Году в 89 или 90-м прошлого века, началось поломничество к нам специальных посланников из Израиля.
Их было много, даже слишком много: раввины, функционеры из Сохнута и всяких разных организаций.
Ожила синагога, появилась община, начали проводить еврейские праздники.
Поначалу было интересно.
Религия в СССР не поощрялась, а уж иудаизм и подавно.
Библию, как и всё прочее, нужно было "доставать".
Но в указанное время всё это стало более, чем доступным.
Израиль в то время воспринимался многими, и мною в том числе, как оазис, возникший среди пустыни, вопреки всем законам мироздания.
Приезжавшие раввины и эмигранты - израильские старожилы, преподносили
Израиль как чудо.
И многие восхищались и мечтали об Израиле. Впрочем, эта мечта тогда стала вполне осуществимой.
Правда и тех, кто с молчаливой иронией воспринимали происходящее и без лишней суеты и шума готовились к отъезду в США, тоже хватало.
Тогда ведь не было интернета, да и знание языков было не авантажное.
В общем, восторг и преобладали.
И, тем не менее, во всех этих восторгах завёлся червь сомнения.
Хумаш(Пятикнижие), "Пиркей авот"(поучения отцов), религиозные праздники, историческая родина...
Тогда казалось, что за всем этим есть ещё что-то, гораздо более важное, как алтарь за занавеской в храме.
Но...
Есть легенда о римском полководце, который зашёл в святая святых Храма в Иерусалиме, куда входить мог только первосвященник.
Отодвинув занавеску в святая святых, он обнаружил... пустую комнату.
Интересно, что при этом испытал этот человек, что подумал?
Но вот у меня было, наверное, похожее ощущение после знакомства со всеми этими традициями, праздниками, идеей еврейского местечка в Палестине.
Красивая занавеска и пустая комната.
Вскоре всё это - восторги, фальш, убогая реальность, мне наскучили и даже начали вызывать такое же неприятие, как у Верещагина чёрная икра.
Но деваться было уже некуда.