55-й международный музыкальный фестиваль

Надежда Хисметова
55-й Международный музыкальный фестиваль "МИР, ЭПОХА, ИМЕНА"

Закончился 2016 год, который был важным культурным событием в Ульяновской области. Ульяновск и всё прогрессивное человечество в 2016 году отмечало очень важную дату: 12 декабря 2016 года исполнилось 250 лет со Дня рождения нашего выдающегося земляка Николая Михайловича Карамзина. Закончены многочисленные праздники и фестивали в честь Н.М. Карамзина и приближается ещё один прекрасный юбилей. Этот юбилей связан знаменательным событием для города Ульяновска: в марте 2017 года в нашей области будет проходить 55-й Международный музыкальный фестиваль "МИР, ЭПОХА, ИМЕНА", который назывался в момент основания "Ленинским музыкальным фестивалем". Его открытие состоялось весной 1962 года.
Мне очень повезло: я побывала на всех музыкальных фестивалях. Конечно, мне каждый раз удавалось побывать только на нескольких концертах, так как все концерты могут посетить очень свободные и материально обеспеченные люди. Я, к сожалению, не записывала когда и кто приезжал в Ульяновск на фестивали в течении этого периода. Но, по-моему, первый фестиваль открывался и закрывался на площади Ленина. 22 апреля на первых музыкальных фестивалях на площади выступал огромный сводный хор, исполнялись песни революционного содержания, а также песни, посвящённые Владимиру Ильичу Ленину. В этот день памятник вождя был буквально завален цветами. В течение дня на площадь приходили многие жители города и с удовольствием смотрели и слушали концерт на свежем воздухе. Участвовать в этих концертах для молодёжи была большая честь. Я также участвовала в этих выступлениях: в 1962 и 1963 годах выступала с учащимися 33-й школы, а 1964, 1965,1966 годах пела со студентами группы Х-115 УАМТ. Прежде чем мы были допущены к выступлению, с нами неделю занимались на площади Ленина по несколько часов.      
Точно сказать кого и в каком году я видела на посещаемых мною концертах - мне написать сейчас сложно...
На одном из первых концертов в помещении ДК УАЗ я увидела выступление прославленного ансамбля  "Берёзка", а также на меня очень сильное впечатление произвёл концерт скрипача Валерия Климова, который состоялся в стенах Ульяновской филармонии, кажется, в апреле 1966 года.
В 1968 году в Ульяновске был создан симфонический оркестр. Первым его руководителем, а также дирижёром оркестра стал Эдуард Серов. Основной состав оркестра состоял из выпускников Горьковской государственной консерватории. Среди первых музыкантов духового отделения у меня было двое друзей, дружба с которыми меня связывала долгие годы: Евгений Дорохов (флейта) и Владимир Сучков (валторна). Дружеские отношения с этими музыкантами ещё больше сблизили меня с выступлениями наших музыкантов из симфонического оркестра на музыкальных фестивалях. 
Конечно, наш симфонический оркестр был участником всех весенних фестивалей.
16 апреля 1970 года в Ульяновске состоялось открытие Ленинского мемориала. С тех пор основным местом проведения выступлений участников музыкальных фестивалей стал Ленинский мемориал. И, конечно, во многих концертах был задействован наш симфонический оркестр. Его главными дирижёрами были Эдуард Серов (с 1968 года), Николай Алексеев (С 1985 года), Сергей Ферулёв (с 2005 года), а с 2012 года оркестром руководит Олег Зверев.
На многие фестивали приезжал "Оркестр русских народных инструментов под управлением Некрасова". Особенно мне запомнилось выступление этого оркестра в 1990 году. Недели две я находилась под сильным впечатлением от концерта. Удивительная прекрасная музыка просто постоянно преследовала меня, в буквально смысле этого слова, звучала в ушах.
Время было очень сложное, но звучавшая со сцены музыка вселяла в меня надежду и веру, что не всё ещё потеряно...
С 2005 года оркестр обрёл статус "Губернаторского".               
