Boris S.Gotman, Ph.D
Экспонат, запечатлённый на моём снимке, демонстрировался на Четвёртом пьедестале Трафальгарской площади с мая 2010 года.
В январе 2012 года он был демонтирован, перевезен в Гринвич и установлен на одной из аллей Национального морского музея, где я его и сфотографировал.
Честно говоря, сначала я принял его за рекламу находящегося там ресторанчика.
Как видит читатель, это большая бутылка с помещённым в неё макетом парусного корабля, на мачты и реи которого вместо парусов натянут яркий узорчатый ситец, так называемая "голландская набивка", ассоциирующаяся с традиционной африканской одеждой.
Бутылка выполнена из плексигласа и имеет внушительные размеры: её диаметр 2,8 метра, а длина 4,7 метра.
Оригинал, вдохновивший британского художника нигерийского происхождения Йинка Шонибаре, это HMS "Victory" («Виктори»), 104-пушечный линейный корабль первого ранга Королевского флота Великобритании, спущенный на воду в мае 1765 года, флагман эскадры Горацио Нельсона, на борту которого знаменитый адмирал получил смертельное ранение во время Трафальгарской битвы.
Напомню, что великий адмирал во время сражения в полной парадной форме находился на командирском мостике, управляя эскадрой и одним своим видом придавая английским морякам уверенность в победе.
Конкурсная комиссия Четвёртого пьедестала посчитала, что работа Йинка Шонибаре отражает исторический символизм Трафальгарской площади: ведь названа она в память битвы при Трафальгаре, а главный памятник на ней - почти 50-метровая колонна Нельсона.
Лично мне кажется, что весьма иронично настроенный по отношению к приютившему его Объединённому Королевству, Йинка Шонибаре представлял себе, что этой работой он загнал британского джина в бутылку, предварительно натянув на него одежды из ткани, которую именно английкие колонизаторы сделали национальным одеянием и символом идентичности африканцев.
Этому моему мнению есть мощное подтверждение: в октябре 2012 года директор Лондонской Национальной галереи Николас Пенни выступил с критикой современных произведений искусства, выставляющихся на Четвертом постаменте перед возглавляемой им галереей.
По мнению Пенни, эти работы «противоречат архитектурному характеру Трафальгарской площади» и превращают постамент в «площадку, которую можно использовать иронично, фарсово и неподобающим образом».
Действительно, странно превращать в фарс флагманский корабль эскадры, разгромившей под руководством Нельсона превосходящие объединённые Франко-Испанские силы в Трафальгарском сражении!
Эта победа спасла Великобританию от наполеоновского вторжения, поставив крест на уже подготовленной операции.
Отказавшись от форсирования Ламанша, Наполеон сосредоточил внимание и силы на подходивших к нему русско-австрийских войсках, превосходящие силы которых он обратил в бегство в битве при Аустерлице.
Упрятанный Йинка Шонибаре в бутылку линкор HMS "Victory" стал прототипом следующих русских кораблей: "Чесма" ("Иоанн Креститель") (заложен в 1783 году в Санкт-Петербурге), "Три Иерарха" (заложен в 1783 году в Санкт-Петербурге), "Ростислав" (заложен в 1784 году в Кронштадте), "Саратов" (заложен в 1785 году в Кронштадте), "Двунадесять Апостолов" (заложен в 1788 году в Санкт-Петербурге), "Святой Равноапостольный Князь Владимир" (заложен в 1788 году в Санкт-Петербурге), "Святой Николай Чудотворец" (заложен в 1789 году в Кронштадте), "Евсевий" (заложен в 1790 году в Санкт-Петербурге) .
Ещё один корабль этой серии был заложен в том же 1790 году в Санкт-Петербурге, но остался недостроенным.
При строительстве последних пяти кораблей использовались непосредственно построечные чертежи "Виктори".
Следующий экспонат Четвёртого пьедестала я сфотографировал уже на самой Трафальгарской площади.
Продолжение следует…