Норочка ч. 1

Наши Друзья
Евгений Усович

Часть  1

На окраине города в небольшом уютном доме жил каменщик с женой и дочкой Норочкой. Сам он работал строителем, а жена была мастерицей шить платья. Нигде она этому  ремеслу не обучалась, но руки у неё были умелыми, вкус тонким, и поэтому наряды получались один краше другого. Не только с соседних улиц, но даже из центра  города приезжали к ней модницы. Журналы красивые привозили. А ей и картинки не нужны были. Взглянет, бывало, на заказчицу и говорит: «Вам лучше вот так и вот так сделать». И действительно, любую дурнушку, толстую и некрасивую, она могла в королеву превратить.
Норочка тоже очень хотела научиться такому мастерству и помогала матери изо всех сил. А уж когда в школе сама себе платье сшила, радости не было конца.
И всё было бы хорошо. Но однажды зимой мама заболела какой-то страшной болезнью и скоро умерла.
Отец погоревал-погоревал, но, видя, что дочку кормить, одевать, воспитывать, женился во второй раз.
Теперь появилась у Норочки мачеха. Но, хоть и улыбалась она каждый день дочке приёмной, конфеты, да игрушки покупала, чувствовала Норочка, что не любит её новая мама. К тому же, у неё ещё и своя дочка была, такого же возраста, как и Норочка. Звали её Амелией.
Норочка с ней никогда не играла. Уходила в мамину комнату, доставала коробку, где всякие тряпочки были сложены, и что-нибудь из них мастерила. А когда это надоедало, шла гулять. Недалеко от дома, за дорогой, был большой пруд, на берегу которого росли ивы. Норочка приходила на берег, садилась на старое бревно и мечтала о маме.
Так прошло несколько лет.
Однажды она, как обычно, вернулась из школы, пообедала, подмела в комнатах, почистила картошку, чтобы мачеха после работы успела ужин приготовить, и отправилась в свою комнату. Коробка с лоскутками и нитками была открыта, но Норочке отчего-то совсем не хотелось играть. Она подошла к окну и открыла его. Комната сразу наполнилась запахом цветов, голосами птиц и неторопливым жужжанием пчёл. Норочка улыбнулась и решила сходить на пруд. Проходить мимо  вечно надутой Амелии, сидящей в соседней комнате, ей вовсе не хотелось. Недолго думая, Норочка вылезла в окно и, пригнувшись, чтобы её не было видно, вышла за калитку.
Посмотрев, как обычно, налево, перед тем как перейти дорогу, она заметила грузовик, приближавшийся с большой скоростью, и решила подождать, пока он проедет.
И тут она увидела, что по шоссе кто-то бежит. Приглядевшись, Норочка поняла, что это ёж. Он деловито перебегал дорогу, а вслед за ним семенил маленький ежонок.
Норочка оглянулась на грузовик. Он был уже совсем близко.
Девочка испуганно закричала и замахала руками, чтобы ёжики бежали быстрее. Тот, что побольше, уже почти добрался до края дороги, но малыш вдруг увидел на асфальте что-то интересное и остановился. Большой ёж повернулся и, отчаянно пища, забегал вдоль дороги. Ежонок встрепенулся и поспешил к нему, но Норочка видела, что он не успеет. Что-то дрогнуло в ней. Девочка бросилась вперёд, подхватила ежонка и едва успела добежать до противоположного края дороги, как грузовик пронёсся мимо, страшно загудев и обдав её горячим ветром с запахом бензина. Она даже не успела заметить, как рассерженный водитель что-то крикнул и погрозил ей из окна кулаком.
Переведя дух, Норочка присела на корточки и осторожно опустила ёжика в траву. Он недовольно хрюкнул и поспешил к большому ежу, который стоял невдалеке, взволнованно поднявшись на задние лапки.
Наверно, он ругал малыша, потому что тот свернулся в клубок и стал почти невидимым в траве.
Норочка с любопытством наблюдала за ними.
Вдруг большой ёж повернулся и направился к ней.
