Почему мельница плохо мелет муку?

Джабраил Тайсаев
Жил был мельник. Каждое утро, он начинал свой день с ручья и заканчивал мельницей. Еженощно он проверял ручей, который вращал огромное колесо, старательно расчищал едва начавшуюся образовываться запруду, наблюдая, как радостно ускоряет бег, освобождённый от пут ручей. И также он проверял всю мельницу, вплоть до жернова.
Шли годы, мельник состарился, и начала его одолевать тревога. Его единственный сын был совсем другого склада и считал, что отец работает по старинке. Но время берёт своё и старый мельник оставил этот мир.
Сын решил, что мельница и так хорошо работает и решил не слишком утруждаться ежедневными проверками ручья и мельницы, а поскольку денег хватало, он нанял управляющего и охранника. Управляющий тоже, решил сильно не перетруждаться и его доход вполне позволял нанять заместителей и помощников, охранник то же не отставал от управляющего, и работников на мельнице становилось всё больше.
У нового мельника были безусловные успехи в борьбе за рынки сбыта муки и поставки зерна. Поначалу всё у него шло даже лучше, чем у отца, поскольку обильные дожди поддерживали хороший уровень ручья и мельница начала приобретать шикарные очертания и богатое убранство. Семья была счастлива. Он нанял глашатаев, которые ходили по всем деревням и убеждали нести зерно только на его мельницу, хорошим методом убеждения служил также его весьма дюжий охранник, со своими вооруженными до зубов помощниками и злобными овчарками. Новый мельник разумно смекнул, раз уровень воды в ручье поднялся, благодаря обильным дождям в последние годы, значит, часть ручья можно использовать по другому назначению. Он приказал, чтобы прорыли боковой канал от ручья и сделали для него отдельный бассейн. Затем бассейн захотели иметь его сыновья со своими семьями, охранник и управляющий и когда-то могучий водяной поток, что вращал колесо, постепенно начал оскудевать.
Затем, стало совсем тяжко. Началась засуха, и уровень воды в ручье упал ещё больше. К тому же, он забился естественными запрудами, некому было расчищать русло, и вода большей частью утекала куда угодно, но только не на колесо. Зато бассейны оставались всё такими же полноводными. Проблемы начались и с самой мельницей, лопасти прогнили, не хватало денег на замену колеса, а чинить было некому, старый плотник умер, а новый ничего не умел, не научили, на это не было денег, поскольку все доходы уходили на управляющего, бассейны и охрану.
Семья начала возмущаться, муку мельница уже почти не молола и доход почти не приносила. Сыновья никак не могли решить, кто виноват. Один сын кричал, что во всём виноваты бассейны. Другой возражал, что это из-за ветхого колеса. Третий решил, что не стоило столько много тратить на охрану мельницы и декоративную отделку, а надо было потратиться на модернизацию. Четвёртый утверждал, что всё это потому, что плотника плохо выучили, Пятый сын во всём обвинял соседних мельников, якобы это из-за них обмелел ручей. Шестой сынок решил, что во всём виноват управляющий, который выкопал себе огромное озеро, а мельницей почти не занимается. И только мама мельника грустно взглянула на внуков и сказала, что все виноваты и её сын, который так и не понял, что главное для мельницы.

Дж. Тайсаев. Март 2017.