Последний залп англичанки

Вячеслав Прытков
       «П О С Л Е Д Н И Й     З А Л П     «А Н Г Л И Ч А Н К И».


«Прощайте, красотки,
  Прощай  небосвод.
  Подводная  лодка  уходит  в  поход.
  Подводная  лодка – морская  гроза.
  Под  чёрной  пилоткой  стальные  глаза.»
               
                Из  песни. 

Новейшая  английская подводная  лодка  L – 55, построенная  в  Фаирфелде  в  1917  году, уже  в  1918  вошла  в  состав  Гранд  Флита  и  была  направлена  на  Балтику  в  соединение  контр – адмирала  Вальтера  Коуэна  для  поддержки  Северо – Западной  армии  генерала  Юденича, наступающей  на  Петроград. Из  места  базирования – Таллинна  она  совершала  переходы  в  южную  часть  Финского  залива  для  атак  на  корабли  Балтийского  флота.
Командир  L – 55 – лейтенант – коммандер  Чарльз  Чапман, выслушав  чёткие  команды  вахтенных  офицеров, убедившись  в  слаженной  работе  экипажа, прошёл  в  свою  каюту. Бросил  взгляд  на  старую  фотографию, хранимую  ещё  со  времён  Первой  мировой  войны, и  предался  воспоминаниям. На  фото  с  автографами  запечатлены  были  английские  и  русские  морские  офицеры – союзники  по  общей  борьбе  с  врагом – кайзеровской  Германией. Вот  его  бывший  командир – Макс  Кеннеди  Хортон, они  вместе  служили  на  лодке  Е – 9, когда  Чарльз  ещё  был  первым  лейтенантом. Славно  они  сработались  осенью  1914  - го, торпедировав  лёгкий  немецкий  крейсер  «Хела», а  потом, через  три  недели – эсминец  S 116, рядом  с  устьем  реки  Эмс. Русские  тоже  отличные  парни, умели  хорошо  воевать. А  сейчас  вот  всё  перевернулось, и  мы  стали  врагами. Поди  разбери  этих  красных  военморов, как  они  воюют ?
В  дверь  командирской  каюты  постучали. «Сэр, получена  срочная  радиограмма.» Чапман  быстро  пробежал  её  глазами: «Два  русских  эсминца  типа  «Новик»  после  перестрелки  отходят  от  Копорского  залива  к  Кронштадту. Вам  надлежит …»
Отданы  короткие  команды, командир  лодки – в  центральном  посту. L -55, набирая  скорость, идёт  на  сближение  с  кораблями  противника. Вскоре  акустик  докладывает: «Слышу  шум  винтов. Классификация – эсминцы. По  характеру  шумов, цель  номер  1  и  цель  номер  2.»
Лодка  всплывает  на  перископную  глубину. Вахтенный  офицер: «Контакт  классифицирован. Утверждаю, цель  номер  1, 2.»  Первый  лейтенант: «Боевая  тревога! Торпедная  атака! Торпедные  аппараты, товсь!» Громкий  звук  ревуна. «Торпеды  вышли, право  на  борт, ложимся  на  обратный  курс, оба  дизеля – самый  полный!» - четко  произносит  командир  L – 55.
Подводная  лодка  вздрагивает, и  вдруг  какая – то  неведомая  сила  выносит  её  на  поверхность. «Переложить  срочно  рули  на  погружение!» - уже  не  своим  голосом  орёт  командир, но  это  была  его  последняя  команда. Уходя  от  столкновения  с  русским  эсминцем  и  от  прицельного  огня  обоих  кораблей, L – 55  корпусом  зацепила  минреп  своей  же  мины.

Тем  временем  эсминцы  Балтфлота  «Азард»  и  «Гавриил», успешно  уклонившись  от  выпущенных  торпед  L – 55 , стремились  всеми  силами  уничтожить  подводную  лодку. Комендор  бакового  орудия  эм  «Азард»  С. Богов  открыл  по  лодке  прицельный  огонь. После  своего  выстрела  он  увидел  раздавшийся  на  лодке  взрыв  и  понял, что  поразил  цель. (на  самом  деле  это  был  подрыв  лодки  на  своей  мине, что  выяснилось  только  через  несколько  лет). С  обоих  эсминцев  видели  сильные  пенистые  водовороты  в  месте  гибели  L – 55, посчитав, что  лодку  удалось  потопить. Эту  радостную  весть  передали  на  флагман – линкор  «Петропавловск». За  выполнение  важного  задания  командир  эм  «Азард»  Н. Несвицкий  и  комендор  С. Богов  удостоились  ордена  Красного  Знамени.
В  соединении  контр – адмирала  Коуэна  после  трагедии  с  L – 55  ещё  долго  говорили: «Нашим  парням  просто  не  повезло.» Хотя  командование  прекрасно  знало, что  посылает  лодку  в  район  своих  же  минных  полей.
В  1928  году  погибшую  «англичанку»  обнаружили  лежащей  на  дне  залива. Решено  было  её  поднять  и  установить, флот  Страны  Советов  нуждался  в  подводных  кораблях. Изучили, причиной  чего  явилась  гибель  L – 55. Следы  разрушений  указывали  на  подрыв  на  мине. Останки  экипажа  с  почестями  были  переданы  Англии.
7  августа  1931  года, восстановленная  на  Балтийском  заводе  «англичанка»  вошла  в  состав  морских  сил  Балтийского  моря, а  так  как  ещё  Пётр I  пленённым  и  захваченным  русским  флотом  кораблям  оставлял  их  прежние  названия, то  L – 55  стала  служить  России, только  сменив   латинскую  букву  «L»   на   «Л»  и  английский  флаг  на  Военно – морской  флаг  СССР – красного  цвета  с  расходящимися  белыми  лучами  и  красной  звездой  посередине. Позднее  L – 55  стала  прототипом  знаменитых  лодок  серии  «Щ» - так  называемых  «щук».
Лейтенант – коммандер  Чарльз  Чапман  прожил  короткую  жизнь, но  он  был  настоящим  британским  моряком  и  с  честью  выполнял  поставленную задачу.   4 апреля 2017 г.                Вячеслав Прытков