Чехов о пристрастии некоторых к всему анормальному

Лев Балашов
А. П. ЧЕХОВ О ПРИСТРАСТИИ НЕКОТОРОЙ ЧАСТИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ КО ВСЕМУ АНОРМАЛЬНОМУ

Ницшеанский взгляд на норму имел продолжение. Еще А. П. Чехов подметил это пристрастие некоторой части интеллигенции ко всему анормальному. Вот фрагмент его рассказа:

----------
«— А почему ты знаешь, что гениальные люди, которым верит весь свет, тоже не видели призраков? Говорят же теперь ученые, что гений сродни умопомешательству. Друг мой, здоровы и нормальны только заурядные, стадные люди. Соображения насчет нервного века, переутомления, вырождения и т. п. могут серьезно волновать только тех, кто цель жизни видит в настоящем, то есть стадных людей.
— Римляне говорили: mens sana in corpore sano (в здоровом теле здоровый дух).
  — Не все то правда, что говорили римляне или греки. Повышенное настроение, возбуждение, экстаз — все то, что отличает пророков, поэтов, мучеников за идею от обыкновенных людей, противно животной стороне человека, то есть его физическому здоровью. Повторяю: если хочешь быть здоров и нормален, иди в стадо».
-----------

— Так отвечал призрак черного монаха находившемуся в галлюциногенном бреду Коврину. Последний — герой рассказа А. П. Чехова «Черный монах». Писатель отобразил в этих немногих фразах позицию известной части интеллигенции, зараженной ядом ницшеанской философии. Он, как видим, негативно относился к такой позиции. А вот уже его младшая современница, писательница Зинаида Гиппиус презрительно отзывалась о Чехове: «он слишком нормален». К сожалению, этот дух ницшеанства распространился в ХХ веке как зараза. До сих пор он дает о себе знать во многих явлениях культуры...
                _____________________________

Появились в большом количестве люди, которые стали пропагандировать вседозволенность. Она, в частности, воплощается в неумеренной проповеди толерантности, терпимости, принявшей уродливую форму уравнивания прав гетеросексуалов и гомосексуалов. Или в откровенном тезисе «всё дозволено», который выдвинул современный философ науки Фейерабенд. Этот тезис довольно-таки странный. Он звучит как антитезис утверждения «не всё дозволено» или любимой фразы религиозно настроенных начальников “если Бога нет, то всё дозволено” (из романа Ф.М. Достоевского “Братья Карамазовы”).

 И тезис («всё дозволено»), и антитезис («не всё дозволено») одинаково неприемлемы для нормального человека. В них есть что-то унизительное для него как деятеля-субъекта, как хозяина жизни. Что человек — ребенок, подчиненный, раб, чтобы ему что-то было дозволено или не дозволено?!

Герой другого чеховского рассказа унтер Пришибеев оправдывал свои пришибеевские действия тем, что нельзя народу дозволять, чтобы он безобразил. Слова “дозволять”, “не дозволять” — из лексикона не в меру ретивых начальников, “законников”, добровольных опекунов и командиров. С их точки зрения всё, что не дозволено, — запрещено, неприемлемо. С человеком в таком случае обращаются как с ребенком или того хуже, как с рабом.

На одном полюсе мы видим вот это: обращение с людьми как с детьми, подчиненными, рабами (кто-то им дозволяет или не дозволяет).
На другом полюсе («всё дозволено») мы видим расшалившегося-распоясовшегося ребенка, взбунтовавшего раба или просто анархиста. В том и другом случае нет свободного человека, нет хозяина жизни.
_______________________________________

ДОПОЛНЕНИЕ 2021 г.
Это пристрастие к анормальному всё больше приобретает на современном Западе угрожающие космические масштабы. Теперь не только интеллигенция заражена таким пристрастием. На международном и национальном государственном уровне принимаются юридически обязывающие решения, которые рушат институт семьи (однополые браки и т.п.), размываются границы полового диморфизма, делаются попытки уничтожить разницу между мужским и женским, трансгендеры (непонятно кто: мужчины или женщины) всё больше вторгаются в жизнь человечества... Запад с ума сходит.
И к нам в Россию приходят эти феномены ненормального как метастазы ракового заболевания.
Например, некий юный блогер Даня Милохин (совершенно безотвязный) привлекает миллионную интернетовскую аудиторию своими скандально-шокирующими трансформациями (то ли мужчина, то ли женщина) и подлыми кривляниями.
Я уж не говорю о многих современных театральных постановках, в которых режиссеры (например, К.Серебренников, К.Богомолов) изгаляются как только могут, разрушают нормальную драматургию. Театр превращается в черт знает что, в какую-то клоаку.
А этот недавний скандал с рекламой сети магазинов "Вкусвилл", в которой демонстрировалась лесбийская пара (фактически пропаганда гомосексуальных отношений)? А эти постоянные экивоки в сторону гомосексуализма на некоторых развлекательных и неразвлекательных телеканалах?