С нашим Ульяновских симфоническим оркестром на музыкальных фестивалях выступали Николай Луганский, Виктор Третьяков, Евгений Кисин, Игорь Ойстрах, Олег Коган, Евгений Нестеренко, Анатолий Соловьяненко, Денис Мацуев, Юрий Башмет, Леонид Сметанников, Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла им. С.Г. Эйдинова. Оркестром дирижировали знаменитые музыканты Юрий Тимерканов, Владимир Федосеев, Фуат Мансуров, который, выступая на музыкальном фестивале в 2006 году, согласился дать для журнала "Спортшкола", ёмкое и содержательное интервью. Фуат Шакирович выделил для беседы более трёх часов личного времени. По результатам этой беседы была написана, а затем напечатана в ежемесячном познавательном семейном журнале "Спортшкола" №4(18)2006 большая статья "Загадка успеха".
На следующий день после выступления Фуат Шакирович согласился ещё на одно интервью. По результатам этого разговора в рублике "Музыка без границ" в литературно-театральном журнале "Аплодисменты" №1(2006) было опубликовано обширное интервью с Фуатом Мансуровым "Общение, дающее вдохновение".
Мне также повезло побывать на концертах Эмиля Гилельса, Иосифа Кобзона, Бориса Штоколова, Муслима Магамаева, Тамары Синявской, Людмилы Зыкиной, Анатолия Соловьяненко.
С 2008 года Музыкальный фестиваль имеет статус Международного.
26 марта 2012 года открылся 50-й Международный фестиваль "МИР, ЭПОХА, ИМЕНА".
Тот фестиваль был событием международного масштаба.
16 марта 2013 года на открытие 51-го Международного фестиваля "МИР, ЭПОХА, ИМЕНА" прозвучала опера в концертном исполнении. Выступали солисты, приехавшие из Украины, и хор Саратовского оперного театра. Какие со сцены звучали голоса!!!
А на 52-м фестивале 1 марта 2014 года в Ленинском мемориале я слушала пианиста Дениса Мацуева. Эта легенда исполнительского искусства, звезда мирового класса играла для меня, сидевшей на последнем ряду амфитеатра. Я весь концерт находилась в состоянии эфории и, по-моему, до конца не осознавала и не понимала, что происходит, и где я нахожусь. Всю мою сущность распирало от гордости, что мне удалось попасть на этот концерт. Я, наверное, чувствовала себя на этом концерте не совсем адекватно...
На 52-м фестивале выступали также Святослав Бэлза и знаменитый саксофонист Олег Бутман.
В 2015 году я была только на одном концерте 53-го фестиваля. Но на каком!!! Дирижёр Михаил Плетнёв на сцене Ленинского мемориала продемонстрировал слушателям концертное исполнение оперы "Кармен".
В 2016 году я прекратила свою трудовую деятельность, поэтому на 54-м фестивале я смогла посетить 5 концертов!!! 
3 марта открытие фестиваля - открытие фестиваля!!! На сцене Академический ансамбль песни и пляски российской армии им. А.В. Александрова. Какие красивые песни, какие задорные пляски. Обязательно пойду на их концерт, если они ещё раз приедут в наш город!
7 марта в концертном зале филармонии слушала саратовского певца Народного артиста СССР Леонида Сметанникова. Он пел в сопровождении Ульяновского государственного губернаторского оркестра русских народных инструментов. Леонид Сметанников во времена моей молодости был кумиром среди любителей русской народной песни. Когда он пел своим бархатным баритоном русскую народную песню "Выйду я на улицу...", у меня аж дух захватывало! Конечно, сейчас уже у певца не те возможности у голоса, но, в общем, от концерта у меня оставил очень хорошее впечатление. Конечно, Ульяновску очень повезло, что в нашем городе такой чудесный оркестр русских народных инструментов.      
