На многих бородатых мужиках были кресты, во многих соседних деревнях были красивые православные церкви, ещё не разрушенные, большевиками. Ни один священник не восстал против этого страшнейшего преступления. Одни убивали, насиловали, грабили, сжигали дома, а другие вывозили, все что им хотелось: посуду, мебель ручной работы, коней, коров, свиней, сенокосилки, молотилки, тачанки, даже перины и подушки. Православные священники, принимали и отпускали грехи, уверенные, что Христос их на это убийство, благословляет.
Жители Мюнстерберга даже не думали, что их ожидает особая жестокость.  Убито было 84 человека, из них 18 женщин, и 36 детей. Были убиты все, от младенцев, до самого древнего старика
 Из 32 домов остался не сгоревшим, лишь один дом, да и тот растащили жители Шестерни и от него ничего не осталось.   Теперь, когда люди были убиты, и дома сожжены, жители Шестерни, а среди них были и убийцы, потребовали всю землю, поля и луга Мюнстерцев, отдать им, в их собственность.
Шанс выжить был у тех, кто бежал в Алтонау и Блюменорт. С огромной скоростью, как лесной пожар, среди остальных 11 деревень, распространилась новость, что и их ожидает судьба Мюнстерберга. В огромной спешке запрягались телеги, и вскоре все дороги были переполнены убегающими колонистами. Малоимущие искали убежища в больших русских деревнях, Павловка и Михайловка. Дома и дворы были оставлены на разграбление мародёрам.

Деревня Шонау.
Ожидали нападения на Алтонау и Розенорт, но напали на Шонау. Жители деревни были готовы к бегству, но не успели это сделать. Большие стога сена, которые были за домами, вспыхнули враз. Вскоре загорелись дома. Но и этого недостаточно было махновцем. На конях они носились за убегавшими в разные стороны людьми, и убивали всех кого могли догнать.  В это время появились белые, и это спасло остальные 11 деревень, колонии Заградовка. Махновцы похватав награбленное разбежались кто куда. Мало убедительно то, что Белые шли, на помощь, немецким колонистам.  Если бы это было так, то они давно могли вмешаться в эти страшные события. Их отряды находились совсем близко. В планах деникинских офицеров, не было защищать немецких колонистов, так как они были рьяные националисты.
Весь тот ужас, который произошёл в этих шести сёлах описать трудно, и трудно потому, потому что осталось мало свидетелей тех трагедий, что разыгрались на более чем 600 дворах немецких колонистов. Но те люди, которым удалось убежать от махновцев, описывали такие фантастические картины ужаса и в таких красках, что слушателей обуревал неимоверный страх. Люди цепенели от ужаса.
Учитель Берг бежал вместе со своей больной женой и одиннадцатью детьми, один из которых был эпилептическим калекой. Мимо него проезжали в сторону Михайловки десятки повозок с меннонитами, но ни одна не брала с собой его больную жену и калеку. Умоляющими глазами провожала фамилия Берга каждую повозку, но напрасно. Никто даже не подумал им помочь. Наконец, один меннонит сжалился, и взял на повозку калеку. Для других людей у него не было места. А ведь до него проезжало много людей, у которых было достаточно места для детей Берга. Но они думали лишь о себе.

