Рассветные песни

Николай Максеев
РАССВЕТНЫЕ ПЕСНИ

Седой старец взял палку, помешал угли и продолжил:
- Маленький я тогда был, такой же, как ты. Всё тогда только зарождалось. Бабушка моя, тем не менее, ведающая была. Она и говорит: Внучек, куда у нас палочка запропастилась? Ты не видел ее? Нет, отвечаю, бабушка. Поищи-ка, хорошенько в доме, не найдешь, под крылечко посмотри, говорит. А то совсем народ забыл, как заклички делать...
Старец придвинулся к гаснущим углям, сладко потянулся. Окинув взглядом звездный небосвод, продолжил:
- Я полдня искал палочку, проверил все места, где только можно.
В затянувшейся паузе отчетливо были слышны стрекот цикад, пенье ночных птиц. Темноту неба на мгновение прорезала ослепительная комета. Прадед, словно забывшись, молчал. Правнук, не выдержав паузы, спросил:
- Дедушка, нашёл палочку?
Старец вопросительно посмотрел на малыша, мол, о чём это ты, переспросил:
-Какую палочку?
-Ну как, какую? Какую бабушка просила найти?
- Волшебную?
- Она волшебную просила найти?
- Да, волшебную.
- Нашёл?
- Найти-то нашёл, но сразу и не сразу
- Как это: сразу и не сразу?
- Говорил же, бабушка у нас ведунья была. Когда я всё проверил и палочку не нашёл, она и говорит, найдется палочка, наверное, она у соседей или еще у кого. Нужно всем селением песню какую запеть, она и отыщется...
- Дедушка, что потом? Не молчи!
- А что потом? Говорю же, нашлась палочка. Сразу и не сразу.
- Волшебная? Как, сразу и не сразу?
Прадед с хитрецой посмотрел на внука. Три годика минуло малышу. В вышитой льняной рубашке, пригожий, быстрый в мыслях не знал ещё, что мудрый старец ненавязчиво науку образности преподаёт, растит, пусть юного, но уже с задатками будущего волхва...
- Волшебная... Мне посоветовала бабушка обежать за оставшиеся полдня всё селение, и на следующий день, с утра, каждый стоя на своём поместье, всем селением песню должны были исполнить. В то утро, как я потом узнал, вся страна в одно и то же время и запела песню: Люди, потише! Я прошу вас, потише! Войны пусть сгинут во мгле... Потом исполнили другую. Являя Рассвет, она называется. Все люди родами выходили на свои участки и пели светлые, вдохновляющие песни. Потом эта традиция подхватилась, продолжилась. Каждое утро, в шесть часов, люди, выполняя просьбу Анастасии, пели рассветные песни.
- Дедушка, не понял, нашлась волшебная палочка?
- Да, нашлась...
- Где же она?
- Помнишь, я говорил, что бабушка про заклички говорила. Я тогда не придал этому значения. На Пасху это и случилось впервые, когда люди песни всем миром пели. В то время в моду флешмобы вошли. Слово-то, какое... Наш флешмоб грандиозным был, масштабным, оживляющим природу, пространства, пробуждающим людей...
- Дедушка, подожди, так палочка где?
- Ах, моя юность! Про войны, болезни, зимы ты теперь лишь по рассказам знаешь. Предвестником мира на Земле и послужили рассветные песни селян, когда в одно и то же время люди всех селений поют о добре, любви, счастливой жизни. Песни те образы несущими были, вдохновляющими...
- Дедушка, а палочка-то где? Что ею сейчас делать?
Старец с хитрецой взглянул в восторженные глаза правнука, вновь выдержал паузу, направил взгляд в ночное небо. Малыш проследил за его взором, выхватил мириады звёзд. Прадед задумчиво, протяжно:
- Где-то там сейчас, должно быть...