Двухколёсный изгой

Экосоюз Евразия
               
  Когда ТВ показывает дороги и улицы городов Голландии, Бельгии, Франции, Италии, Испании, США, то на экране постоянно мелькают яркие фигурки велосипедистов. На улицах Пекина или Сеула велосипедисты нередко идут сплошным потоком, заполняя всю проезжую часть. А вот в Москве улицы битком забиты иномарками стоимостью в десятки и даже сотни тысяч долларов – и велосипедистам на московских дорогах места нет.

 Это не значит, что россияне разучились крутить педали или москвичи богаче голландцев, бельгийцев или американцев. ПРОСТО ВЕЛОСИПЕДИСТЫ  В РОССИИ ВЫДАВЛЕНЫ с проезжей части  массой лимузинов.
 Конечно, смешно в России говорить о справедливости, но мы всё-таки спросим: справедливо ли это?.. Ведь велосипед – самый дешёвый народный транспорт;

 Яркие фигурки велосипедистов глядятся как украшение улиц; в отличие от страдающего ожирением сердца пузатого автомобилиста, велосипедист – показатель здоровья нации, он сухощав, подтянут, спортивен! Он не знает, что такое гиподинамия, проклятие пересыщенного техникой современного общества, ведущее к атрофии мышц ног, рук и сердца, к потере ощущения радости жизни и к преждевременной смерти!

  Оживлённое велосипедное движение на улицах Москвы, Санкт-Петербурга и других русских городов было бы вполне возможно, если бы городские власти хоть немного способствовали бы развитию этого экологически абсолютно чистого и экономически выгодного средства передвижения.
 И сделать для этого надо очень немного: всего- навсего ПРОВЕСТИ РАЗМЕТКУ хотя бы на некоторых  относительно тихих улицах, желательно, также вдоль парковых комплексов, набережных и загородных шоссе.
 Если бы власти города выделили бы такие узкие, но узаконенные «тропинки», люди могли бы крутить педали, не ощущая всей спиной жуткий рёв надвигающейся сзади сверхмощной иномарки, мчащейся со скоростью лёгкого самолёта.

  У молодёжи очень моден «маунтинбайк» - горный велосипед, он очень устойчив, хотя и излишне тяжёл: для асфальта его запас прочности совершенно не нужен. Поэтому владельцы этих машин постоянно таскают лишний груз.
  Сейчас появились лёгкие велосипеды с рамами из алюминия, титана, карбона. Спортивные и шоссейные велосипеды дают возможность «гнать» по городским улицам, не боясь «пробок», со скоростью 30-35 км в час, что значительно превышает скорость городского общественного транспорта.

  Велосипедисты не боятся «проклятия» современного автомобильного транспорта – многокилометровых «пробок», в которых автомобилисты, после часовых ожиданий начала движения в своей железной коробке, довольно быстро превращаются из нормальных людей в психопатов. Велосипедист проскочит через любой переулок, где запрещено обычное движение, ему не надо делать многокилометровые петли для поиска переезда через железнодорожные пути и эстакады. Велосипедистов используют для доставки срочных депеш : они легко обгоняют автомобили, застрявшие в бесконечных «пробках».

  К тому же велосипед – это не настойчиво рекламируемый и совершенно бесполезный велотренажёр, на котором кто-то якобы часами крутить педали в духоте собственной квартиры. ВЕЛОСИПЕД – ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО УНИКАЛЬНОЕ СРЕДСТВО БОРЬБЫ СО СТРАШНЫМИ БОЛЕЗНЯМИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА - нервными стрессами, дефицитом физической нагрузки и движения, гиподинамией.

  В отличие от владельцев иномарок, велосипедистов не мучают проблемы лишнего веса, стрессов и психических расстройств: два часа работы педалями в седле вышибают из головы все излишние и тяжёлые мысли, а также означают потерю одного-двух лишних килограммов. Ведь Бог спроектировал человека в расчёте на огромные физические нагрузки – для длительной ходьбы, бега, плавания, охоты!.. А что реально остаётся горожанину, заключённому в мрачную решётку улиц? Один лишь серый тротуар?