Что привело к такой трагедии, в немецких деревнях Заградовки?
Уже за долго до 1 Мировой войны, окресные крестьяне косо смотрели на очень хорошо развитые хозяйства Колонистов, которые часто были их работодателями. Так как села Меннонитов образовались раньше, чем русско-украинские деревни, то и сельхозугодия у них были удачно расположены, да и земли были наиболее плодородные. Да к тому же немцы образцово их удобряли, так что урожаи они имели отличные.  Колонисты даже подумать не могли, что им за это может угрожать смерть, и что целые деревни будут уничтожены, чтобы изменить эти границы. Угрозы в их адрес были и раньше, но как на них реагировать меннониты не знали. Они полностью полагались на волю и защиту бога. В немецких хозяйствах очень хорошо кормили батраков, и зарплата была на много выше, чем у крупных русских землевладельцев по всей России, но желание крестьян иметь свою землю и быть на ней хозяином были очень сильны, и большевики обещали крестьянам землю.
Потом пришла война. Это дало националистам новые причины натравливать крестьян на колонистов. Они натравливали бедных крестьян, не на русских помещиков, а на колонистов, которые с большой любовью и знанием обрабатывали свои земли.  На этих беззащитных, трудолюбивых людей, говоря крестьянам, что эти чужаки не имеют право на русскую землю и что их надо во что бы то не стало изгонять с земель, и забрать их в свои руки. Что каждый крестьянин должен видеть в них негодяев и предателей.
Все это приводило к тому, что все больше запрещалось разговаривать, молиться и проводить службы на немецком языке. Да к тому же царь Николай решил изгнать меннонитов с их земель в Сибирь, потому что они немцы.
Напрасно меннониты пытались пробудить сочувствие к ним, указывая, что они в очень большой части были выходцами из Голландии, и что их предки голландцы.
Эти не справедливые действия правителей во время войны, не способствовали тому, чтобы пробудить любовь колонистов к русскому народу. И это, не смотря на решительные утверждения меннонитов, о их моральной приверженности к ценностям христианства, любви даже к врагам.
Крестьяне  обвинили их в лицемерии:
 «Когда Россия в1914 году была в опасности, то вы отказались взять оружие для защиты наших детей и женщин, утверждая, что это из-за вашей веры невозможно.  Но когда встал вопрос защищать ваше имущество, то вы взяли оружие в руки!»
 Это была горькая правда. Хоть и взяли оружие всего в нескольких деревнях, но тень легла на все колонии. Это показало отношение меннонитов к охране государства, в котором они жили, и к истинному отношению к религиозным ценностям. Отклонение от пацифизма к милитаризму, оказалась для меннонитов особенно тяжёлой ошибкой. Ведь, они очень гордились своим строгим пацифизмом в течении четырёхсот лет. И вот теперь во время кровавых войн, казалось бы, они должны были держаться своего лозунга:
«Не убей!», они нарушили свои правила. По идее теперь, они и не меннониты вовсе.

                Австро-германские войска

В начале апреля 1918 года, австро-германские войска захватили Екатеринослав и прилегающие районы с живущими там немецкими колонистами. Они приветствовали новых правителей, в покровительство которых они должны были по их мнению попасть. Никто из немецких колонистов не интересовался мировой политикой, поэтому и не имели понятия, что германо-австрийское правление будет только короткое время, лишь временным.
Оккупационные силы со своей стороны делали все, чтобы поддержать веру в то, что их правление будет долгим.  И это им удавалось все лучше и лучше, так как они взяли колонистов под особую защиту.  Они просто не видели опасности от этих работящих и очень верующих в бога людей!  Колонистам было обещана экономическая помощь.
Но царя не было, жители соседних деревень не могли больше у них забирать землю, мотивируя это тем, что землю надо делить поровну. Поэтому колонисты были довольны тем что происходило.
После оккупации австрийско- немецкими войсками Украины,  крестьяне наоборот чувствовали себя обманутыми, захватчики им не обещали землю, и даже наоборот заставляло отдать те земли, что были забраны у прежних хозяев.   Возмущение нарастало, поэтому оккупационные власти строго следили за тем, чтобы местное население сдавало оружие.
В некоторых немецких деревнях ,Красный Кут, Мариенталь  оккупанты вооружали, учили стрелять и обращаться с оружием молодежь .
Перед Рождеством 1918 года, часть немецкой молодёжи маршировали под командой прусских офицеров, стреляла из оружия.  Мысли о маленькой войне вызывали у них восторг и даже чувство весёлого приключения. Старые меннониты смотрели на это с осуждением, и эта бравада очень ранила их сердца.
-Бог, прости их, они не знают, что они делают. –

400 лет у меннонитов был лозунг: «Ты не должен убивать!»
В Заградовской, как и Молочная и Старой колонии, большинство немцев были меннониты. Меннониты, были строгие пацифисты, и брать оружие в руки и вообще убивать было для них огромным грехом. За отказ от военной службы меннониты боролись и страдали. Принцип беззащитности всегда был священным для них.
 
