1. Дни взятия интеграла

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: В «Интеграле»


Я собирался поместить СНИМОК автора статьи в газете «ЗНВС» Нелли Степановны Ямпольской, но, к сожалению, её фотографии не нашёл.

Впоследствии Нелли Ямпольская была министром журналистики «Интеграла» и председателем подклуба «Гусиное перо». Я написал А.И. Бурштейну и спросил, нет ли фотографии у него. Нет, не оказалось.

Попытаться понять причины успеха «Интеграла», а то, что он действительно, добился успеха ни у кого сомнений не вызывало, решила журналист газеты «Молодость Сибири» Н. Ямпольская.

Напомню, что Нелли Степановна Ямпольская была также министром журналистики в «Интеграле» и руководителем подклуба «Гусиное перо».

Удовлетворяет ли клуб запросам молодёжи? Каким образом? Вот главные вопросы, на которые она ищет ответы в статье, опубликованной в газете «ЗНВС» № 50 от 30 декабря 1966 года.

Дело в том, что в начале декабря клуб отметил своё трёхлетие, пригласил много гостей и провёл двухдневный семинар, где и были обсуждены проблемы молодёжных клубов и так называемого «клубного движения».

Из устава клуба журналист выделяет его задачи: «обеспечить свободный обмен знаниями, содействовать взаимопониманию, содружеству и сотрудничеству». Правильно поставленные задачи – первая причина успеха клуба. Правильная «политика» клуба – «самопрограммирование», участие каждого во всём, - вторая причина успеха. Ну, а третья причина, разумеется, в тех, кто взялся за это дело, в людях, в кадрах, «которые решают всё».
 
Можно ли с этим согласиться? Конечно, всё это правильно. Но не все причины указаны.

На мой взгляд, во-первых, сыграл свою роль дух относительной свободы, который разрешался и даже поощрялся в клубе. На самом деле, эта свобода была весьма ограниченной, осуществлялся в значительной степени не только самоконтроль выступавших, но и контроль со стороны присутствовавших преподавателей общественных наук и даже руководства клуба. Но все считали, что: в «Интеграле» можно говорить обо всём, и он стал считаться «оазисом свободы».

Во-вторых, в клубе с самого начала был установлен демократический строй – кабинет Министров, широкое обсуждение предложений, коллективная подготовка мероприятия. Никакого зажима. Хорошее предложение – принимаем, плохое – отвергаем. Но не с порога, а после обсуждения и голосования.

Правда, был и здесь один ограничитель: президент клуба, - он имел право отвергнуть любое, даже уже принятое большинством решение. Правда, руководство клуба старалось до этого не доводить.

В-третьих, с самого начала в практику «Интеграла» был введён элемент игры. В те времена в СССР не было президентов фирм (не было и частных фирм), а Совет министров был только один – правительство страны.

И тогда слова «президент» и «премьер-министр» звучали непривычно. Руководители клубов были министрами. И не только клубов. Был, например, министр информации. Я уже не говорю о пародийном названии «министр странных дел», коим стал (и на всю оставшуюся жизнь остался) Гера Безносов.

У Кукина в песне есть фраза: «Странные люди заполнили весь этот город». Эта песня не об Академгородке и не об «Интеграле», но удивительно подходит и к Академгородку, и к кафе-клубу «Под интегралом». И странные люди заполнили и дела у них странные, и даже министр странных дел есть».

В-четвёртых, все дискуссии в Интеграле тщательно готовились крупными специалистами по обсуждаемым вопросам. Тщательно подбирался и оппонент. И тому, и другому было что сказать, покритиковать существующие концепции, предложить новые.

Это относится и к экономике, и к социологии, и к проблемам образования, и к развитию науки и общества, и к внедрению результатов научных достижений в народное хозяйство. В этом отношении надо отдать должное Президенту клуба А.И. Бурштейну, высокий уровень дискуссий во многом связан с его личной деятельностью.

В-пятых, Бурштейн и его помощники умело находили для дискуссий такие вопросы, такие проблемы, которые были, что называется, животрепещущими, их видели, о низ можно было говорить дома, но не вслух. Говорить о них громко как-то не было принято. Специалисты могли их обсуждать, но с применением сугубо научной терминологии.

В «Интеграле» стали говорить об этих вопросах открыто, и люди стали откровенно высказываться о наболевшем, которое до этого держали в себе. Теперь высказывались: кто-то, не думая о последствиях, а кто-то, преодолевая страх. Они не знали, что все дискуссии записываются органами.