  В дневниках 70-летнего Льва Толстого имеются записи, посвященные велосипеду. Самое большое удовольствие великий писатель получал в молодости от верховой езды, он был отличным наездником. Но когда уже в старости ему подарили велосипед – лошадь была забыта! И ведь ездить ему приходилось на неуклюжей машине прошлого века, по кошмарным дорогам того века – с грунтовым или булыжным покрытием. А что сказал бы Л.Н.Толстой о том удовольствии, которое получает современный велосипедист, мчащийся за счёт собственной энергии по гладкому асфальту в атмосфере солнца, ветра и запаха сосновых лесов?

 Однажды довелось мне ехать на гоночном велосипеде из Бахчисарая в Ялту через горный массив Ай-Петри. На серпантинах удивительного по красоте пейзажей шоссе обогнал я стоящий лимузин с перегревшимся мотором. Растолстевший адмирал в белом кителе с золотыми погонами, совсем ещё не старый, сидел в тени раскидистого дуба и наблюдал за шофером, возившимся с двигателем.
  Мы говорили о жизни, я двинулся дальше, а безмерно разжиревший моряк в расшитом золотом кителе грустно сказал на прощание: «Если бы вы знали, как я вам завидую!..»

 Как –то по ТВ показали австралийского спортсмена, который прыгал с парашютом тысячи раз. На вопрос, с чем по ощущению можно сравнить прыжок с парашютом, он ответил сразу: «Только с ездой на гоночном велосипеде!».

  Уважаемый мэр Москвы, Сергей Семёнович Собянин!
  Простой народ тоже имеет право на передвижение в личном транспорте!
Велосипед – бесшумный, безопасный, экологически чистый, способствующий оздоровлению нации, этот замечательный вид транспорта совершенно незаслуженно выброшен с городских улиц и шоссейных дорог, окружающих Москву. Для велосипедов можно проложить дорожку даже на пустующих тротуарах. Сейчас уже сделаны велодорожки в новом парке-бульваре вдоль аллеи Жемчуговой, в парке Кусково и других местах. Но их очень мало, и думается, что это только начало.
  Не сомневаюсь, что лично от Вас зависит очень многое, чтобы велосипедист получил «право на жизнь» в Москве, а там, глядишь, и во всей России.
  Сейчас, когда ведётся изменение и разметка дорог, быть может, следует сделать хотя бы первый шаг к тому, чтобы приблизить столицу к тем бесчисленным зарубежным городам, к тем странам, где велосипедист – не изгой, а полноправный хозяин улиц и шоссе.

                Александр Портнов, Москва. Газета «Сов. Россия» 2011-08-27

     Отзыв на статью Александра Портнова «Двухколёсный изгой»

  Мы благодарим автора статьи и редакцию газеты «Советская Россия» за попытку решить одну из нерешаемых в нашей стране экологических проблем.
  Мы – это Общественная организация «Экологическая лига» (Эколига), созданная в октябре 2005г. в Ростовской области при Донском государственном аграрном университете.
 
 Один из наших социально-экологических проектов называется «Веломобилизация», который включает разметку территории университетского городка «Санкт-Персоград» и строительство СТО – станции технического обслуживания велосипедов и инвалидных колясок.     Велосипедная СТО может перерасти в дальнейшем в базу самодельного веломобилестроения, как это было в Советской Литве
   
  Семейный велоклуб «Великан» мы создали, ездили по степным дорогам в воскресные дни, когда на них нет автотранспорта. Безопаснее сельские грунтовые дороги, чем шоссейные, но для многодневного велотура необходима хорошо спланированная сеть велосипедных дорожек, как в Финляндии.
 
