Ошибка у Григория Паламы и о исихазме Марии

Дмитрий Хохлов 2
*** в рифме сердечной правоты малого сего

Конечно, оппонент Григория Варлаам был неправ, называя свет Фаворского преображения де тварным и не различая познания данного свыше от обыденного. Однако далее, отрицая ошибочную грубость Варлаамия, сам Григорий впадает в искусственную тонкость, претендуя, что особо отличает энергию Божественную от Божественной сущности, при том настаивая в противоречие некой своей самоуверенности знатока что сущность непознаваема (претендуя на особое знание "энергетическое" о незнании как бы).

В книге Бытие сказано "скрою ли что от Авраама", а в 1м послании Апостол Иоанн говорит что суть Евангелия в том, что "Бог Есть Свет и Нет в Нем никакой тьмы". Нет тьмы непознаваемости в Сущности Кроткой Любви Личностной - Божественной Сущности по Её Сути. "Открыл младенцем, скрыв от мудрых и разумных". Иначе "взяли ключ разумения, сами не вошли и другим помешали".

По моему речь о неком оскудении и болезни плодов на древе богословия после разделения Церкви (об этом образно в книге Агея библейской). И самоуверенность ошибочная схожая по сути у Фомы Аквинского и Григория Паломы в разделенной Церкви. Как сказано у пророка Агея "сеите много, а собираете мало (у разрушенного Храма-Церкви)".

В правильных трудах Св Максима Исповедника и 6го Вселенского Собора речь идёт о содействии полном и творческом и кротком и дерзновенном во всем энергий Божественной и человеческой природ во Христе Иисусе. В человеческой же природе есть простая душа по Образу Божию. Но и многосоставное тело по Подобию Божию. С энергиями человеческой природы - творческими подобиями свойств простой Божественной Природы. Сущность же Божия в силу естественной кротости своей - Кротости Любви своими свойствами в полноте и более того содействует сама душе и энергиям тела человеческой природы. Но Сама Сущность Божия проста и бестелесна и сии свойства в полноте называются её энергиями (не что-то отдельное от сущности и другое), которые не являются чем-то другим, чем сущность, в отличии от человека с различимыми телом и душой, многосоставным телом опять же.

Иначе вводится не ко времени некое покрывало Моисеево под названием "энергий божественных отличных от божественной сущности (де непознаваемой непосредственно личностно и по природе)". Как бы виртуальная лжеикона из "энергий" (превратно понятых) не приводящая непосредственно к Первообразу, но разделяющая человека и Бога (Марию и Христа) со страданием тьмы неведения (неведение же суть место для змия лгать на Бога и Его Благие Заповеди). Безличностная лжеикона, которая и не икона будучи без лица (напоминает лжебогословие высокопустое товарищей библейского Иова).

Святитель Григорий Богослов (не Палама) видел сон как все люди перед ним разделились на 2 части: одна ожидала богословия грубого и плотского, а иная - искусственно тонкого в смеси с чуждой мудростью (эзотерической). Святитель же проповедовал лишь Троицу им. Так эти 2 части могут спорить друг с другом, как Варлаам и Палама, не исповедуя непревратно Троицу Богослова и Малого Сего.

Также в целом о исихазме (добротолюбии) и непрестанной молитве. Как возлюбленная в Песне песней говорит "я сплю, а дух мой бодрствует". Это состояние Безгрешной Богородицы Марии - Новой Евы - Живого Ковчега Завета, Исихазма Истинный. И подобных Ей святых Единой Церкви. Практика же упражнения в непрестанном произнесении молитвы (особо очерченная на востоке по прошествии времени) может помочь этому, но не надо лишь вспомогательное упражнение физическое превозносить до исполнения заповеди сердечной (терпеливого бдения сердечного в рождении детского отклика Отцу Христову), чтобы не оказаться во внешнем дворе фарисейской прелести о себе самих. Святитель Иоанн Златоуст пишет о служанке одержимой злым прорицанием, которая по книге Деяний шла за апостолом Павлом и непрестанно выкрикавала как бы правильные слова о вере. По Святителю Иоанну Златоусту сей злой дух в простом и известном говорит как бы правильно (но грубо и плотски), чтобы солгать и запутать в более сложном прелестно. Иначе и само упражнение доброе может выродиться в фарисейском сердце в прелесть от такого злого духа непрестанно говорящего как бы правильное перед людьми и перед самим собою. И сам апостол Павел пишет что внешнии упражнения благочестия лишь отчасти полезны (иначе становятся грубыми идолами самих себя с прелестью искусственно тонкой во внешнем дворе лжеревности и отступления).

