Дуновение творчества

Людмила Ханыкова
          Ненавязчивый снежок лениво падал на стылую землю, прикрывая своей первозданной белизной зашарпанный тысячами ног тротуар. Просветы облаков пропускали холодные лучи зимнего солнца, которые полого освещали грустные дома, голые ветки замерзших деревьев и унылую одежду спешащих по своим делам людей.
Была та пора года, когда не очень-то хочется выходить из дому, разве что по самым неотложным делам. Марина уже давно собиралась вернуться к давно оставленной картине и вплотную поработать над этой темой. Но что-то не давалось ей.
То ли сюжет был не до конца продуман, то ли выбранный ею колорит не вполне соответствовал состоянию героев, только изощренное чутье художницы не позволило в свое время продолжить работу. В таких случаях Марина не сопротивлялась своей интуиции, оставляла работу над картиной и на какое-то время как бы забывала о ней.
          Впрочем, ей только казалось, что она всё забыла. На самом же деле, голова подспудно продолжала работать над темой: память перебирала и сопоставляла тысячи разных воспоминаний, ассоциаций, различных вариантов сюжета, состояния своих героев или нюансов изображения природы.
          Это была работа подсознания. Когда она будет закончена, сознание начнет осмысливать результат. В конце концов, настанет момент, когда, будто бы непроизвольно, Марину потянет в мастерскую к неоконченному холсту. Она неторопливо сдернет с картины покрывающую ее ткань и сразу же увидит, что именно в картине было не так, что и как надо изменить.
Вот тогда-то и начнется настоящая работа, когда не замечаешь, как летит время, утро ли сейчас или вечер, какие у тебя были на этот день планы. Как будто все органы чувств отключились от реальной жизни и перенесли тебя в какой-то особый запредельный мир.
          Художница любила это состояние полета, которое давало ей ее творчество. Ей даже казалось, что она действительно творит какой-то новый мир. Ведь на ее глазах и под ее руками рождалось что-то такое, чего до этого не существовало в природе.
          Однако, чтобы изображение на холсте было гармоничным и вызывало у зрителя такое же гармоничное состояние, на ее душе  тоже должна была царить ничем не замутненная гармония. Тогда произведение давало зрителю не только ощущение сопереживания, но и радость сотворчества.
          Даже, если он и не осознавал этого. Об этом говорила радость, которая начинала заполнять всё его существо, и необыкновенная легкость восприятия и отклика.
          Такое же чувство испытывала сейчас и сама Марина, когда ее руки как будто летали по полотну, легкими касаниями превращая упругий материал краски в нечто воздушное, неосязаемое, словно сотканное из самой мечты.
Она сердилась, когда что-то прерывало ее работу. Уловить потом это летучее мгновение было практически невозможно, а, значит, какая-то часть задуманного оставалась незавершенной. Впрочем бывало и так, что приходилось вносить изменения и в более глубокие слои сюжета.
          Марина отошла от мольберта уже под утро, уставшая, измочаленная, но с чувством удовлетворения и радости. Без сил рухнула на диван и сразу же заснула, несмотря на всё кофе, выпитое за время работы над картиной.
Проснувшись уже днем, она вспомнила, что накануне отключила все телефоны.
         - Забавно, мне же должны были позвонить по делам осенней выставки. Ладно, сначала позавтракаю.
          Только сейчас молодая женщина ощутила зверский голод и отправилась на кухню. Взглянув на часы, она поняла, что время завтрака давно прошло, и было бы совсем неплохо пообедать. Обеда в холодильнике тоже не было. Пришлось составлять себе меню из имеющихся в запасе продуктов.
          Однако пообедать так и не удалось. Зазвонил телефон. Это была секретарь оргкомитета выставки. Оговорив все детали экспозиции, Марина взялась было чистить картошку, но тут снова зазвенел телефон. Это была подруга, у которой накопилось столько новостей, что больше молчать у нее не было сил. На этот разговор ушло еще больше времени.
          - Дадут мне, в конце концов, поесть, - девушка с досадой бросила фартук на стол. – Нет, пожалуй, лучше пообедать в каком-нибудь кафе.
Приняв такое решение, Марина оделась и вышла на улицу.
          -Красота-то какая!
          Выпавший ночью снег облепил ветви деревьев, и они стояли в этом сказочном уборе, словно девицы из танцевального ансамбля в программе «Зимняя симфония». Мороз закрепил форму снежинок, и они блестели на солнце, вспыхивая и переливаясь. Легкий ветерок приятно холодил и румянил щеки.
Девушка пересекла улицу и направилась в сторону ближайшего кафе…

28.03.2017г
Фото из Интернета