Маленькие вопросы к большой проблеме

Геннадий Матюшин
               

    Несколько десятилетий тому назад, проезжая в первый раз на своём автомобиле через Нижний Новгород, я вместе с женой и детьми побывал на экскурсии в его Кремле, где услышал эмоционально яркий рассказ о походе нижегородского ополчения под водительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского на Москву в смутное для Московского царства время. Из школьной программы все мы, в том числе и я, когда-то узнавали,  что после смерти в 1598 году царя Ивана Грозного, последнего царя из династии Рюриковичей, в стране наступило Смутное время,  длившееся пятнадцать лет, пока на престоле не воцарился Михаил Романов. Оно было вызвано неурядицами в верхних  слоях власти, длительной и разорительной 25-летней войной с Ливонией, трёхгодичным неурожаем, приведшим к массовому голоду и бунтам, польско-шведской интервенцией, а также  разрушением моральных устоев в обществе, пережившем опричнину. В результате в стране разразился  тяжелейший политический, экономический  и социальный кризис, грозивший потерей её самостоятельности и целостности.
   К моменту создания новгородского ополчения поляки укрепились в Москве, захватили Смоленск, Вязьму, Дорогобуж. Северо-Запад страны оккупировали шведы. Южные города активно  поддерживали бунтарские настроения против центральной  московской власти и  участвовали  едва ли не во всех походах против  неё, добиваясь для себя различных льгот и привилегий. По всей стране бродило множество никому не подчиняющихся отрядов поляков, ватаг казаков и шаек лихих людей, откровенно грабивших сельское население и небольшие города.
    Страна лежала в разрухе, свирепствовал  голод, единая денежная система, как финансовый инструмент, не функционировала, народ и города обнищали. Деньги чеканились в основном  из серебра в разных местах, причём основным источником "сырья" для них были европейские талеры или  отечественные монеты, выпущенные ранее, так как своего серебра в Московском княжестве не было. Экономические и политические связи между городами и землями стали неотвратимо ослабевать.  Казалось, ещё немного и единое централизованное государство, как национальное образование русского народа, исчезнет, освободив территорию для освоения её другими этносами и культурами.
    Тем не менее, несмотря на предательство правящей верхушки, перешедшей на сторону поляков, в стране имелось значительное количество патриотически настроенных жителей, готовых  взять в руки оружие, чтобы  силой освободить свою землю от захватчиков, навести порядок и построить заново своё национальное государство. Нашлись и лидеры возглавившие  движение народных масс, недовольных сложившейся ситуацией!
    В начале 1611 года появилось Первое народное ополчение под водительством рязанского воеводы Прокопия  Ляпунова, князя Дмитрия Трубецкого и казачьего атамана Ивана Заруцкого. Однако, из-за внутренних противоречий,  низкой дисциплины, плохой организации управления  ополчением и отсутствия единого центра финансирования, поставленную задачу оно не выполнило, хотя и сумело, после убийства казаками Прокопия Ляпунова, запереть польский гарнизон в стенах московского Кремля.
    Однако неудача не остановила стремления русского народа отстоять свою независимость и государственность. В Нижнем Новгороде начало  формироваться Второе народное ополчение, которое опиралось на поддержку простых жителей города, купечества, духовенства, служилых людей, а также местных воевод. В сентябре 1611 года на общем сходе земский староста Кузьма Минин обратился к народу с речью, в которой провозгласил: "Захотим помочь государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продать, жен и детей закладывать!...", и большинство собравшихся в порыве патриотизма поддержало его, приняв соответствующее постановление, что заложило финансовую основу для организации военного сопротивления польским интервентам. Одновременно с этим было принято решение собрать для похода на Москву народное ополчение, обратиться ко всем  поволжским городам за помощью и пригласить князя Дмитрия Пожарского возглавить ополчение, поскольку народ знал его, как честного и храброго воина, умелого военачальника, кровью и действиями доказавшего преданность стране и Православию.
    Князь Дмитрий Пожарский, несмотря на ещё незажившие раны, согласился стать военным руководителем ополчения при условии, что вся остальная организационно-финансовая  и хозяйственная часть будет поручена Кузьме Минину. Таким образом, на Кузьму Минина была возложена проблема государственного масштаба! Несложно понять, что без значительных финансовых  средств создать армию, способную противостоять профессиональным польским войскам, было просто нереально!
    Деньги были нужны не только для закупки пушек, оружия, пороха и провианта, но и для выплаты приличного жалованья, без которого, несмотря на весь патриотизм народа, привлечь в ополчение на постоянную службу обученных военному ремеслу людей, да ещё требовать с них дисциплину и порядок, практически невозможно! А нужна была сильная, хорошо вооружённая, обученная, управляемая армия, не занимающаяся грабежом местного населения, интересы которое она была призвана защищать.  Поэтому всем принятым в ополчение было назначено денежное содержание от 30 до 50 рублей в год, в зависимости от должности, военного мастерства и  опыта.
   Следует отметить, что московский стрелец и дворянин на царской службе в то время получали пять рублей в год, корова стоила около рубля, а  конь – полтора-два рубля. Поскольку  жалованье в создаваемом  ополчении назначили  очень высоким, то    набрать  в  его ряды ратных, служивых людей не   было особой  проблемой. Требовалось только    изыскать нужное количество материальных и финансовых средств, чтобы воплотить в жизнь  задуманное мероприятие.
   Так как денежных средств у людей в обнищавшей стране не было, за исключением отдельных богатых купцов, то было решено, что каждый житель Нижнего Новгорода внесёт в казну ополчения одну треть своего имущества, а у тех, кто не сможет этого сделать, брать в залог детей и жён, которых грозились продавать на рынке за деньги.
