Из воспоминаний

Влад Ривлин
На курсах по изучению иврита, которые назывались ульпаном, кроме собственно иврита, проводились уроки по иудаизму и еврейской истории.

Этот факультатив снимал напряжение, поскольку во-первых, проводился на русском и люди, особенно не привыкшие к изучению иностранных языков могли немного расслабиться.
Учителя не знали русского и это сильно осложняло процесс обучения.
Лектор был из старожилов, из диссидентов, очень эрудированный, неглупый и говорил он как прирождённый оратор.

С ним было весело и интересно.
Лектор был терпелив, с чувством юмора, охотно отвечал на вопросы и спорил, если ему задавали каверзные вопросы.
Публика разных возрастов состояла в основном из бывшей советской интеллигенции, далеко не всё воспринимавшей на веру, учитывая советский опыт, но в общем была настроена доброжелательно.

Но нашёлся один диссидент, прямолинейный до грубости - человек лет 45, и видимо технарь.
Высокий , смуглый, кучерявый, хоть и с заметной плешью на макушке.

Ульпан был вечерним, потому что днём все работали.
Мужик этот был недоволен реалиями новой жизни и всё воспринимал в штыки.

Именно он больше всего задавал лектору каверзных вопросов, касающихся иудаизма, а однажды, так буквально напал на нашего раввина.

-Вот вы мне скажите: какая мне польза от вашего иудаизма?
Лектор и аудитория несколько опешили, а он продолжал:
-Я понимаю - для раввинов это работа, бизнес, для вашей паствы - пособия и прочие привилегии.
А мне это зачем нужно?
-Чтобы быть евреем,- спокойно ответил лектор.
-А мне это нужно?
-Раз вы здесь,значит, нужно. А если нет - то вас никто не держит.

-То есть, здесь всё ваше?
-Это - еврейская страна. И если вы хотите здесь жить, вам нужно уважать её законы и традиции.

-А меня здесь почему никто не уважает?
-В чём это проявляется?
-Да во всём!
-А конкретно?
-Почему я не могу работать здесь инженером?
-Кто вам мешает? Найдите себе работу инженера и, работайте. Волка ноги кормят. Никто за вас ничего искать не будет.
-Хорошо. Но тогда на кой мне сдался ваш иудаизм? Какая мне от него польза? И от вашего государства, тоже?
-От вашего... - вздохнул раввин.

Раз вам здесь хорошо, а мне-плохо, то это естественно, ваше государство, а не моё.
-Вас здесь никто не держит,-сухо сказал раввин. Он еле сдерживался.

Мужик тот фыркнул, встал и вышел.
Больше мы его не видели.

После его ухода в классе повисла тишина. Классическая немая сцена.

Но потом всё было по старому.