Крестьяне, в соседних деревнях,  чувствовали себя оскорблёнными, тем более, когда немецкие солдаты арестовывали мятежников, которые прятались в их деревнях, а вели их туда молодые немецкие колонисты.      Старая вражда и ненависть к немцам в России, которая была раздута русскими и украинскими националистами в Первую Мировую Войну, возродилась.
Когда же наступило неизбежное поражение, и австро-немецкие войска оставили Украину, то колонисты почувствовали всю ненависть крестьян.
В этой неразберихе образовалось много разных банд, которые использовали некоторые политические лозунги, но колонисты не разбирались в политике, и поэтому не могли различать, эти банды, между собой. Часть колонистов решило с оружием в руках, которое дали им австро-немецкие солдаты, защищать себя от этих бандитов. Но от того, что колонисты имели оружие, и хотели им защищаться, соседние деревни, почувствовали угрозу себе.
Одиннадцать сельских районов, на совместном собрании, приняли решение о том, чтобы колонисты разоружились. И предъявили им свои требования. И только тут у колонистов открылись глаза. Они поняли как они беззащитны и одиноки.
Совместно, жители колоний решили, что лучше отдать оружие, и не применять его для защиты своей жизни и материальных ценностей. Они отдали оружие, и вздохнули облегчённо, от того, что снова вернулись к своим основным священным ценностям:
-Ты не должен убивать! -
С тех пор страдали колонисты от грабежей больше, чем когда-либо.
Разные банды забирали у колонистов лошадей, одежду, сельхозмашины, сеялки, веялки. Но больше всего соседние крестьяне хотели забрать у колонистов землю.
Правительство большевиков издало закон, по которому все земли в общине становились общей, и по нему каждый желающий имел право на свою часть земли. Колонисты сопротивлялись, но все равно у них забирались их лучшие земли, и отдавались малоземельным  крестьянам. Всё это приводило к ещё большей ненависти.
Между тем гражданская война продолжалась. Петлюровцы были изгнаны большевиками. Потом последовали маленькие и большие бунты и наконец летом 1919 года вторглись белые. Колонисты опять совершили большую глупость, встретили их с радостью и даже некоторые молодые меннониты добровольно стали служить им. Это были сорви головы, которые плохо понимали крестьян.  Все это ещё больше отдалило их от крестьян.
День от то дня в народе росла ненависть к Деникинцам.
 Деникинцы устроили крестьянам месть, горели хаты, выгорали целые деревни,сотни крестьян были избиты на  деревенских площадях, десятки расстреляны. 
К несчастью колонистов, богатый землевладелец Виланд (Wieland), с несколькими десятками молодых колонистов, учувствовали в карательной экспедиции, против восставших крестьян, под руководством батьки Махно.
Все это, и особенно то, что при Деникине были забраны земли у крестьян и отданы снова их бывшим владельцам, спровоцировало восстание. Предводителем его стал батька Махно. Теперь Махно заменил Деникина и это было осенью 1919 года.
Махно был анархист. Анархисты придерживались взгляда неограниченной свободы, то есть допускалось любое преступление. Недовольные Деникиным крестьяне, тысячами вступали в его отряды. Земли и пастбища были снова забраны у помещиков и колонистов. Закон мести заработал на всю катушку.

Почему уничтожили деревню Мюнстерберг?