- Ты хочешь сказать мне спасибо? – засмеялась девочка. – Давай, говори, я с удовольствием послушаю. Но лучше бы ты принёс мне на иголках яблочко или грибок.
- Спасибо тебе, девочка! – вдруг услышала она. – Ты спасла моего сына.
Норочка вздрогнула и оглянулась, но рядом никого не было.
- Это я! – снова сказал кто-то. – Я внизу. Ты только что вытащила моего сына из-под машины.
Норочка посмотрела вниз, но увидела только ёжика, стоящего на задних лапках и смотревшего на неё глазками-бусинками.
- Да, да, это я!  - нетерпеливо повторил ёжик, хотя Норочка не заметила, чтобы он открывал рот.
- Ой, как ты меня напугал, - облегченно вздохнула Норочка. – Я же вижу, что здесь никого нет.
И тут же добавила:
- Не смеши меня, я же знаю, что ёжики не могут разговаривать.
- Это простые не могут, - строго сказал ёж. – Знай, что перед тобой – король ежей. Я просто оставил корону во дворце. А это мой сын. Я обучал его умению находить дорогу на местности, но он совсем ещё маленький. К тому же, частенько не слушается. Придётся его наказать.
- Не надо никого наказывать, Ваше Величество, - поспешно возразила Норочка. Она ещё не верила, что разговаривает с ежом, поэтому всё время оглядывалась. – Маленький ёжик и так едва не пострадал.
- Да! – вздохнул ёж. – Королева не выдержала бы такого удара. Это наш единственный наследник.
Он посмотрел на ежонка и смешно дёрнул носом. Норочка чуть было не рассмеялась, но вовремя сдержалась.
- Ты спасла нашего наследника, девочка, - продолжил ёж, - и я хотел бы наградить тебя по-королевски. Скажи, как тебя зовут?
- Вообще-то Элеонорой, - сказала Норочка. – Но мама всегда звала меня Норочкой.
- Скажи, Норочка, чего ты хочешь больше всего на свете? – спросил ёж. – Я исполню любое твоё желание.
Но, тут же спохватившись, добавил: - Только не проси вернуть твою маму. Этого не может никто.
- Мама не успела научить меня своему мастерству, - грустно сказала Норочка. – А лучше её никто не мог шить  красивые платья.
- Ну, что же, этому делу можно помочь, - сказал ёж. – Я вижу, что ты всё ещё не веришь мне? Так слушай же. Вечером, когда захочешь что-нибудь сшить, просто скажи: «Ёжинька-ёжинька, дай мне иголок». Я тут же принесу тебе волшебные иголки, а дальше ты всё увидишь сама. Теперь прощай.
Ёж, повернувшись, сказал что-то ежонку, и через мгновенье они исчезли в высокой траве.
Норочка на всякий случай помахала им вслед рукой и отправилась домой. Она даже забыла, что хотела посидеть на берегу.
Едва дождавшись вечера, Норочка прикрыла плотнее дверь и достала свою коробку. Некоторое время она смотрела на неё, потом решительно задвинула обратно под кровать и подошла к маминому шкафу. С тех пор, мамы не стало, она ещё ни разу не открывала его.
У неё почему-то быстро-быстро билось сердце.
Маленький ключик повернулся легко и свободно, будто соскучился по работе. Дверца шкафа отворилась. Девочка уткнулась лицом в мамины платья и заплакала. Потом она успокоилась и, заглянув на полку, увидела несколько отрезов ткани. Немного поколебавшись, она достала пёстрый ситец. Ведь наступало лето, а у неё не было ни нового платья, ни сарафанчика.
Норочка разложила ситец на кровати и попыталась представить, что из него можно сшить. Но ничего хорошего в голову не приходило. Так ничего и не придумав, она уселась на стул и, глядя на дверь, нерешительно прошептала:
- Ёжинька, ёжинька, дай мне иголок!
Сейчас же под столом кто-то запыхтел, и Норочка увидела ёжика. На этот раз его голову украшала  маленькая сверкающая корона.
