И это было детство

Юрий Панов 2
И чистотел, залечивая ранки,
Сочился в кровь. И это было детство.
Ю. Мориц

  Какие они, цветы нашего детства? Точно не те, что нравятся взрослым! Говорят, все дети талантливы. Как дети рисуют, как воспринимают краски! Импрессионисты от рождения! Может быть, детям нравятся огромные яркие цветы? Вряд ли это будут розы в парке или в саду, гораздо чаще простые желтые  одуванчики на обочине дороги, или  белые ромашки в поле. Помню свои ромашки детства. Не ромашки пустырей с мелкими корзинками, с паутиной рассеченных листьев, а настоящие поповники, нивяники с  листьями зубчатыми,  овальными  и блестящими, и корзинками огромными. Я окунался в океаны ромашек каждый год в пионерском лагере под Истрой. Частенько в жаркий день мы отправлялись всем отрядом с вожатыми на прогулки в окрестностях лагеря. Сначала проходили через темный сосновый бор и, шли по краю круглого болота. В это болото, говорят, упал немецкий самолет, и достать его не смогли, такое оно глубокое. По краю заросло болото  рогозом и сфагнумом, а посредине чернели окна с белыми кувшинками. И через километр выходили мы вдруг на огромное, залитое солнцем поле, все, до самого  горизонта, в белых ромашках.  Посреди поля, помню, стояла полуразрушенная церквушка с березками на закомарах. В отряде все были пионеры, в бога не верили, но в церковь входили молча, и долго рассматривали  фрески на стенах. Сюжеты мы конечно не понимали. И вот странно, через несколько лет на выставке в Манеже увидел я картину с точно такой церквушкой, только молчал на картине не отряд пионеров, а девушка с парнем. И казалось через  разбитые окна и полуразрушенные стены заглядывали в храм белые ромашки…

   А может быть дети любят цветы, с которыми можно играть: сплетать венки, обрывать лепестки (любит - не любит)? Кто из нас не  гадал, обдирая несчастные мятлики – курочка, или петушок? Кто не искал на поляне кашек  счастливые растения с четырьмя листочками?

   И уж точно дети любят растения есть, даже сытые  не откажутся от калачиков просвирника, цветов медуницы или баранчиков примулы. С удовольствием поедали мы пучку, лакомство достаточно питательное! Нижняя часть трубчатого стебля очищалось от твердых жилок и поедалось с аппетитом, особенно ранним утром до завтрака, или в жаркий полдень! Что это было? Борщевик, дудник, дягиль?
Все дети любят свободу, грязь для них как необходимая награда и чем же свести цыпки на руках, как не оранжевым соком чистотела? А как приятно залечивать ранку листом подорожника!

   Дикие растения для ребенка значат гораздо больше, чем для взрослого. Ребенок – природное существо, но с годами отходит от своих талантов(перестает рисовать) и от природы все дальше и дальше. И снова кажется странным, что убежав от природы далеко-далеко, мы возвращаемся, взрослея, к ней, и дикие растения говорят нам все больше. И срывая стебель чистотела, и наблюдая, как течет ядовитый сок, пачкая руки, мы вспоминаем – это было детство!