Письмо деду

Виктория Белькова
«Нет больше той любви,
аще кто положит душу свою за други своя»
(Евангелие от Иоанна, глава 15, стих 13)





          Здравствуй, дорогой мой дедушка!

          Как странно называть мне тебя этим словом.  Ведь мы никогда не виделись. Но такое чувство, что ты всегда был со мной. Моя бабушка всю жизнь помнила тебя.  Уходя в армию на срочную службу в далеком сороковом, ты крепко обнял ее и годовалого сына.  А потом наступил сорок первый…

          На фотографии, которая хранится в нашей семье, ты совсем молод, даже юн. Мой возраст уже более, чем в два раза превышает твой… С черно-белого снимка глядишь на меня твердо и мужественно, как подобает настоящему моряку-воину.  Но в то же время столько в твоем взгляде еще юношеской нежности и жизнелюбия!  На бескозырке различима надпись «Тихоокеанский флот».  Как боялись фашисты ваших черных бушлатов и сине-белых полосок тельняшки!

          С раннего детства помню я бабушкины рассказы о тебе.  По ее воспоминаниям ты «был такой беленький и хороший», она очень тебя любила …  У меня твой цвет глаз и такие же светлые волосы…

          Какими были твои родители – мои прадед и прабабушка?  Были ли у тебя братья и сестры?  Я не знаю твою жизнь…  Двадцать четыре года…  Как мало…  Но как много ты успел!  Успел оставить светлый след в сердцах твоих родных, успел любить и быть любимым, успел родить сына и защитить Родину, отдав жизнь «за други своя»…  Ты защитил будущую меня…

          О том, что ты воевал геройски, я узнала спустя семьдесят лет. Спасибо твоей правнучке и интернету. Что такое интернет?  Даже не знаю, как объяснить.  Это, как оружие, – опасная штука, но иногда бывает очень полезна.

          С помощью интернета удалось разыскать бесценные для нашей семьи документы.  Один из них – это список бойцов, представленных к награде медалью «За отвагу».  В списке твое имя под номером двенадцать – гвардии младший лейтенант Нефедьев Михаил Михайлович.


          Еще один документ – это уже персональный наградной лист, из которого я узнала, что воевал ты с августа 1942 года на Западном, Брянском и Белорусском фронтах и был представлен к Ордену «Красной звезды».  Внизу, за подписью командира 218 гвардейского стрелкового полка гвардии полковника Бойцова, сделана приписка: «В ночь на двенадцатое января 1944г., действуя смело и решительно, несмотря на ожесточенное сопротивление противника, Нефедьев М.М. выдвинулся со своим взводом вперед и первым овладел опушкой леса – опорным пунктом противника, чем обеспечил дальнейшее продвижение батальона вперед и выполнил поставленную задачу.  Личным примером геройства и мужества, увлекая вперед на подвиги бойцов своего взвода, наносил противнику большие потери в живой силе».


          Перечитываю эти строки, и каждый раз  – мурашки по коже и слезы в глазах.  По-военному скупые строчки, а сколько за ними стоит! Пытаюсь представить – вот ты, мой дед – белокурый сибирский парень, моряк и гвардеец поднимаешься навстречу смертельной лавине огня, увлекая за собой солдат, поливая потом и кровью землю, нашу русскую землю. Чтобы мы жили. Чтобы жили наши дети, внуки, правнуки. Будут ли они осознавать, КАКОЙ ценою куплена их мирная жизнь?


           Похоронка на твое имя приходила дважды. Первый раз – в 1943 году. Но тогда Бог миловал. Еще около полугода воевал ты до своего четвертого, рокового ранения. Вот и запись в  госпитальном журнале это подтверждает. Из нее следует, что гвардии младший лейтенант Нефедьев Михаил Михайлович, 1920 года рождения, 218 гвардейской части поступил в медсанбат с ампутационной травмой правого плеча и обильной кровопотерей.


          В документе можно прочесть, какая именно была оказана медицинская помощь – введена кровь в объеме одного литра, глюкоза, обезболивающее средство морфин, рану засыпали стрептоцидом. Далее указывается время и причина смерти: четвертое мая 1944 года, от тромба в сердце. Указано и место захоронения: один  километр  на юго-восток от села Ракитницы Волынской  области Турийского района. Это западная Украина. Вот с этим селом – Ракитницы  и связывает меня невидимая ниточка, протянувшаяся на тысячи километров. И есть мечта: если Господь сподобит, побывать на твоей могиле, поклониться с благодарностью твоему праху.

          Ты погиб в боях за Западную Украину…  Сейчас  многим в тех краях  стала не нужна твоя жертва, твоя жизнь, отданная в боях с фашистской нечистью за счастье всех честных людей и украинского народа тоже …  Бог им судья.  Зато это нужно всем нам, это нужно мне. Я не забыла.  Я помню.  Спасибо, родной! 

          Иногда мечтаю: если бы ты выжил тогда, в сорок четвертом, и вернулся домой!  Пусть без руки, но живой! Представляю, как была бы счастлива бабушка!  А ты прижимал бы к себе вихрастую белокурую голову подросшего пятилетнего сына… 

          Мы с тобой непременно бы подружились.  Вот я, маленькая, взбираюсь к тебе на колени, а ты, придерживая меня одной рукой, рассказываешь истории о войне.  Мы ходим с тобой на рыбалку и за грибами, а ко Дню Победы я помогаю тебе подписывать открытки твоим однополчанам… Это мои мечты.  Но мне кажется, что и ты мечтал об этом же!
Я люблю тебя, дорогой мой дедушка, и верю, знаю, чувствую, что ты меня любишь тоже.


https://www.stihi.ru/2018/02/03/2308