Мысли... ч165

Новиков Борис Владимирович
Иррационализация как форма духовного свития – намеренная дискредитация и делегитимация разума.
***
Иррационализация – это намеренная порча разума и его результатов.
***
Свитие – процесс (и результат) производства превращенных форм: духа, чувств, практик.
Контроверза творчества.
***
Творец творит, тварь вытворяет.
***
Богатством не «обрастают», богатство осваивают и производят в процессе со-творчества.
***
Перефразируя К. Маркса, можно сказать, что вся действительная, – всемирная, – история есть не что иное, как порождение человека, людей и человечества творчеством.
***
Опредмечивание (настоящее) есть единство распредмечивания (прошлое) и проекта (будущее).
***
«За философию сейчас выдают болтовню, которая молчаливее любого безмолвия» (А.В. Босенко).
Но: вреднее любого вреда.
***
«Врач лечит человека, ветеринар лечит людей». Потрясающая своей глубиной и изысканностью мысль Ивана Петровича Павлова.
Захотелось творчески развить ее. И вот что получилось.
Хороший врач лечит человека. Плохой врач – калечит человека.
Хороший ветеринар лечит людей. Плохой врач – калечит людей.
Хороший философ лечит человечество. Плохой философ – калечит человечество.
***
Провинция (лат.) – это завоеванная, покоренная территория. Следовательно, провинциал – это тот (те), кто, – во всем, – пляшет под чужую дудку. Т.е. – покоренный, покорный человек, люди, общество. Полагаю, правомерно вести речь не только о территории, но о духе, чувствах, практиках человеческих. Завоеванных чужими. Провинциализм – это идеология, чувства и практики покоренных и покорных.
***
Абстрактность (человека, людей, общества) как «лишенность конкретной полноты деятельной жизни» (К. Маркс).
***
«Об обществе можно судить как по тому, что производят, так и, в первую очередь – при помощи чего производят» (К. Маркс. Так, или очень похоже).
Продукт – монофункционален, он малоэффективен в деле вызывания к жизни новых сущностных сил; средство (орудие, механизм, машина etc.) – полифункционально.
«Плуг почетнее, чем те наслаждения, которые подготовляются им и являются целями. Орудие сохраняется, между тем как непосредственные наслаждения проходят и забываются. В своих орудиях человек обладает властью над внешней природой, хотя по своим целям он скорее подчинен ей» (Гегель, Сочинения, Т. VI. с. 205). Разумеется, разрыв здесь, – между целью, процессом, средством и результатом, – недопустим.
***
Поцифист. Абстрактный борец за абстрактный мир.
***
Известно, что первая часть формулы свободы была дана (открыта) Б. Спинозой: «свобода есть познанная необходимость», но жизнеспособной она стала после очень существенного добавления Ф. Энгельса: «и возможность практически действовать на основе такого познания».
Добавлю и я свои «пять копеек» в эту формулу.
Свобода есть творчество как способ бытия действительного гуманизма, основанного на истинном познании и знании необходимости, на ее чувственном освоении и практическом действии на основе этого и такого познания, знания и чувствования.
***
Хвались не лицом, но умом, сердцем и руками
(Парафраз евангельской мудрости).
***
«Видимое временно, а невидимое вечно» (Ап. Павел, 2-е послание коринфянам). Что исторично, а что не…
***
«Только бы нам и одетым не оказаться нагими» (–//–).
***
«Одни обогащаются нищетою других» (–//–). (О сути богатства. Как обладания).
***
«Входите тесными вратами; потому что широкие врата и пространен путь, ведущие в погибель и многие идут ими;
Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь и немногие находят их…» (Еванг. от Матфея).
***
«Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет» (Еванг. от Луки).
***
«Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Еванг. от Луки).
***
Образованным человеком трудно управлять, хорошо образованным – очень трудно управлять, действительно образованным человеком управлять невозможно.
…Об этом догадывался еще Диоклетиан…
***
Рассудок vs рассудочность.