  Обеспечить безопасный велосипедный туризм в России можно и нужно, но он пока будет причислен к экстремальным из-за засилья на дорогах автомобилей.
  Да, велосипедисты в России выдавлены с проезжей части и тротуаров массой лимузинов. Смешно говорить в России о справедливости, о правах человека на устойчивое и безопасное развитие, когда вся жизнь подчинена олимпийскому девизу «Быстрее, выше, сильнее!».

 Эколига провозглашает иной девиз, не олимпийский: «Разумнее, устойчивее, человечнее!». Технократические иллюзии и повальное упование на быстрое обогащение должны уступить место истинным ценностям – семейным, духовным, нравственным.

  Необходимо провести в Интернете общественный саммит по развитию семьи и добрососедских отношений, по развитию физической и прочей культуры наряду или вместо коммерческого спорта, губительного для здоровья профессионального спортсмена и его семьи.

  Формированию экочеловека в семье и в семьях, поставивших это общее дело главной своей целью. лучше всего способствует велосипед, настольный теннис, лыжи и другие виды полноценного отдыха.

 В семидесятые годы прошлого столетия в странах Балтии проводились игры между семейными командами по баскетболу, теннису, лыжным гонкам и другим видам спорта, для которого было достаточно спортивного семейного резерва и опыта участия в соревнованиях.

  Опыт бабушек и дедушек может быть востребован в воспитании внуков, а дома престарелых, как и детские дома, теряют всякий смысл в обществе, нацеленном на устойчивое социально-экологическое развитие.

  Так что на велосипеде, а не на автомобиле мы можем въехать во всесторонне развивающееся общество с малыми затратами, оставив позади себя «развитые» страны.
  Мы должны жить и развиваться по принципам социально-экологического мировоззрения, которые должны вырабатывать сами, выделив из них посильные для себя, для своей развивающейся семьи для начала несколько ключевых принципов, которые в ходе успешного развития можно дополнять другими или усложнять.
  Умеренность во всём - вот первый ключевой экологический принцип, соблюдение которого необходимо в начале пути развития общества с многочисленными диагнозами, пророчащими быстрое разорение даже при успешном быстром обогащении, к которому ныне, обезумев, стремятся все от таксиста до министра.

     Поэтому, чтобы придерживаться духовно-нравственных ценностей, достаточно вырвать или вырезать, как злокачественную опухоль, всё, что имеет отношение к сугубо материальным «ценностям», не отказываясь от них вовсе.
  Материальное благополучие придёт в каждую порядочную семью с растущим из года в год семейным рейтингом, определяемым самими семьями по подобию спортивного рейтинга или политического рейтинга.

  Уважаемый Александр Портнов!

  Уважаемый нами и всеми «великанами», имеющими «велик» и жаждущими выехать на нём на безопасные во всех отношениях велосипедные дорожки нашей страны и зарубежные тропинки, проложенные по живописным местам!

   Мы за шоссейный спортивный велосипед, но более за двухколёсный «вседорожник», который почему-то назвали горным велосипедом.  Мы не настолько пока богаты, чтобы иметь по два велосипеда – шоссейный и «маунтбайк». Для российского бездорожья более пригоден второй велик, ездой на котором я и моя семья наслаждаемся с тех пор, когда его стало возможным приобрести.

 Скорость двухколёсного «вседорожника» будет поменьше, чем шоссейного. Но мы не ставим цель обгонять авто на скорости 35 километров в час, а держаться подальше от них. Лет через сто в Москве и по всей России появится достаточно велодорожек. Тогда и мы, россияне, можем устроить шоссейные велогонки по городу и за городом. А пока мы приглашаем Вас и Вашу семью в семейный велоклуб «Великан» и в удивительное велосипедное путешествие по степным и лесным тропинкам.

  С уважением Геннадий Митченко
от имени международной общественной организации «Экологическая лига»   

P.S.  Отзыв на статью Александра Портнова опубликован в sovross@aha.ru №100 за сентябрь 2011г.