Дежавю и патологическая ложь

Гадаев Алексей Вениаминович
Патологическая ложь – расстройство ложных воспоминаний. Феномен выглядит как «уже виденное» ставшее в сознании пациента реальностью.
К.Ясперс в книге "Общая психопатология" пишет о аномальных представлениях, обманах памяти при псевдогаллюцинациях у человека. Он пишет следующее: "Поскольку эти феномены воспринимаются больным как нечто реальное , их следует отличать от явлений собственно дежавю, которые никогда не мыслятся как реальность. Более того, само переживание производит совершенно иное впечатление. Эта уверенность в том, что нечто было уже увиденное или пережито прежде иногда уже относится только к отдельным аспектам настоящего, иногда же сопровождает психическую жизнь лишь на несколько секунд или минут, иногда же сопровождает психическую жизнь на протяжении целых недель. Описываемый феномен нередко встречается при шизофрении». <..>Существует группа феноменов, также связанных с искажением прошлого, но не принадлежащих, строго говоря, к обманным воспоминаниям и имеющих иные феноменологические характеристики.
(а) Патологическая лживость. Совершенно фантастические истории о прошлом, в конечном счёте, убеждают в своей правдивости самого рассказчика. Такие фальсификации имеют различный характер : от невинного хвастовства до полного искажения всего прошлого.
(б) Переистолкование прошлого. Стоит больному вспомнить какие-то незначительные эпизоды собственного прошлого. Как они внезапно приобретают новый смысл встреча с высокопоставленным офицером указывает на высокое происхождение самого больного и т.п.
(в) Конфабуляции. Данный термин используется для обозначения зыбкого ряда мгновенно исчезающих или кратковременных ложных воспоминаний. Конфабуляции могут принимать разнообразные формы. Среди них – конфабуляции в форме заполнения лакун в серьёзно ослабленной памяти (например, у синильных больных). <..> Больные рассказывают долгие истории о происшедших с ними событиях, о своих путешествиях и т.п., тогда как в действительности они провели всё это время лежа в постели»[2,c.111-112].
Грезы наяву
«С различными аномалиями часто сочетаются грёзы наяву.  Сидя в тюрьме, человек воображает себя сказочным богачом; он строит замки и основывает целые города, его фантазии доходят до того, что он перестает чётко различать истинную и ложную реальность. <..> Совершенно особым характером наделены иллюзорные переживания, полные блаженного покоя и часто испытываемые под воздействием наркотиков»(2, с.192).
Принцип говорить, а не думать
Опьяненный собственным умом (который на самом деле есть не что иное, как повторение прочитанного), человек перестает мыслить самостоятельно в каком бы то ни было направлении. Люди этого типа могут производить на окружающих обманчивое впечатление из-за «своей убежденности (напоминающей псевдологию фантазирования), будто всё, что они говорят, в большей или меньшей степени исходит от них самих», Для разговоров они обычно избирают «высшие» проблемы (2,с.270).
Групповые истерики при внушаемости против достоверных  знаний и воли человека
Воздействие ложного внушения на состояние рассудка иногда проявляется в форме истерической доверчивости. «Внушаемость, как существенный признак истерии, проявляется в ярко выраженной способности истериков адаптироваться в любой среде. Они настолько легко поддаются влияниям, что остается впечатление, будто у них больше нет своего «Я». Они в точности таковы, каково их окружение в каждый данный момент: преступны, религиозны, трудолюбивы, воодушевлены внушенными со стороны идеями, которые они воспринимают с той же интенсивностью, что и их творец, и с такой готовностью забывают о них перед лицом какого-нибудь иного влияния. Им свойственна тенденция трактовать любую ситуацию совершенно однозначно и упорно стремиться к исчерпанию всех её возможностей в соответствии с этим исходным толкованием»[2,c.488-489].
Самообман - вера в собственную ложь
Чтобы повысить меру своей значимости в реальной жизни и изыскать новые способы воздействия, лжецы прибегают ко лжи – в начале вполне осознанной, но затем превращающейся в род бессознательной деятельности; в конечном счёте у них развивается вера  в собственную ложь (самообман) [2, c.539].
 
 Для понимания отличия феномена патологической лжи от дежавю, рассмотрим подробнее дежавю.
В.А.Жмуров в книге «Большой толковый словарь терминов психиатрии» пишет следующее о феномене Дежавю:
«Дежавю (d;j; vu) – 1. феномен «уже виденного» или «воспоминание настоящего», ощущение того, что происходящее в данный момент воспринимается второй раз;
2. общее название сходных феноменов (уже слышанного, сделанного, пережитого и др.). Нередко возникают трудности в разграничении феномена дежавю, встречающегося примерно у половины здоровых лиц, и его патологического аналога" (1,с.140).

Литература:
1. Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов психиатрии. Элиста: ЗАОр "НПП "Джангар". 2010.
2. Ясперс Карл. Общая психопатология. М.. Практика. 1997.