Наконец, в-шестых, умело использовалось стремление молодёжи потанцевать, потолкаться под современную музыку, под джаз-ансамбль высокого уровня Володи Виттиха – «кабачковые дни», посидеть за столиком, практически не тратя денег, с минимальным спиртным, развлечься.

Активисты клуба строго следили, чтобы кабачковые дни не превратились в кабацкие.
«Кабачковые дни» проложили молодёжи дорогу к клубу. Назову это пунктом 6а.
Ещё одним способом привлечения молодёжи стали шуточные праздники, такие как «29 годовщина исторической встречи Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова» или выборы мисс Интеграл и её производных, демонстрации под непривычными лозунгами: «Люди, интегрируйтесь!», «Перекуём орало на интеграле!», «Радость народу!».

Многое было очень удачно придумано и реализовано. А выборы всевозможных мисс в те времена было неслыханной дерзостью, можно сказать, прорывом в насаждаемой пуританской коммунистической морали. Пункт 6б.

Очень своевременно и весьма успешно было использовано руководителями «Интеграла» и бардовское движение. Выступления прекрасных бардов, вскоре ставших знаменитыми, на сцене ДК «Академия», в «Интеграле» (и где только можно) быстро возбудило молодёжь, а проведение конкурса талантов сделало «Интеграл» крупным центром бардовского движения. Пункт 6в.

Во-вторых.

На недавно проходивших юбилейных торжествах клуба СО АН СССР «Под интегралом» в числе других журналистов присутствовала корреспондент газеты «Молодость Сибири» Н. Ямпольская. Сегодня мы публикуем её размышления о роли «Интеграла» в общественной жизни Академгородка, в клубном движении страны.

Кафе-клуб «под интегралом» отметил своё трёхлетие.

Гости из 22 городов Союза, работники обкомов и горкомов комсомола, президенты и премьер-министры крупнейших молодёжных клубов страны приехали в Академгородок, чтобы поздравить именинников, обсудить проблемы клубного движения, обменяться опытом.

Вот, моё мнение о главных причинах быстрого роста популярности кафе-клуба «Под интегралом».

К неглавным причинам причислю удачное начальное решение со статусом кафе-клуба. Он сразу вошёл в профсоюзную структуру ОКП (это не афишировалось; напротив, выпячивалась роль комсомола).

Клубу на постоянной основе выделялись Домом культуры штаты (с оплатой), оказывалась необходимая денежная и иная помощь, на бесплатной основе (без расходов на аренду, коммунальные услуги и уборку) было выделено (и реконструировано) помещение столовой, бесплатно предоставлялся при необходимости зал ДК «Академии».

Для других клубов это были непростые вопросы, недаром на двухдневном семинаре, как указала Н. Ямпольская, обсуждались «самые наболевшие проблемы самодеятельных клубов: финансовые права, взаимоотношения с профсоюзными клубами, права на помещение, вопросы членства и т.д.». у нас таких проблем, из-за которых многие клубы страны прекращали свою деятельность, просто не было.

Теперь обратимся к статье Н. Ямпольской:

«Празднование началось 1 декабря. Этот день в шуточном решении совета клуба был назван «Днём взятия интеграла».

Три года. Много это или мало для самодеятельного молодёжного кафе-клуба? Любой ответ будет иметь относительный характер. Ленинградцы, например, поздравляя «Интеграл», назвали его малышом. Не мудрено, - у них есть клуб, которому уже 10 лет. Но такая устойчивость – явление довольно редкое даже в масштабах страны.
 
Сколько в последнее время переписано и переговорено о том, почему так коротка жизнь самодеятельных молодёжных кафе-клубов. В памяти, например, новосибирцев печальная судьба «Подснежника» или «Веснушки».

Правда, оптимизмом организаторов жива «Эврика». На сегодня это единственный кафе-клуб на весь город («Интеграл» не в счёт по причине удалённости). Но и здесь рядом с планами немало опасений и сомнений.

Поэтому устойчивое трёхлетие «Интеграла», естественно, привлекло внимание.

Дискуссия «Оценка научной зрелости учёного» … Политклуб «Личность и общество» …

Дискуссия «Общение – необходимость или неизбежность?» …

Букинистический базар «Набережная Сены» …

Дискуссия «Что мешает внедрению в промышленность научных исследований» …

«Би-Би-Си» под Интегралом» …

Клуб «Гренада»: Ленинская премия Андрею Вознесенскому?..

Песни Бориса Полоскина…

Социологический клуб «Общественная активность» …

Не случайно - девиз клуба: «Люди, интегрируйтесь!»

Укладывается ли мир современного молодого человека в режим работы и дома? В каких-то конкретных случаях – да. Но можно ли в наше время считать это нормой?

