Они прекрасны

Татьяна Кочегарова
Кажется, что я знала их всегда: всю сознательную и бессознательную жизнь. На самом деле мы познакомились с ними относительно недавно и в моей жизни они были недолго, хотя след оставили яркий.

 Язык не поворачивается назвать их стариками, даже старичками стыдно, настолько они самодостаточны, статны, умны, приветливы. Супруги Марудины: Владимир Иванович и Анастасия Матвеевна. Более прекрасной пары, кроме моих родителей, разумеется, я не встречала. Он – высокий, видный, не по годам осанистый, полковник  в отставке. Она – не большого роста, но тоже стати необыкновенной, с копной не поддающихся седине волос, приятным голосом, спокойной рассудительностью и участием в ясных глазах.

Познакомились мы по работе. Я собирала материалы про фельдшерско-акушерскую школу и её работу в годы Великой Отечественной войны. В числе её выпускников были и они – Владимир Иванович и Анастасия Матвеевна. Мы приехали с оператором, отработали, а позже выяснилось – запись испорчена, не помню по какой причине, но факт остался фактом – нужно переснимать. С чувством стыда и морального дискомфорта я связалась с Марудиными вновь. И что вы думаете?! Они ни разу не упрекнули нас за потраченное время, а пригласили приходить и приезжать в любое время. Конечно, мы приехали. Много разговаривали, работали. Общались. Программа получилась добротной, качественной, интересной, но точку на этом ставить не хотелось. Мы начали приглашать наших фактурных ветеранов для участия в других передачах. Вскоре я познакомилась с ними ближе и привязалась сильнее. Не полюбить их было невозможно.

Встретились друг с другом мои замечательные знакомые перед войной, когда Анастасия Мишурова приехала из деревни поступать в ФАШ (фельдшерско-акушерская школа). Она серьёзно готовилась к экзаменам, к самостоятельной жизни в городе, в общежитии. На первый экзамен шла, смущаясь буквально всего, но на вопросы экзаменаторов ответила правильно, чётко, грамотно. Поступила, училась хорошо, но так и осталась скромницей. Владимир Марудин был полной противоположностью: чуть постарше Анастасии, активист во всех делах, комсорг группы, спортсмен, отличник, предмет обожания едва ли не для всех девчат. Только вот приглянулась ему именно скромница Анастасия, она же о своих симпатиях молчала, а от Владимира бегала. Как-то раз, когда Анастасия убежала с танцев, Владимир ринулся за ней. Дверь перед ним захлопнулась, но девчата-соседки пожалели влюблённого и впустили в комнату, тогда Анастасия вылезла из комнаты через окно. Кто-то скажет: как дети. Так они и были почти детьми, только вот начавшаяся вскоре война заставила их рано повзрослеть.

Владимир ушёл на фронт. Анастасия его провожала и готовилась к новым экзаменам, по ускоренной программе обучения. Младшего и среднего медицинского персонала повсеместно не хватало.

Шли годы войны. Владимир воевал, учился, опять воевал. Анастасия работала в сельском ФАПе  (фельдшерско-акушерском пункте), участвовала в заготовках торфа для отопления, сдавала кровь для раненых, помогала людям, как могла, оставаясь всё такой же рассудительной, скромной и серьёзной. О своей личной жизни ей задумываться было некогда.

Зимой 45-го, ранним утром Анастасия услышала стук в окно. Подумав, что кому-то плохо и пришли к ней за помощью, наскоро оделась. Вышла на крыльцо. Никого нет. Огляделась. Увидела на снегу мужские следы. Сердце прокричало: Он!
Да это действительно был Владимир. Он приехал за ней. Приехал для того, чтобы забрать её с собой и больше никогда не отпускать.
Поженились они в начале 46-го. С того времени не расставались. Владимир Иванович посвятил жизнь защите Родины. Достиг определённых высот. Удостоился множества правительственных наград.  Анастасия Матвеевна работала медицинской сестрой, воспитывала дочек и всегда и во всём поддерживала мужа. Он так и говорил, что без Таси у него ничего бы не получилось, без Таси у него бы и жизни не было, а она скромно отшучивалась.

Когда Марудины получили квартиру в Москве на ул. Правды, дочки были уже взрослыми и практически самостоятельными. Вышедшим на пенсию родителям сказали: поживите без хлопот и переездов, в достойных условиях. Только вот в этих прекрасных цивилизованных условиях Анастасия Матвеевна начала болеть и грустить. Тогда Владимир Иванович отдав всё московское имущество детям, увёз супругу в Моршанск. Место, где они познакомились, где учились в ФАШ, где были молоды, здоровы и полны надежд. Они поселились в небольшой «двушке». Никакие социальные службы не беспокоили, с бытом потихоньку справлялись сами.

Где-то здесь в их жизнь вторглась я. Они не возражали. Мы подружились. Частенько я в обеденный перерыв забегала к ним, проведать, занести что-нибудь вкусненькое, они обязательно усаживали меня пить чай за красиво сервированный стол. Мы разговаривали. Мне казалось, что я не могу с ними наговориться, настолько замечательными собеседниками и рассказчиками они были. Так рядом с ними было хорошо и спокойно. Так приятно было видеть и чувствовать их любовь и уважение друг к другу. Так доброжелательны были они при встречах. Наверное, это было с моей стороны эгоизмом, но после смерти папы, тяжёлых похорон, необходимости поддержки мамы, я пошла отвлечься именно к ним. Они окружили меня такой заботой и вниманием, такой теплотой и душевностью, что мне стало стыдно, ведь не они меня, а я их должна поддерживать, в таком-то возрасте…

Жизнь продолжалась. Я забегала к ним, предварительно позвонив. Они рассказывали, что дочки хотят забрать их в Москву, но не сдавались, жили в Моршанске. Как-то раз, попав с дочкой в больницу, дольше обычного не заходила к Марудиным. Мы не виделись несколько месяцев. Приближался праздник, поэтому я приготовила поздравления, пироги и позвонила. Мне никто не ответил. Переполошившись, отпросилась с работы и побежала к ним. Долго и отчаянно звонила в дверь. Никто не открыл. Соседи, как ни странно, ничего не знали. Скорее всего, дочери всё-таки забрали родителей в Москву. Немного поуспокоило меня то, что в приёмный покой ЦРБ и морг никто из них не поступал.

 Прекрасным добрым видением промелькнули в моей жизни Марудины Владимир Иванович и Анастасия Матвеевна. Наши жизни соприкасались недолго, но в памяти осталась светлая черточка и ощущение тепла.