- Вот твои иголки, - сказал он и  встряхнулся, как  собачонка.
На пол высыпалось несколько разных иголок.
- Как только вставишь нитку в иголку, она начнёт шить, - предупредил ёж. – Твоё платье будет готово очень быстро. Только не забудь дать в помощь иголкам ножницы и сказать им, что именно ты хотела бы сшить. И самое главное – 
Он погрозил Норочке крохотным розовым пальчиком с острым коготком.
- Этих иголок хватит только на одно платье. Потом их придётся выбросить. Когда захочешь сшить что-нибудь ещё, позови меня снова. Но запомни, что новые иголки у меня могут отрасти только через неделю. Поэтому ты сможешь шить не больше одного платья в неделю.
- А если я вдруг нечаянно забуду выбросить иголки и случайно попрошу их сшить ещё одно платье? – спросила Норочка. – Что будет тогда?
- Тогда я могу умереть, - серьёзно сказал ёж. – У меня уходит очень много сил на одно волшебство.
- Какой ужас! – ахнула девочка. – Обещаю, что я сразу же буду выбрасывать эти иголки, как только надену новое платье.
- Ты можешь шить не только для себя, - сказал ёж. - Но, повторяю: всего лишь одно платье в неделю. Запомни это! А теперь я должен попрощаться с тобой.
Он поклонился, свернулся в колючий шарик и быстро покатился в тёмный угол. Норочка вскочила со стула и бросилась за ним, но в углу уже никого не было.
Тогда она снова подошла к кровати, положила на ситец волшебные иголки, рядом пристроила самые острые мамины ножницы и достала из шкафа шкатулку с нитками. Выбрав подходящие по цвету, Норочка вдела нитки в иголки. Они тут же подскочили и воткнулись в материю, покачивая разноцветными хвостиками.
- Вот это да! – ахнула Норочка.
Она взяла ещё одну иголку, вставила её в швейную машинку и шёпотом приказала:
- Сшейте мне красивый летний сарафан!
Иголки закачались, а ножницы принялись нетерпеливо лязгать лезвиями.
- Что случилось? – удивлённо спросила Норочка. – Почему вы не шьёте?
Ножницы снова лязгнули и немного проползли по материи, будто кораблик.
- Наверно, вы не знаете размеров, - догадалась девочка.
Она достала из шкатулки сантиметр, и тот, словно змейка, заскользил по её  телу, обвиваясь вокруг рук, шеи, талии. Потом он свернулся в кружок и откатился в сторону. Ножницы тут же начали кроить материю, она сама складывалась для шитья и ложилась под иголку швейной машинки, которая строчила без остановки. Потом за дело взялись остальные иголки, что-то ловко прихватывая, подмётывая и вышивая.
Норочка не успела опомниться, как сарафан был готов.
Она осторожно сняла его со стола и подняла перед собой. Сарафан выглядел замечательно, и Норочка решила тут же примерить обновку, но её отвлёк какой-то стук. Оглянувшись, она увидела, что на полке нетерпеливо подпрыгивает утюг.
- Ой, я совсем забыла про тебя, - сказала Норочка. – Прости, пожалуйста.
Она сняла утюг с полки, вставила вилку в розетку и разложила сарафан на столе, подстелив одеяло. Утюг принялся ездить по нему, разглаживая самые маленькие складочки. Наконец, он запыхтел и остановился. Норочка выключила его и снова подняла сарафан. Теперь он показался ей ещё лучше. Торопливо скинув старенькое платье, она натянула обновку и подошла к зеркалу.
Сарафан был чудо, как хорош. Конечно, ему немного не соответствовали растрёпанные волосы и домашние тапочки, но это были мелочи. Такого красивого сарафана Норочка не видела ещё никогда в жизни. Она тут же решила, что завтра наденет его в школу.
Сняв сарафан, она аккуратно собрала разбросанные иголки, открыла окно и выбросила их  в сад, под куст.
