Целых два дня рождения

Брук Меир
ЦЕЛЫХ ДВА ДНЯ РОЖДЕНИЯ
Спасибо всем, кто поздравил меня с Днем Рождения, воспользовавшись любезным напоминанием в Фейсбуке.
Социальная сеть – очень многоплановый феномен, она часто отвлекает, но часто помогает, напоминает, предлагает, развлекает и дает советы.
Вообще есть два типа подходов к Дню Рождения.
Маленькие дети – любят дни рождения за волшебную возможность ПОЛУЧАТЬ подарки.
Взрослый человек сам может себе позволить многое, и поэтому многие мои умудренные опытом знакомые «развернули вектор» - и стали придумывать – как в свой День Рождения делать подарки окружающим.
Это очень увлекательное и радующее занятие – находить повод и возможность подарить что-то кому-то  в свой день рождения.
Я уже несколько таких подарков сегодня организовал.
Ну а теперь я решил в качестве подарка подарить своим друзьям эту заметку – вокруг темы Дней рождения.
ДВОЙНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
Будучи религиозным евреем, я около 20 лет назад перешел с празднования светского дня рождения (5 апреля) на еврейский календарь по которому мой день рождения – 23 нисана.
По календарю в этом году это выпадает на 19 апреля. В диаспоре, мы празднуем восемь дней Песаха и мой день рождения получается сразу после окончания последнего дня Песаха.
Такой вот extension, национальный праздник, переходящий в семейный.
В связи с периодом моего погружения в иудаизм я попытался уйти от светского календаря в религиозный.
Но... на определенном этапе я понял, что это очень интересно иметь целых ДВА дня рождения.
Частично это было связано с активизацией фейсбука, благодаря чему мы стали узнавать о днях рождения друзей – и этот процесс украсил нашу жизнь международным размахом поздравляющих...
И я пришел к выводу, что «Да здравствует ДВА дня рождения», если их правильно осмыслить (и заодно «утешить» персонажа мультфильма певшего грустную песню про день рожденья только раз в году).
ДВЕ ИДЕНТИЧНОСТИ
Нам очень ценно работать со своей идентичностью.
Как выяснили серьезные исследователи, человек имеющий более одной идентичности живет более счастливой жизнью.
Вообще обычно большинство людей имеют две локальные идентичности (как минимум) – на работе и дома.
Так что такое состояние дел вполне естественно.
Но можно иметь еще и две (как минимум) глобальные идентичности.
В частности, наиболее популярные – «Я – человек» и «Я – представитель народа/этноса».
Эти две метапозиции отсылают нас к универсализму (космополитизму) и к «локализации».
Можно сказать, что такая двойная идентичность может напоминать ДВЕ НОГИ, которые позволяют нам двигаться.
Особенно такой подход бесценен, когда мы сталкиваемся с кризисом как ситуацией «локального тупика». 
Если одна «нога» уперлась в препятствие, мы «включаем» вторую «ногу» и движемся с ее помощью, «переступая» препятствие.
Успех в продвижении одной «ногой» помогает «вытащить из болота» застрявшую ногу, беря/заимствуя импульс движения у «партнерской ноги».
В моем случае – возникает суперценный альянс общечеловеческого и еврейского.
Когда я вижу «застой» на уровне человечества, я привлекаю элементы еврейской мудрости, которая имеет могучие ресурсы (как говорится - «Б-г в помощь!»).
Когда я вижу, что еврейство «буксует», я обращаюсь к общечеловеческим достижениям (перефразируя поговорку  - «Мир не без умных людей»).
Приведу простой но важный хрестоматийный пример.
Общечеловечески изобретенный компьютер помогает мне изучать еврейские тексты.
А еврейская самодисциплина помогает мне не стать «рабом» компьютера и заодно отдохнуть от него в Шабат.
В общечеловеческий день рождения я покупаю себе в подарок книги общечеловеческой мудрости, а в еврейский – еврейские мудрые книги.
Каждый народ обладает бесценным набором полезных ресурсов.
Но у каждого народа есть свои «камни преткновения» и обращение к другой «ноге» из общечеловеческих ресурсов дает возможность преодолеть это препятствие.
ДЛИННЫЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Недавно мне подарили красивую идею.
Имея два дня рождения, находящиеся относительно рядом (это еврейский вариант) – мы можем праздновать весь период времени между двумя датами.
Промежуточным дням мы можем дать свое название – ХОЛЬ-аМОЭД (так называются полупраздничные дни между началом и концом длинных праздников Песах и Суккот).
ЧАСТЬ 2
Интересно, что не все идентичности могут быть легко привязаны к датам.
Но наступающий Песах – это День Рождения еврейского народа. И празднование Песаха – это тысячелетиями освященная традиция.
Так что мы как евреи имеем двойную точку отсчета – и как День рождения народа и как индивидуальный день рождения.
Забавно, что в моем случае Песах «плавно перетекает» в мой еврейский день рождения.....

И также мы можем использовать Шабат как еженедельный день еврейской идентичности.
Остальные народы должны помочь себе найти подобные точки отсчета.
Кстати, не обязательно приходить к консенсусу в выборе этих дат.
Так, например, мои украинские друзья, которых впечатлил Майдан – могут отмечать годовщины победы на Майдане. И при этом они не обязаны согласовывать свой энтузиазм с теми, кто видит в Майдане негатив.
ЙОРЦАЙТЫ
Еще у евреев есть даты ухода великих людей. В обыденном сознании день смерти выглядит трагично.
Но очень важно понять, что для великих людей – жизнь их идей приобретает особый статус с момента перехода  авторов идей в «лучший мир».
Мы видим еврейские знаменитые примеры в виде Любавичского Ребе и в виде Ребе Нахмана из Браслава и других великих мыслителей.
Их идеи и творчество – «живее всех живых» и влияют на умы многих людей.
В семейном кругу – мы тоже имеем возможность отмечать йорцайты нащих родителей. Мы сами являемся детищем своих родителей и когда их влияние в «реальном» мире завершается (с моментом их ухода) – более тонкие и глубокие влияния функционируют по своим особым законам.
Мы в рамках нашего проекта «Свет Авраама» сейчас вышли на новый виток изучения факторов семейных влияний – как продуктивных, так и деструктивных и кризисных.
Так в частности полоса Холокоста и погромов Гражданской войны – до сих пор «сидит в засаде» в подсознании потомков тех евреев – то есть в нас с вами.
И умение работать с этим «влиянием прошлого» - имеет чрезвычайную важность и только сейчас мы понемногу приоткрываем секреты «перезагрузки» программы «старые раны», которая тянется через несколько поколений.
Неожиданно оказывается, что ключ к исцелению от большинства болезней скрывается в умении работать с этими скрытыми «травмами».
При этом героизм и таланты и мудрость и доброта и другие качества наших родителей и бабушек-дедушек – сохраняют свою силу в нас (но часто  в латентном состоянии).


ВЗГЛЯД ВПЕРЕД
Также можно осознать, что наши накопления влияют и на наших детей. Поэтому и наши праздники – это праздники наших детей и при нашей жизни мы отмечаем дни рождения, а потом наши потомки переходят к йорцайтам.
Но сейчас – мы должны выбрать свои позитивные грани бытия – и дать им еще большую силу, чтобы они проявились в этом мире.
Я еще раз благодарю всех, кто прислал мне свои поздравления с моим Днем Рождения.
Желаю всем – найти свои глубинные ценные качества и ресурсы.