Россия на рубеже XVI - XVII вв

Андрей Ворожейкин
АВТОРСКИЙ ВАРИАНТ ЛЕКЦИИ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ШАХТИНСКОМ ИНСТИТУТЕ (ФИЛИАЛЕ) ЮРГТУ (НПИ)

I. Социально-экономический и политический кризис в России на рубеже XVI – XVII вв.
II. Великая Смута: гражданская война и интервенция в России и их последствия.
III. Установление новой династии Романовых. Начало формирования абсолютизма.

I. После смерти Ивана IV (март 1584 г.) Россия вступила в полосу структурного (системного) кризиса, который проявился в следующем:
- Опричнина Ивана IV;
- экономический кризис;
- отток крестьян из центра, бегство от государства и помещичьего тягла;
- рост помещичьего землевладения, возрастающая власть помещиков над крестьянами;
- начало борьбы боярства за власть в стране, ставшей “безгосударственной”;
- полная неудача в 25-летней Ливонской войне, огромные людские жертвы и материальные потери;
- увеличение податей и повинностей, закрепление крестьян за помещиками;
- татарское нашествие и разгром Москвы в 1571 г.;
- потрясение уклада жизни, усиление разлада и деморализации в государстве;
- недовольство приниженных бояр политикой Ивана IV;
- конец династии природных государей (Рюриковичей).

После смерти в январе 1598 г. царя Федора династия потомков Ивана Калиты прекратилась. Земский собор избрал на царство Бориса Годунова, но положение нового царя было непрочным, бояре плели против него закулисные интриги. Годунов стремился добиться расположения дворянства, раздаривая незаслуженные привилегии и давая самые громкие обещания. В то же время он упорно укреплялся у власти посредством методов тайного надзора и доносительства, а также неафишируемых репрессий, то есть за счет тех же беззаконий, что были присуще опричнине.
      
Начало царствования Бориса складывалось относительно удачно. Он выступил защитником прочной морали, запретив частную торговлю водкой. Внутренняя политика направлялась на социальную стабилизацию в стране. Поощрялись колонизация новых земель и строительство городов в Поволжье и на Урале. Были некоторые достижения и во внешней политике.
      
В то же время в правление Бориса Годунова происходит постепенное прикрепление крестьян к земле: им запрещалось уходить от своих помещиков. В качестве одной из причин этого запрета выступало стремление предотвратить запустение центральных уездов страны вследствие расширяющейся колонизации и оттока населения на окраины.

С другой стороны, запрет был проявлением сословной политики, охранявшей интересы помещиков и не считавшейся с интересами крестьян. Все это способствовало усилению социального напряжения в стране. В комплексе с династическими проблемами, боярским своеволием, иностранным вмешательством в русские дела оно благоприятствовало назреванию социально-политического кризиса, который впоследствии назвали Смутой.
      
В 1601 г. в результате неурожая разразился голод. Он продолжался три года. В стране, разоренной опричниной и войнами, не оказалось достаточного количества продовольственных ресурсов, которые позволили бы пережить голодное время. Хлеб подорожал в сто раз. Попытки Бориса ограничить рост цен успеха не имели. Светские землевладельцы и монастыри прятали хлеб и спекулировали им. Годунов приказал открыть для голодных царские амбары, но на всех хлеба не хватало. В Москве голод был особенно страшным. Свыше 120 тысяч человек умерли здесь голодной смертью. Голод подорвал авторитет Бориса. В массовом сознании человека эпохи русского средневековья только “добрый” царь был законным. Поскольку при Годунове начались бедствия, он перестал быть “добрым”, а следовательно, его власть утратила законный характер. То, что Годунов не являлся прирожденным царем, лишь укрепляло людей в уверенности, что происходящее – Божья кара за неправедное овладение престолом.