Как же быть тогда со стремлением к образованию, с потребностью общаться с интересными людьми, стремлением получать интересную информацию и знания «из первых рук»?

Как и где общаться с людьми, близкими тебе по духу, по интересам и увлечениям?

Извечные вопросы ищущего человека. В ответе на них – задачи клуба: «обеспечить свободный обмен знаниями, содействовать взаимопониманию, содружеству и сотрудничеству» (цитирую устав).

В таком способе определения целей и кроется начало ответа на вопрос о «секрете» успеха, который задавали гости. Второе – средства достижения цели, или, как говорит премьер-министр клуба Г. Яблонский, «политика».

Причиной смерти многих самодеятельных клубов как раз и явилась недостаточно продуманная «внутренняя политика». Обычно их работа строится по принципу зрелищных предприятий: одни развлекают, другие развлекаются. Или же всё сооружение держится на встречах с интересными людьми.

Несомненно, это полезно и нужно. Несомненно, и другое: активность участника всегда выше активности наблюдателя. Вот почему в клубной работе такой метод мало результативен.

Политика «Интеграла» - «самопрограммирование», участие каждого. Один готовит диспут, равный по глубине и серьёзности иной научной конференции, другому надо подежурить в гостинице и благоустроить гостей, третьему – просто постирать шторы… Активность членов и дисциплина – вот вторая часть ответа на вопрос о «секрете» клуба.

И, наконец, третья, но по значению, конечно, первая. Это люди. Кадры. Их подбор – дело тонкое везде, и в данном случае нет исключения. Объявления в газете и страстные призывы «заходите – приходите» здесь малоэффективны.

Конечно, на них люди идут. Но это не всегда те люди, которые нужны. А нужны энтузиасты, для которых высшая награда за усилия – не заработная плата, а успех дела и собственное моральное удовлетворение.

Может создаться впечатление, что путь «Интеграла» - лёгкий взлёт.

К сожалению, предубеждённость – вечный враг нового или просто необычного – очень сильна. А среди людей, которые экспериментируют или ищут, всегда толкаются скептики и недоброжелатели. Они могут злорадствовать над срывом. Раздуть ошибку (а кто от них застрахован?) до умысла. «Не дадим, например, стеклоблоки для стенки, и только. Поезжайте хоть в Москву!» Стеклоблоки, действительно, пришлось покупать в столице.

Но это – деталь. А в целом, новое всегда сильнее предубеждённости. Сегодня из простого молодёжного кафе «Интеграл» стал интересным центром общественной жизни Академгородка.

Перечисление успехов клуба отнюдь не значит, что в его работе всё идеально, что будут нелишни дружеская помощь, дельный совет, умная подсказка. Конечно, нет. И в «Интеграле» никогда не откажутся их принять, ими воспользоваться.

Что же касается семинара, о котором говорилось вначале, то он несколько сбил стройную программу празднования. Участники единогласно предпочитали заседания в «знаменателе» лыжным прогулкам – так много было интересного.

Два дня обсуждались самые наболевшие проблемы самодеятельных клубов: финансовые права, взаимоотношения с профсоюзными клубами, права на помещение, вопросы членства и т.д. участники семинара обратились в ЦК ВЛКСМ с предложением создать ассоциацию клубов и созвать совещание по проблемам клубного движения. Такое серьёзное отношение к клубному движению диктуется самим временем.

Итак, юбилейная неделя была рабочей. А оставшееся свободное время отдавали музыке, отдыху, шуткам, весёлым праздничным ритуалам.

Например, вечером 5 декабря процессия с факелами отправилась от помещения клуба к Морскому проспекту, в начале которого был установлен памятник Архимеду – большой серый камень с надписью «точка опоры». Говорят, эта та самая точка, упираясь в которую можно перевернуть Землю».

Эта статья Н. Ямпольской была перепечатана в Навигаторе к 40-летию «Интеграла». К ней был добавлен такой конец (отсутствующий в газете «ЗНВС»):

В пригласительных билетах над математическим знаком интеграла изображён знак бесконечности.

А в планах:

– критерий театра. Дискуссия. Проводят Всесоюзное театральное общество, журнал «Театр», клуб «Под интегралом»;

– как делить результаты научного труда. Дискуссия с участием сотрудников «Литературной газеты»;

– пришла телеграмма: «Стругацкие прибудут январе» ...

Идёт текущее программирование. Идёт под знаком бесконечности».

Прочитали? А теперь вернитесь к началу и прочитайте ещё раз написанное мною или А.И. Бурштейном в его «Реквиеме по шестидесятым, или под знаком интеграла» (http://www.ihst.ru/projects/sohist/memory/burstein.htm ).

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/04/02/458