Разлад между жителями Мюнстерберга и жителями Шестерни был давно. И на это было несколько причин.
Первая причина была в том, что  крестьяне видели в жителях Мюнстерберга работодателя. Осенью , жители Шестерни и некоторых других сел нанимались батраками к хозяевам хозяйств села Мюнстрерберга, как в прочем и к другим колонистам . Хотя отношение к батракам было хорошим, по сравнению с русскими помещиками, которые высасывали все соки с крестьян, но они все-таки были отношениями работодателя и работника.
Вторая причина была в том, что наделы крестьян деревни Шестерня, были за деревней Мюнстерберг, и тянулись дальше к другим немецким сёлам.  Поэтому крестьяне Шестерни, потребовали отдать им земли менонитов, которые были у них рядом с их жильём, да и деревня, тоже мешала им тем, что тогда оказывалась в середине их земель.
Третья причина была в том, что образовались разные банды, которые пользовались поддержкой местного населения.
Без чужой помощи, соседи бы не решились на таки чудовищные преступления по отношению к немецким колонистам, если бы не получили помощи от Махновцев, в удовлетворении своих притязаний.
Были и другие причины. К примеру те, где главную роль играли националисты, которые видели в немецких колонистах чужаков и потенциальных врагов.
К счастью меннониты в Заградовке нашли в себе силы прийти к своим прежним ценностям, но это не спасло их от гибели и грабежа. Возникает вопрос, а что бы сделал с ними Махно, если бы меннониты не взяли оружие в руки?
На это отвечает судьба села колонистов Мемрик, которые не брали оружия в руки, и не сотрудничали с оккупантами. Через их село тоже прошли Махновцы, но так как с сёлами Заградовки, он не поступил, хотя и их пограбили. Но как бы там не было эта вопиющее и ужасное преступление которое было  в сёлах Заградовки, взывает к цивилизованному человечеству, о недопущении таких преступлений.

Заключение.

29 и 30 Ноября, стали страшным днём для колонистов Заградовки. 214 человек было убито. Шесть деревень были дотла сожжены. Сотни искалечены, десятки женщин изнасилованы, и заражены венерическими болезнями. И очень долго, эти жертвы, оставались трагическими свидетелями, того что случилось.
Великая скорбь, поселилась в сердцах меннонитов и немецких колонистах. Многие разуверились в том, что есть бог и Христос спаситель. Очень уж ужасная трагедия, показала людям, что ну не может быть такого, чтобы бог, если бы он был, допустил это злодейство. После этого трагического события, сотни тысяч, немецких колонистов покинули Россию, и перебрались в Канаду, Америку, часть уехала в Саратовскую область, где тоже были колонии, очень много уехало в Сибирь и в Алтайский край.
Вторая Мировая Война, оказалась катастрофой, для русских немцев. Немцам было отдано распоряжение в течение 24 часов подготовиться к переселению и с ограниченным количеством своего имущества прибыть в пункты сбора. Немецкие жители республики были вывезены в отдалённые районы Сибири, Казахстана и Средней Азии. Согласно этому указу в сентябре-октябре 1941 г. было депортировано 446 480.  Всего в годы войны было переселено до 950 тыс. немцев]. 367 000 немцев было депортировано на восток (на сборы отводилось два дня): в республику Коми, на Урал, в Казахстан, Сибирь и на Алтай. По данным переписи 2001 года, число немцев составляет 33 302 человека (0,07 % населения Украины).
По данным переписи населения, проведенной в 2010 году, в России проживало 394 138 немцев. при этом примерно 1,5 миллиона человек являются потомками российских немцев с той или иной степенью родства.
В общей сложности, по данным Министерства внутренних дел ФРГ, в Германию с 1950 по 2006 год переселилось 2 334 334 российских немцев и членов их семей

* Императрица Елизавета Петровна, пригласила немцев помочь развить земли Украины. Екатерина II продолжила политику развития украинских земель и призвала сельское население всех европейских стран переселяться на русские незанятые земли, и, как правило, большая часть иностранцев устремилась в Малороссию (тогдашнее название Украины). В Черниговской области есть по крайней мере шесть поселений, которые были построены немцами с 1763 по 1774 годы. В 1788 году на территорию нынешней Украины прибыли 228 колонистов из, Данцига, придерживавшихся лютеранского и менонитского вероисповеданий, которые спасались от преследований Римско-католической церкви. Эти 228 немцев построили города на острове, Хортица, а также в Херсонской, Таврийской, Волынской, Киевской, Харьковской и Черниговской губерниях. После второй русско-турецкой войны, немцы стали развивать и Крым. Параллельно немцы построили свои поселения и на территории Галичины, Буковины и Закарпатья. В южной части Малороссии немцы построили более тысячи немецкоязычных начальных школ, педагогических и сельскохозяйских училищ, женских специальных училищ, гимназий и других учебных заведений, где преподавание велось на немецком языке.