II. В 1603 г. Россия впервые была охвачена крупным выступлением социальных низов – крестьян и холопов под руководством Хлопка. Восставшие разбили высланные против них войска. Подавить бунт удалось лишь после того, как царь пообещал простить и освободить участвовавших в нем холопов. Восстание Хлопка явилось прологом гражданской войны, охватившей вскоре всю Россию.
      
В 1602 г. из России в Польшу бежал монах Кремлевского Чудова монастыря Григорий Отрепьев – выходец из дворянского рода, позднее – холоп бояр Романовых. В Польше он объявил себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием. Прося помощи в овладении московским престолом, Лжедмитрий обещал польскому королю уступить ему Чернигово-Северские земли и ввести в России католицизм. Официальной помощи самозванец не получил, но король разрешил польским шляхтичам вступать в его войско. Деньгами поддержали Лжедмитрия польские магнаты, особенно Юрий Мнишек, дочь которого стала невестой “царевича”. Осенью 1604 г. Лжедмитрий вторгся в Россию, имея всего около 4 тысяч казаков и поляков. Служилые люди переходили на его сторону, города без боя открывали ворота.
      
В апреле 1605 г. умер царь Борис Годунов. В июне того же года Лжедмитрий вступил в Москву. Взойдя на трон, он повел себя необычно для русского царя. Лжедмитрий лично принимал челобитные, в одиночку разгуливал по городу, убеждал бояр в необходимости просвещения народа, предлагал отправлять дворян за границу для получения образования, не соблюдал степенных дворцовых обычаев, одевался в европейское платье. Своими действиями новый “царь” оттолкнул от себя все влиятельные политические силы. Он не выполнил обещаний королю: ни о территориальных уступках, ни о введении католицизма и речи не было. Православное духовенство опасалось царя, пренебрегающего православием, носящего европейское платье, женатого на католичке. Служилые  люди были обижены близостью к царю поляков и казаков. Крестьяне обманулись в своих надеждах на восстановление Юрьева дня. В мае 1606 г. Лжедмитрий подвергся насильственному свержению с престола и казни.
      
Земский собор избрал царем боярина Василия Ивановича Шуйского, возглавившего заговор против самозванца. Вступая на престол, Василий Шуйский впервые присягнул подданным – дал “крестоцеловальную запись”, обещав не накладывать опалы без боярского суда, не слушать ложных доносов, не преследовать родственников опальных. Правовые гарантии распространялись не только на бояр и дворянство, но и на черных людей. “Крестоцеловальная запись” отражала ослабление царской власти в связи с прекращением законной династии, возросшую зависимость от “земли” – общества. После вступления на престол Василия Шуйского ситуация в стране не изменилась: царская власть не смогла предотвратить нарастания гражданской войны. Казаки, многие крестьяне, посадские и даже служилые люди отказались присягать новому царю, веря в новое чудесное спасение “Дмитрия”. Особенно широкое распространение таких настроений имело место на южных окраинах, население которых боялось мести Шуйского за то, что помогло Лжедмитрию овладеть Москвой.
      
В 1606 г. вспыхнуло восстание, которое возглавил бывший военный холоп князя Телятевского Иван Болотников. В социальном плане войско Болотникова было неоднородным: в него входили крестьяне, холопы, посадское население, казачество. Важную роль на всех этапах крестьянской войны играло казачество. Обладая оружием, имея военный опыт, крепкую организацию, оно составило ядро армии восставших.
      
Всех этих людей объединяла вера в законного царя Дмитрия. Однако собственные интересы этих людей не совпадали, а нередко были прямо противоположными. Так, в походе на Москву участвовали кроме угнетенных слоев населения также дворяне и служилые люди. Их участие в крестьянском восстании можно объяснить тем, что они использовали его в своих целях. В решающий момент дворяне, предав восставших, перешли на сторону правительства.
      
