Историческая родина

Влад Ривлин
Году в 89 или 90-м прошлого века, началось поломничество к нам специальных посланников из Израиля.

Их было много, даже слишком  много: раввины, функционеры из Сохнута и всяких разных организаций.
Ожила синагога, появилась община, начали проводить еврейские праздники.

Поначалу было интересно.

Религия в СССР не поощрялась, а уж иудаизм и подавно.
Библию, как и всё прочее, нужно было "доставать".
Но в указанное время всё это стало более, чем доступным.

Израиль в то время воспринимался многими, и мною в том числе, как оазис, возникший среди пустыни,  вопреки всем законам мироздания.

Приезжавшие раввины и эмигранты - израильские старожилы, преподносили
Израиль как чудо.

И многие восхищались и мечтали об Израиле. Впрочем, эта мечта тогда стала вполне осуществимой.

Правда и тех, кто с молчаливой иронией воспринимали происходящее и без лишней суеты и шума готовились к отъезду в США, тоже хватало.

Тогда ведь не было интернета, да и знание языков было не авантажное.
В общем,  восторг и преобладали.
И, тем не менее, во всех этих восторгах завёлся червь сомнения.

Хумаш(Пятикнижие), "Пиркей авот"(поучения отцов), религиозные праздники, историческая родина...

Тогда казалось, что за всем этим есть ещё что-то, гораздо более важное, как алтарь за занавеской в храме.

Но...
Есть легенда о римском полководце, который зашёл в святая святых Храма в Иерусалиме, куда входить мог только первосвященник.
Отодвинув занавеску в святая святых, он обнаружил... пустую комнату.

Интересно, что при этом испытал этот человек, что подумал?

Но вот у меня было, наверное, похожее ощущение после знакомства со всеми этими традициями, праздниками, идеей еврейского местечка в Палестине.

Красивая занавеска и пустая комната.

Вскоре всё это - восторги, фальш, убогая реальность, мне наскучили и даже начали вызывать такое же неприятие, как у Верещагина чёрная икра.

Но деваться было уже некуда.