12 марта я была на удивительнейшем концерте. Мне кажется я никогда ничего подобного не слышала и не видела. Выступал Вазген Вартанян (фортепиано, Россия-Армения). Программа была посвящена Святославу Рихтеру. Она так и называлась "К 100-летию со дня рождения Святослава Рихтера". В программе было запланировано исполнение произведений Бетховена, Шуберта, Листа. На сцену вышел красивый брюнет в строгом современном белом костюме, который плотно облегал его стройное красивое тело. Пианист сдержано поклонился и сел за инструмент. Зазвучала такой силы, мощи и экспрессии музыка! Что он делал с инструментом, чтобы издавались такие звуки - я не знаю... Рояль звенел, гремел жестокими грозами над Атлантическим океаном, шипел змеёй, журчал ручьём, пел соловьём. И всё звучало так чисто и проникновенно, так совершенно и необыкновенно красиво. Мне кажется, слушатели в зале сидели и слушали, затаив дыхание. Даже дети как будто замерли. Произведение заканчивалось, звучали бурные аплодисменты, и пианист, не вставая со стула, играл новые произведения "На бис". В конце концов он встал со стула, замер перед публикой, чуть сутулясь, помахал правой рукой, отвесил глубокий поклон, улыбнулся и ушёл за кулисы. Его белый элегантный костюм болтался на нём как роба. В брюках не чувствовалось, что у пианисту существуют ноги, и в рукавах не проступали очертания рук. Торчали только ладони с мощными длинными пальцами, которые показывали нам несколько минут назад чудеса техники виртуоза-исполнителя. За концерт он потерял, наверняка, килограммов пять или шесть веса... Сердце у меня сжималось от жалости к себе:"Боже я, наверное, никогда не услышу и не увижу ничего подобного..." Мне было так досадно, что я никогда ничего не слышала об этом гениальном исполнителе...
54-й фестиваль не переставал удивлять и восхищать меня. 20 марта я слушала "Реквием" Верди. Исполнение этого произведения произвело на меня какое-то магическое воздействие. У меня было, наверное, какое-то странное выражение лица. Ко мне подошли с микрофоном, чтобы взять интервью... Но что я могла сказать, чтобы выразить своё невероятное потрясение после услышанного только что в зале... А восхищалась Ульяновским государственным академическим симфоническим оркестром "Губернаторский", восхищалась пением Магнитогорской государственной академической хоровой капеллой им. С.Г. Эйдинова и, конечно, солистами Большого театра России и "Геликон-оперы". Впечатление неизгладимое. И откуда только исполнители в наше страшное время берут духовные силы, чтобы так волновать, просветлять, очищать и обогащать наши души.
24 марта в ЦНК "Губернаторский" состоялось закрытие Международного музыкального фестиваля "МИР, ЭПОХА, ИМЕНА". Русский национальный балет "Кострома" показал очень красочное, музыкальное действо о великой истории великой страны. Выступление было очень ярким и красочным. Жаль было, что так быстро закончился фестиваль...
Будем ждать следующий юбилейный фестиваль!!!
Закончена работа над материалом III международного фестиваля "Отечество и судьбы".
Приступила к работе с материалом о Международных музыкальных фестивалях "МИР, ЭПОХА, ИМЕНА". Видно, что материал разрозненный, написанный в разное время. Но переделывать не буду. Исправлю ошибки, а причёсывать не стану, потому что я не смогу уже написать так о тех далёких временах, когда мы всей гурьбой бежали в мемориал на музыкальные фестивали, как сейчас молодёжь стремиться в ночные клубы и кафе. Как нам было тогда всё это интересно, как активно обсуждался каждый концерт, каждое выступление на концерте. Мы даже тогда не понимали, что наше областное и городское руководство старается сделать город культурнее, как оно пытается сделать нашу жизнь интереснее, как нас активно приобщали к духовному и прекрасному. Перечитав записи я поняла: с какими гигантами отечественной и зарубежной музыкальной культуры мы встречались только на этих знаменитых фестивалях. А ведь кроме этого, были постоянные концерты, которые мы очень активно посещали порой лишь для того, чтобы пообщаться друг с другом. Несколько лет в городе существовали музыкальные ассамблеи, на которых и я, и мои друзья часто бывали. А ежегодные концерты 31 декабря при свечах, которые делали наши встречи каждого Нового года загадочней и таинственней. Повезло нам с городом! Некогда скучать и есть чем успокоить и порадовать душу.
Программа 55-го Международного фестиваля очень интересная и насыщенная. Мне бы очень хотелось сходить ещё раз на Дениса Мацуева и балет "Дон Кихот". Буду надеяться, что получиться.
14.01.2017.