Рассудок есть уровень интеллекта, которому предшествует обыденное сознание (синкретическая, стартовая, неразвитая его форма, эмбриональное состояние сознания, стадия абстрактного тождества); из которого непосредственно вырастает рассудок («черно-белое» мышление неопосредованными противоположностями, абсолютизирующее предел, определенное мышление. Весь корпус которого регулируется теорией рассудка: формальной (традиционной, школьной, аристотелевой etc.) логикой; первое отрицание в становлении полноценного мышления.
Из рассудка вырастает, на рассудке как на своем непосредственном основании базируется формируемый, – образуемый в процессе целенаправленного и перманентного диалектического саморазвития, – разум как отрицание отрицания, как завершение (незавершимого, беспредельного, открытого навстречу неисчерпаемому развитию) становления полноценного сознания, интеллекта, мышления. Ума. Разума. Мышления взаимоопосредуемыми, взаимопроникающими противоположностями. Диалектическое мышление. Мышление как осуществляющееся диалектическое противоречие.
…Рассудочность – превращенная форма рассудка.
***
Миссия творчества – созидание; функция свития – утилизация.
***
Профессионализм есть превращенная форма специализации.
Это – попытка лапидарного изложения блестящей мысли Г.С. Батищева:
«Под «профессионалистским» характером знания и науки автор подразумевает отнюдь не предметную специализированно знания (соответственно науки) вообще, но специфическую социальную форму, которая порой противоречит прогрессу специализации как таковой и будет поэтому преодолена, как это и предсказал К. Маркс. Речь, стало быть, идёт не о всеисторических, а об исторически-преходящих феноменах. В противовес специализации, поскольку она действительно диктуется особенностями предметного содержания, профессионализм означает расчленение самой познавательной и осваивающей деятельности как целого на такие «частичные операции», которые утрачивают и оставляют вне своих пределов наиболее фундаментальные функции творческого целеполагания, контроля над способом своего включения в связь с другими общественными сферами и над судьбами своих результатов. Профессионализм тесно соприкасается также с институциализацией науки, с привнесением в неё вещных отношений…» [Батищев Г.С., «Капитал» как философское произведение. – В кн. «Капитал» Маркса, философия и современность. М., 1968, с.47].
***
В условиях предыстории не бывает игры на понижение. Ибо способ бытия предыстории – игра на уничтожение. Всего нормального, человеческого в человеке, людях, обществе. А что иное означает констатация: человек-средство, человек-товар, человек-пролетарий?! Но, фактически, средство в таких условиях – все, многие и каждый.
«Давай поженимся» – это передача про сексуальный секондхенд» (Н.П. Бурляев).
Распредмечивание – культурная форма потенцирования субъекта (единичного, общего, всеобщего); опредмечивание – культурная форма актуализации субъекта (единичного, общего, всеобщего).
***
«Примероведение» (Г.С. Батищев).
«Наука, сведенная к сумме примеров, суть профанация науки» (Г.В. Плеханов).
***
Ортодокс – это персонифицированная, – ходячая, – рассудочность. Ортодоксы не защищают, а тем более – не спасают. Более того, они расчищают дорогу какодоксам и какодоксии, свидетелями полного засилья которых и коей мы являемся.
(Примеч.: «какодоксы» и «какодоксия» от др. - греческого «какос» – плохой).
***
Диалектическая логика (субъективная диалектика) – это не только логика (методология) адекватного, истинного отражения (воспроизводства в формах развития мышления) объективной диалектики, но и логика созидания (творчества) субъектно-объективной диалектики – мира действительной культуры.
***
Когда время неталантливо и негениально – т.е. ненормально, – «талантами» и «гениями» назначают из чисто идеологических побуждений.
Действительный человек, действительные люди, действительное человечество = действительный гуманизм.
***
Действительность есть форма совпадения культурой (социальной) объективности (существования) и субъектности (сущности), т.е. субъекта, действующего по мерам истины, добра, пользы и красоты.
***
Вещь есть наличная форма бытия, – существования, – окультуренной деятельностью (творчеством) природы. Вещь может быть действительной (в случае совпадения сущности и существования), либо реальной (в случае рассогласования, несовпадения последних).