Опорой Болотникова стала Комарицкая область. Летом 1606 г. восставшие двинулись на Москву. Заняв Калугу и Каширу, Болотников подошел в конце октября к Москве и начал ее осаду. Осада длилась больше месяца. В решающем сражении под Коломенским в декабре 1606 г. Болотников был разбит и вынужден отступить к Калуге. В конце концов восставшие заперлись в Тульской крепости, которую осадили войска Шуйского. Осада продолжалась более трех месяцев. Восставшие капитулировали после того, как правительственные войска соорудили плотину на реке Упе и затопили Тулу.
      
В 1608 г. под Москвой появился новый самозванец – Лжедмитрий II. Он был направлен поляками в лагерь Болотникова, чтобы укрепить пошатнувшуюся веру повстанцев в “царя Дмитрия”. Однако соединиться с Болотниковым он не успел и осадил Москву, встав лагерем в подмосковном селе Тушине. Современники прозвали его “тушинским вором”.  В тушинском лагере были казаки, крестьяне, холопы, служилые люди, даже знатные бояре. Но главную роль играли поляки, от которых новый самозванец всецело зависел. Разбои казаков и поляков оттолкнули население от “тушинского вора”. Крестьяне стали создавать партизанские отряды для борьбы с тушинцами. Однако правительство Шуйского не имело сил для их разгрома. В этих условиях царь был вынужден попросить о помощи Швецию, что дало Польше повод для открытой интервенции в Россию, так как Польша и Швеция находились в состоянии войны.
      
В сентябре 1609 г. польские войска вторглись в Россию и осадили Смоленск. Король Сигизмунд отозвал всех поляков из тушинского лагеря, который после этого распался. Лжедмитрий II вскоре был убит. Войска польского гетмана С. Жолкевского приближались к Москве. В сражении у деревни Клушино под Можайском царские воеводы были разбиты. В этой обстановке летом 1610 г. группа бояр и дворян заставила Шуйского отречься от престола и постричься в монахи. Власть перешла в руки “семибоярщины” (боярское правительство, в состав которого вошли Ф. И. Мстиславский, И. М. Воротынский, А. В. Трубецкой, А. В. Голицын, Б. М. Лыков, И. Н. Романов, Ф. И. Шереметев). Не желая вновь выбирать царя из боярской среды и стремясь примириться с поляками, семибоярщина обратилась к Жолкевскому с предложением призвать на русский престол сына польского короля Владислава. В русско-польском договоре подтверждалась крестоцеловальная запись, гарантировалось соблюдение русских обычаев. Владислав должен был перейти в православие. Но король не утвердил договор.
      
В России настала пора безвластия. Выходом из создавшегося положения стал созыв всенародного ополчения для освобождения Москвы. В феврале 1611 г. ополчение двинулось к Москве. Возглавил его Совет всей земли. Главную роль в ополчении играли казаки под руководством атамана И. Заруцкого и князя Д. Трубецкого и дворяне, возглавляемые П. Ляпуновым. Ополчению удалось овладеть Белым городом (территория внутри нынешнего Бульварного кольца), но поляки удержали Китай-город и Кремль. Осада столицы затягивалась. Вскоре вследствие возникших противоречий между казаками и дворянами ополчение распалось. 3 июня 1611 г. пал Смоленск. В июле шведы захватили Новгород и прилегающие земли.
      
Осенью 1611 г. по призыву нижегородского купеческого старосты К. Минина началось формирование второго ополчения. Главную роль в нем играли посадские люди. Военным руководителем ополчения стал князь Д. Пожарский. Минин и Пожарский возглавили Совет всей земли. Центром формирования нового ополчения стал Ярославль. В августе 1612 г. второе ополчение объединилось с остатками первого. В конце октября Москва была освобождена.            
            
III. В январе 1613 г. освобожденная Москва стала готовиться к проведению Земского собора. Собор 1613 г. стал самым представительным по своему составу за всю историю средневековой России. В целом на нем преобладали представители дворянства и посадских людей, но были представлены и казаки, крестьяне, бояре и духовенство.
      
