Мой Фантомас

Георгий Зобач
В середине 60-х к нам в поселок привезли ленту «Фантомас» - авантюрно комедийный фильм. За две недели до показа афиша уже висела на парадном фасаде нашего Дома Культуры. В ДК не только был кинозал, где проводили торжественные мероприятия, и концерты, но и библиотека, и разнообразные кружки самодеятельности. Около Дома Культуры в праздники играл духовой оркестр, веселя народ. Детвора и молодежь частенько здесь проводили время до или после киносеансов, сдвинув скамейки.
 
Слухи про фильм ходили по поселку и будоражили детвору. Лента должна была «крутиться» три дня, с пятницы по воскресенье. Мы уже знали, что в Ленинграде попасть на этот фильм было невозможно. Я с одноклассниками и друзьями решили идти посмотреть этот, по слухам страшно завораживающий фильм, в пятницу. Все-таки рабочий день и билеты достать нам будет легче. У нас-то летние каникулы, мы, как птицы, свободны целыми днями. Взрослых будет меньше, к такому выводу пришли мы.
Часа за два до открытия кассы наша компания уже толкалась перед входом в ДК. С каждой минутой народ прибывал. Хоть и пятница, а взрослых было намного больше чем детворы. Через час мы дружно влились в толпу перед закрытой дверью, окружив Володьку, он постарше нас на два года и выше нас почти на голову. Мы собрали и отдали ему наши деньги, ведь он один из нас мог головой просунуться в маленькое окошко билетной кассы. Я до окошка доставал только подбородком и то стоя на носочках. Наша задача была его пропихнуть в помещение кассы, которое находилась прямо через коридор от бокового входа. В коридоре его могли зажать и не позволить протиснуться в маленькое, но очень заветное, помещение кассы. Там задача с билетами уже решалась проще, хочешь - не хочешь, тебя до кассы дотолкают и вынесут на улицу. И в этот момент быть начеку, чтобы билеты при выходе не вырвали из рук, и такое случалось нередко.
 
Час мы стояли стиснутые со всех сторон толпой. Наша команда была в середине гудящего человеческого жернова, который должен был вот-вот зашевелиться, медленно перемалывая и отсекая слабых от дверного проема в здание Народной Культуры поселка. Взвизгнул засов за дверьми и рев толпы из детских, женских и мужских голосов сопровождал волнообразные колебания обезумевшей и, на первый взгляд, неуправляемой толпы. Но мы знали, только три качка бы перетерпеть и потом будет чем дышать. Сила напора постепенно стихнет и в этот момент нам надо будет изо всех сил пропихивать Володьку в двери, чтобы его не вытолкнули обратно. Вцепившись друг в друга согнутыми руками в локтях, чтобы нас не разорвали, наш сжатый живой пельмень, с Володькиной начинкой, медленно двигался к цели.
Мы справились со своей задачей и сидели на скамейке в сквере около ДК. Теперь только ждать час или полчаса, как повезет. Но мы знали Володька там, куда мы его делегировали. Из дверей ДК выбежал взбудораженный мой сосед, пробегая около нас крикнул, что Вован рядом с кассой.

С билетами на 17:00, немного помятые, но сильно возбужденные и довольные в предвкушении фильма, мы пошли к заднему торцу Дома Культуры. Долгострой. Да и тогда в советское время происходили такие явления в строительстве. Пристройка дополнительного кинозала, стояла уже три года без крыши.
 
Чтобы убить время решили играть в командные пятнашки. Быстро разделились, без всякой ругани и претензий, ведь билеты на заветный и долгожданный фильм были при нас. Веселясь, стали бегать по заброшенной стройке.
 
И вот пробегая по стене второго этажа не достроенного кинозала, а это как минимум 5 метров, я неловко остановился, увидев впереди противника. Размахивая руками и наклонившись, я хотел удержаться, но мое тело вначале медленно, но все же ускоряясь, полетело вниз. Случайно не задев головой балку из торчавшего рельса, я плюхнулся в сырой подвал. Стало тихо.

Года три назад, тоже летом, в холодный день мы с пацанами решили здесь развести костер. Бродя по первому этажу, мы заглянули в подвал. Он был заполнен водой. Дно искусственного водоема было устлано кирпичами и битым стеклом ярко отражающемся в проблесках дневного солнца из дверных и оконных проемов.
- Давай нырять, пацаны!
- Там стекло!
- А мы в сандалях.
- А у меня кеды.
- Значит следишь за костром.
После ныряния с бетонных выступов от фундамента и ползания по дну, дружно у костра хвастались, кто что нашел под водой. Повезло больше всех Мишке. У него был патефон, собачий хвост и мундштук. Все остальные довольствовались какими-то башмаками и банками. Насидевшись у костра до позднего вечера разошлись по домам.
- Где был? На конный двор опять бегали? - мама, посмотрела на меня строго, с укором.
- Нет, около ДК гуляли.
- Подойди! Фу! Что вы там делали? – я невнятно стал рассказывать про подвал …
Стоя на коленках и наклонившись над тазиком, я терпеливо морщился от керосина, которым мама поливала мне голову. В это время ванна набиралась водой. После процедуры с керосином я погрузился в почти горячее «Красное море». С двумя гильзами и бутылочкой из-под марганцовки. «Ихтиандра» держали в воде и грозили не выпускать на свободу до полного просветления его гражданской ответственности. …

- Егор, ты встать сможешь?!
- Ты ходить можешь?!
- А в кино пойдешь?
- На Фантомаса пойдешь? – доносилось до моих ушей и я потихоньку приходил в себя, открыв глаза. Полулежа, ноги согнутые под попой, страх меня уже понемногу покидал. Мне помогли встать. Я, как только что родившийся жеребенок, осторожно встал и потоптался своими детскими ножками. Ребята обрадованно закричали: - Фантомас! И ватага потихоньку двинулась к центральным дверям Дома Культуры.
Фильм очаровал нас с первых минут просмотра, смотрелся он на ура. Зал одновременно то вздыхал, то охал. От страха, при виде зеленого Фантомаса, некоторые вскрикивали, цеплялись за подлокотники! Наличие их после сеансов оставалось, наверное, прежнее, но капельки пота от ладошек доставались зрителям следующих сеансов.

Когда после окончания фильма спускался по лестнице на улицу, то почувствовал, что ноги передвигаются с трудом, но все про мое падение уже забыли. Фантомас и только Фантомас был у всех на устах. Я поковылял домой. Двигался медленно, с небольшими остановками, мне казалось, что в любой момент могу потерять равновесие. Войдя в комнату, я уронил свое тело на диван.
В этот и следующий вечер мои ноги спали на подушке, обернутые родителями в вату и бинт с каким-то компрессом. Отек с лодыжек прошел к понедельнику, но это меня не огорчало. Фильм - то я посмотрел!