***
Пурген – болтун.
***
Для «умеющего жить» самое оскорбительное оскорбление – это правда.
***
Предмет – это опредмеченный человек, а человек – распредмеченный предмет.
***
Опредмечивание - распредмечивание как недеформированное взаимодействие есть процесс (и результат), становление (и ставшее) действительно-гуманистической культуры, есть культуротворчество и творческая культура как осуществляющееся, – недеформированное, – диалектическое противоречие.
***
«В сущности все относительно» (Г.В.Ф. Гегель).
Относительно чего относительна относительность?
Относительно абсолютности.
Kurz sagt: хочешь мыслить (чувствовать и практически действовать диалектически, – сиречь: разумно, добро, прекрасно и полезно, – научись мыслить (чувствовать, действовать практически) свой предмет как осуществляющееся диалектическое противоречие. Иначе – никак.
***
Рассудочность, фетишизм, отчуждение, вражда, уродство, зло, вред, реификация (овеществление, сопряженное с отчуждением), вся индустрия изготовления и воспроизводства превращенных форм духа, чувств и практик etc., etc., etc. – есть результат и следствие (в интеллектуальном, духовном измерении), намеренного уничижения, вымарывания, недопущения в этот самый интеллект, в этот самый дух – разума. Диалектики духа, чувств и практик.
***
Чтобы произошел «разрыв шаблона», для начала надобно осуществить чисто рассудочную операцию по разрыву знака и референта … И – пустить «в прорыв» герменевтику и пр. «лингвофилософию». Т.е. организовать и наладить бесперебойный процесс порчи слов. Порча чувств и практик при этом – гарантирована.
Впрочем, и в шаблоне (матрице, клише, стереотипе etc.) тоже ничего хорошего нет, ежели он – абсолютизирован. Если же он на своем месте (уместен) как момент репродуктивного в творчестве как взаимопроникающих противоположностях одной сущности: продуктивного и репродуктивного, как осуществляющемся диалектическом противоречии – все норм, все по уму. В смысле: по разуму.
***
Истинное богатство человека – это хронотоп «возведения человеческого деяния в степень творчества» (Г.С. Батищев).
***
Педагогика есть системный способ образования человека культурой.
***
Объяснять современному нотариально заверенному «философу» разницу между философией и «философией» – это все равно, что объяснять (пытаться объяснить) подобным субъектам разницу между случкой (сексом) и любовью. (Парафраз А.В. Босенко).
***
Человек есть единственное существо, способное «обращать все предметы в свою неорганическую природу» (Г.В.Ф. Гегель, т. II.; М.; Л, 1934, с. 483), или, что есть то же самое: есть единственное существо, способное создавать неприродные формы самой природы – мир культуры материальной, одновременно создавая и развивая мир духовной и чувственной культуры. Т.е. мир культуры как таковой.
***
Тифлосурдопедагогика (формирование, – создание, – человеческой психики при отсутствии зрения, слуха и речи; отрасль педагогического творчества, связанная с именами А.И. Мещерякова, И.А. Соколянского, Э.В. Ильенкова). И – с их научным и человеческим подвигом.
***
«Разум без рассудка – ничто, рассудок без разума – нечто» (Г.В.Ф. Гегель).
Разум, непосредственно вырастающий из рассудка и знаменующий формирование полноценного интеллекта – всё, могли бы продолжить, – и завершить, – мы гениальную (истинную) мысль великого философа.
И здесь суть – в этом самом «всё», которое зачастую интерпретируется в духе некоего финализма, завершенности, замкнутости etc.
«А что после? Ведь развитие бесконечно и неисчерпаемо…».
Ну, каков вопрос, таков и ответ. Формула «n+1», – а именно в этом суть, если его перевести на понятный язык, вышеприведенного вопроса, есть путь «дурной бесконечности». Это тоже гегелевская формула. Ну, т.е. разум перед такими «вопросами» – бессилен. Ну, в смысле: «Сила есть – ума не надо».