Центральным вопросом собора стали выборы нового царя. Расстановка политических сил нашла отражение в развернувшейся на заседаниях борьбе. Представители княжеско-боярских родов предлагали избрать на престол родовитых Мстиславских или Голицыных. Их противники были готовы пригласить на русский престол польского королевича Владислава или шведского Карла-Филиппа. В результате острой полемики было решено избрать на российский престол русского человека. Выбор пал на Михаила Федоровича Романова. 21 февраля 1613 г. он был избран русским царем. Избрание Михаила Романова на царство положило конец длительной борьбе за власть российской родовой и сословной аристократии.
      
Перед правительством Михаила Федоровича стояла труднейшая задача: ликвидация последствий смуты и завершение освобождения страны от интервентов. Необходимо отметить, что страна по окончании смуты была в крайне тяжелом положении. Сил для продолжения войны с интервентами не было. В 1617 г. Россия заключила Столбовский мир со Швецией. Новгород и некоторые другие захваченные шведами города были возвращены, но Ивангород, Орешек, Ям и Копорье остались в руках Швеции. Россия окончательно лишалась выхода к Балтийскому морю. В 1618 г. было заключено Деулинское перемирие с Польшей. По его итогам Россия сохранила независимость, но лишилась Смоленска и Чернигово-Северских земель.
      
После окончания смуты на российском престоле оказалась новая династия, нуждавшаяся в укреплении своего авторитета. Поэтому в первые десять лет правления Романовых земские соборы заседали почти непрерывно. Но по мере укрепления власти и упрочения династии земские соборы созывались все реже. Земский собор 1653 г., решавший вопрос о принятии Украины под власть Москвы, оказался последним.
      
Отношение к особе государя стало в XVII в. почти религиозным. Царь подчеркнуто отделялся от подданных и возвышался над ними. Он правил, опираясь на совещательный орган – Боярскую думу. В Боярской думе с середины XVII в. прослеживаются двоякого рода изменения. Во-первых, повысился удельный вес думных дворян и думных дьяков, то есть людей, проникавших в аристократическое учреждение благодаря личным способностям. Во-вторых, возросла общая численность членов Боярской думы. Она постепенно превратилась в громоздкое учреждение, парализованное своей численностью. Именно поэтому Алексей Михайлович создал при ней Государеву комнату, а его преемник в 1681 г. – Расправную палату, состоявшую из узкого круга лиц, предварительно обсуждавших вопросы, выносимые на заседания Боярской думы.
      
Существенные изменения претерпела и приказная система. Число приказов увеличилось: они делились на постоянные и временные. Последние возникали для решения сиюминутных задач и прекращали существование, как только надобность в них отпадала. Постоянно действующие приказы по чисто формальному признаку, то есть по их подчиненности, можно разбить на три группы: государственные, дворцовые и патриаршие. Самой многочисленной группой была группа государственных приказов, подразделявшихся по территориальному признаку на общегосударственные и областные (Сибирские, Казанского дворца, Малороссийский, княжества Смоленского).
      
В целом приказная система являлась несовершенной. Функции многих приказов переплетались. Судопроизводство не было отделено от управления. Множество приказов и неразбериха с их обязанностями порой не позволяли разобраться в делах, порождая знаменитую “приказную волокиту”. И все же рост приказной системы означал развитие управленческого аппарата, служившего прочной опорой царской власти. 

Изменилась и система местного управления: власть на местах переходила от выборных представителей местного населения к назначаемым из центра воеводам. В XVII в. получают дальнейшее развитие разряды (военно-административные округа, возникавшие в пограничных районах). Воеводами разрядов назначались бояре, им подчинялись воеводы уездов. Разряды являлись отдаленными предшественниками губерний петровского времени. Следует отметить, что переход власти на местах в руки воевод означал значительное усиление правительственного аппарата и по существу завершение централизации страны.
      
Все происходившие в XVII в. в системе управления государством  изменения были направлены на ослабление выборного начала, профессионализацию аппарата управления и укрепление единоличной царской власти.