Притча о старике и волшебнике

Валерий Камаев
Посвящаю Габриэлю Гарсия Маркесу.

Жил некогда в далёкой  стране человек. Хорошо жил. Много работал, любил красивых женщин. А в старости стало ему чего-то недоставать. Думал он, думал и решил пожить для себя. Дети уже большие, одна жена умерла, вторая ушла. С этими мыслями лёг он спать и проспал всю ночь без сновидений. А наутро отправился на берег, где и увидел волшебника. Вы спросите, как старик узнал, что это был волшебник? Иногда так бывает. Он отвёл волшебника в сторону и спросил:
— Можешь ли выполнить три моих желания?
— Могу. Только принесут ли они тебе радость?
— Не знаю. Когда я работал столяром, делал однажды трон из красного дерева. Он мне очень понравился, одна беда — посидеть на нём мне так и не привелось. Не мог бы ты сделать меня королём?
— Я-то могу, — ответил волшебник. — Но управлял ли ты народом, хоть каким-нибудь?
— Нет, — сказал старик, — но я управлял собой.
— Это немало, — произнёс волшебник, — но не достаточно, чтобы управлять королевством.  Но я сделаю то, о чём ты просишь. А если не справишься, перед сном ты скажешь: «Вернись всё назад!», и снова очутишься здесь передо мной.
— Это мне подходит, — сказал старик.
Утром он проснулся в красивых покоях. Его одели, хотя ему это было непривычно, обули в башмаки с золотыми пряжками, посадили на трон и принесли завтрак. Пока король ел, ему стали рассказывать главные новости королевства, но у него от этого так заболела голова и зарябило в глазах, что он не дослушал до конца. Потом его отвели в дворцовую залу, где он стал судить да рядить дела подданных. Но судить новоиспечённый король не умел, поэтому в делах были перекосы, и подданные были недовольны.
Наконец к нему привели одного разбойника и стали требовать, чтобы король приговорил его к повешению. Но разбойник смотрел на короля так кротко и просительно, что тот не решился и отпустил его с миром.
Вечером усталый и измученный старик лёг на кровать, закрыл глааз и сказал:
— Вернись всё назад! Плохой из меня вышел правитель.
Тут же перед ним явился волшебник и первым делом спросил:
— Посидел ли ты на троне?
— Посидел. Нелёгкая это работа.
— Ну, а ещё чего-нибудь ты хочешь? — снова спросил волшебник.
— Хочу стать цветком, — ответил старик.
— Для чего тебе это? — удивился волшебник.
— Чтобы меня сорвала девушка и спела мне песню.
— Не всякие девушки умеют петь. Знаешь ли ты это?
— Моя может петь.
— Если ты не слышал как она поёт, то откуда знаешь, что она умеет.
— Знаю, и всё! — отрезал старик.
— Бойся ошибиться. Но правила ты знаешь. — И волшебник превратил его в цветок.
Красивая черноволосая девушка подошла к  пригорку, где рос цветок, и сорвала его. А вечером, когда на небе высыпали звёзды, она взяла гитару и начала петь песню. Песня была хорошая, вот только музыкальным слухом девушка не обладала, она всё время фальшивила. Природа не может дать всё сразу.
Цветок прошелестел:
— Вернись всё назад.
И снова старик предстал перед волшебником.
— Ну как, понравились тебе райские песни? — поинтересовался волшебник.
— Песня была о рае, только голоса у девушки нет, — ответил старик.
— Чего тебе хочется теперь?
— Хочу стать дождём с громом и молнией и напоить землю.
— Похвальное желание, — одобрительно произнёс волшебник. — Но только на этот раз ты не сможешь вернуть всё назад. Как только первая капля дождя ударит по земле, ты умрёшь. Вернее, умрёт твоё тело, а душа воспарит высоко, и я уже не в силах буду тебе помочь. Я могу многое, но не всё.
— Почему так? — удивился старик.
— Потому что я не Бог, а только волшебник.
Старик с минуту подумал, а потом махнул рукой:
— Ладно, пусть будет так!
— Это твоё желание. Пути назад нет, — сказал волшебник.
И старик очутился в большой багровой туче. Огромный седобородый гром ударил колотушкой в свой барабан, и первые капли дождя упали на землю. Там, куда попадала капля, вырастал цветок да такой красивый, что нельзя было оторвать глаз.
Дождь скоро кончился, а старик куда-то пропал. И сколько его ни искали, никого не смогли найти. А что стало с волшебником? Этого никто не знает. Да и был ли он вообще? В ответ на этот вопрос в Колумбии или просто молчат, или говорят: «Может  быть, он и есть среди нас. Присмотритесь повнимательнее».