Утром,  позавтракав, Норочка принялась перед зеркалом сочинять себе новую причёску. Но непослушные волосы не хотели подчиняться гребешку. Девочка вздохнула и, собрав их, как обычно, в два хвостика, подошла к шкафу.
Сарафан лёг на её плечи легко и приятно, как лепесток цветка. Норочка покрутилась перед зеркалом, показала себе язык и, подхватив сумку с учебниками, вышла из комнаты.
Увидев её, Амелия застыла, открыв рот от изумления, а когда опомнилась, помчалась на кухню. Мачеха, вытирая руки о передник, вошла в комнату и ахнула.
- Да откуда же это такое чудо?
- Я ночью сшила, - скромно сказала Норочка. – Взяла мамин ситец и сшила. А что, нельзя?
- А почему же ты раньше не шила? – не унималась мачеха. – Я и не знала, что ты такая мастерица. Где это ты успела научиться?
- Меня мама научила, - сказала Норочка. – Просто, я раньше не хотела её вещи трогать, а сегодня у нас последний день учёбы перед каникулами и мне захотелось сшить себе сарафанчик.
- Я такого и в магазине не видела, - удивлённо сказала мачеха. – Когда это ты могла научиться? Да ещё за ночь всё сделать успела.
- Ничего она ночью не шила, - заявила Амелия, с завистью разглядывая сарафан. – Я в туалет выходила, у неё даже свет не горел. Спала она и ничего не делала. Врёт она всё. Наверно, купила где-то. Ты, мама, у отца спроси, видно, он ей деньги потихоньку от нас даёт.
- Ничего он мне не даёт! – закричала девочка. – Это я сама сшила! Сама! Не хотите – не верьте! И вообще, мне в школу пора.
- Пожалуй, ты права, - сказала мачеха, глядя ей вслед. – Надо у отца спросить, не давал ли он ей деньги.
- Я тоже такой хочу, - заныла Амелия. – Скажи ей, чтобы и мне сшила.
- Ладно, доченька, - успокоила её мачеха. – Конечно, скажу. Если она и вправду сама этот сарафан сшила, то уж я заставлю её и тебе такой сделать. Ты у меня тоже красавицей будешь.
- Не такой! – топнула ногой Амелия. – Лучше! Шёлковый!
- Что ты, доченька, - засмеялась мачеха. – Шёлковые платья взрослые барышни носят, а тебе ещё два года учиться.
- Не собираюсь я два года ждать! – возмутилась Амелия. – Сказала шёлковый, значит – шёлковый.
- Ну, хорошо,  хорошо, - примирительно сказала мачеха. – Как ты захочешь, так и будет.
Вечером Норочка пришла из школы в прекрасном настроении. Её сарафан подружкам очень понравился, и все наперебой просили сшить им тоже что-нибудь красивое.
- Конечно, сошью, - радостно соглашалась Норочка. – Только мне материал нужен. И всем сразу не смогу. Я медленно шью. Но за лето попробую всех вас одеть в новые платья.
Мачеха встретила её на пороге. Не дожидаясь, пока девочка войдёт в дом, она приказала:
- Сегодня же сошьёшь Амелии новое платье. Шелковое.
- Я не могу сегодня, - ахнула Норочка. – Я устала. У меня экзамены скоро. Да и материи такой нет. Я только через неделю смогу.
- Шёлк я купила, - сказала мачеха. – У Амелии в комнате лежит. А об остальном и слышать не хочу. Одна ночь экзаменам никак помешать не может. Если не сошьёшь, значит, правильно Амелия догадалась. Врёшь ты всё! На отцовские деньги сарафан купила.
Вот вернётся, я у него и спрошу.
- Я не могу! – заплакала Норочка. – Не могу. Не могу! Я устала! У меня нитки кончились! Иголки поломались!
- Хватит врать! – отрезала мачеха. – Чтобы к утру у Амелии было новое платье!
И она вернулась в дом, хлопнув дверью.
Норочка прошла в свою комнату, упала на кровать и, уткнувшись носом в подушку, горько заплакала.

Продолжение следует