NB иначе получался бы нонсенс что и во Христе Иисусе сущность Божественная осталась де непознанной человеческой сущностью непосредственно (как и вместе с энергиями обеих сущностей тоже). Что было бы не блаженство, а мнимым смирением и ложным превознесением Божественной Любви Открывающейся Кроткой в Евангелии младенцам, а не фарисеям (и не Аману перед Есфирью ложно склонившемуся). Знают же сущности друг друга как настолько близкие друг другу также как самим себе. Яко Так Благ Бог и сотворил благой человеческую природу и сочетался дружески и творчески с нею, несмотря на ложь лицемерия змия и идола самого себя ничтожную и пустую.

**** непознаваемость же Бога нужно понимать в смысле том, что нельзя Его постичь тем, кому Он, Троица себя не открывает свыше как Кроткая Любовь и Добро в этом смысле - Логосе Божественном, в полноте - во Иисусе Христе (освящая собою кротко и девственно разумение тварное свободное и творческое, сотворческое для того). А не то что надо ложно вводить эзотерическую в принципе непознаваемость сущноси божественной, де свысока общающейся с творением через безличностную "энергию" только - что больше похоже на рассуждения змия перед Евой (сеющее недоверие свысока), чем богословие Малых Сих.

Иначе получалось бы что Благодать это де лишь безличностная "нетварная" (только лесть замазывающая лик) энергия. Но у Бога-Любовь все живы (не саддукействуйте и не фарисействуйте спорящие Варлаамий и Григорий) и дружески личностны. Тем более материнская Благодать - Дух Святой, не униженная и де подчинённая энергия якобы - ошибка у Григория подобная филиокве "понукать божественной энергией", пряча Лик, как Валаам.

Дополнение:

Иначе и в практике духовной жизни благодать окажется де безличностной и неотличимой (от прелести) энергией (без Образа Голоса Ветра, о котором Иисус говорит Никодиму), но возможно некоторые лжеличности лжестарцев (принимающие образ демиургов или эроса в конечном итоге) будут указывать свысока на свои энергии (подменяя собой Личность Благодати в мерзость запустения фарисейскую), которые де надлежит слушать. Немного как в сказке о 7х козлятах. И под правильной овечьей шкурой тезиса о "непознаваемости Бога" оказываетс тогда ложная суть. То есть на самом деле познаваем младенцами, детьми Материнского Святого Духа, Сам Себя открывает, иначе же никак не познаваем (если Себя не открывает "Имеющий Ключ Давидов" и говорящий лицом к лицу с Иовом) - такой правильный Смысл.

Иначе на западе с ошибкой филиоквы в разделившейся церкви соблазн понукать властно (как Валаам) Святым Духом как де пассивным только началом. А на востоке соблазн стяжать Благодать как де некую энергию безличностную, богатясь по фарисейски, вместо стяжания личной дружбы в нищете духа с Благодатью, со Святым Духом (подобной Матери и Мамой в богословии многих святых отцов и матерей востока и запада неразлелившихся святостью, как и Св Сусанна - прообраз церкви в книге Даниила).

PS То есть и Петру апостолу на Фаворе Отец говорит о познаваемости непосредственном кроткой Личности Божественной Сына через крестное послушание дружеское "Сей Есть Сын Мой Возлюбленный, Его Слушайтесь" то есть через игольные уши рукой сердечной споспешницы Богородицы верной. А не некое богачение энергиями как у богатого юноши (так Петру чтобы усовершиться) если не хуже (у кого незнание не от греха юности исправимого, а от фарисейства). Иначе запрещать мужественному уму непосредственно созерцать личность Друга Божественного и требовать покрывать волосы - это лжесмирение и обрезание не ко времени от лжебратьев - "соглядатаев свободы нашей во Иисусе Христе Сыне Божием" (по Апостолу Павлу выражение обличительное на таковых).