    Спустя пять месяцев, в конце февраля 1612 года, нижегородское ополчение численностью около трёх тысяч человек двинулось через Балахну,  Юрьевец, Решму и Кострому в  город Ярославль, пополняя по пути свои ряды людьми, а казну имуществом, таким же добровольно-принудительным способом, как и в Нижнем Новгороде. Так же Минин и Пожарский действовали и в Ярославле, где ополчение простояло четыре месяца, прежде чем пойти на Москву.  За это время численность ополчения была доведена до десяти тысяч человек при трёх тысячах конных казаков, появилась артиллерия, был создан "Совет всея земли" и Приказы, взявшие на себя  управление освобождёнными и примкнувшими к освободительному движению городами и землями. Кроме этого, в Ярославле было организован монетный двор, где начали активно чеканить свои серебряные монеты с  изображением последнего законного царя и запускать их в хозяйственный оборот! Ведь не будешь же  платить солдатам и чиновникам шубами, посудой, воском или  другими сугубо материальными вещами, которые были в распоряжении Минина и Пожарского.
      В сентябре того же года подошедшее к Москве Второе ополчение нанесло поражение польским войскам под командованием гетмана Ходкевича, идущим на помощь полякам, засевшим в Кремле.
      В ноябре 1612 года Москва была полностью освобождена от польских захватчиков. С избранием Земским Собором на царство Михаила Романова Смутное время на русской земле закончилось!
     Всё в этом повествовании,  вроде бы, было ясно, логично и понятно!
     Однако у меня к такому изложению истории формирования и похода нижегородского ополчения на Москву возникло два коротких и простых вопроса. Первый вопрос: почему  руководители ополчения отправились в Ярославль, а не остались в Нижнем Новгороде? И второй вопрос - у кого были найдены нужные деньги, чтобы выкупить внесённые народом в казну ополчения материальные ценности в виде мехов, шуб, воска, пеньки, украшений, ценной посуды, изделий ремесленников и закладных на землю и строения? Ведь в разорённой стране денег в нужном для этого количестве просто не было!
   На эти прямые и конкретные вопросы получить ответ я не смог ни у гидов, ни в доступной мне исторической литературе, поскольку они, по-видимому, лежали за пределами принятой в то время официальной версии, по которой всё объяснялось только  исключительно патриотизмом и жертвенностью нашего народа!
   Надо сказать, что я нисколько не умалял значения этих факторов на людскую психологию, иначе жители просто взбунтовались бы в ответ на изъятия в пользу ополчения нажитых трудом материальных ценностей. Но тем не менее: кто-то же ведь должен был оплатить реальными  деньгами поход на Москву? Кто?
   Не получив вразумительного ответа на свои вопросы, я надолго успокоился и перестал интересоваться этой  "загадкой".
   Однако после выхода в 2005 году на пенсию, когда у меня появилось больше свободного времени, а главное, появилась возможность получить информацию с помощью интернета, я снова вернулся к заинтересовавшим меня много лет тому назад вопросам. Конечно, мне не по зубам было читать на старомосковском языке различные документы Смутного времени, хранящиеся, к тому же, в архивах и библиотеках разных городов, поэтому в своих поисках я использовал публикации людей, имевших возможность их изучать. В результате анализа изложенных в них фактов мне всё-таки удалось получить для себя ответы на свои вопросы, которые, как мне кажется,  достаточно логично объясняют канву исторических событий.
  Конечно, поход Второго ополчения  в Ярославль был обусловлен не боязнью встретить сильное сопротивление поляков, которые могли заранее укрепиться на кратчайшей дороге, ведущей из Нижнего Новгорода в Москву, а в  силу суровой финансовой необходимости - нужно было во что бы то ни стало найти деньги для обеспечения жалованьем собираемое войско, да и закупить нужное количество оружия и боеприпасов без них тоже было невозможно.  Собранных в Нижнем Новгороде средств материального характера банально не хватало  для этого мероприятия, а кроме того они  не могли были быть переведены в денежную форму, так как таких денег в  Нижнем Новгороде просто не было! А вот в Ярославле они были!  И были у английских купцов и у самых богатых русских купцов Строгановых, которые владели обширными землями на северо-востоке страны, торговали солью и успешно вели свои дела даже в Смутное время. 
   Начиная с Ивана Грозного, только английские купцы имели право торговать в Московском государстве. Они закупали в больших  количествах меха, воск, пеньку, мёд,  слюду и другую продукцию местного производства, а привозили сахар, ткани, бумагу, стекло,  драгоценные камни, оружие и боеприпасы, а главное, что за покупаемый товар они расплачивались серебряными деньгами, в основном полновесными талерами. На Руси своего серебра и золота не было, и поэтому русские монеты, в частности серебряные копейки, чеканились из иностранных монет, и в первую очередь для этого использовались талеры.
   Английские купеческие суда могли  перевозить товары только через Архангельск, который в то время был единственным портовым городом, стоявшим на берегу моря. А поскольку Белое море открыто для судоходства, в среднем,  пять месяцев в году, то английские купцы были вынуждены, по разрешению властей, создать на территории Московского государства пункты своего постоянного пребывания с лавками и складами - фактории, через которые осуществлялась круглогодичная торговля. Такие фактории находились в Архангельске, Холмогорах и Ярославле и не были разграблены  поляками или казачьими отрядами. Поэтому перенос места формирования  ополчения  в Ярославль и его поход через поволжские города позволял  Минину и Пожарскому решить сразу несколько стратегически  важных  проблем:
- существенно пополнить казну местными товарами: для продажи их за рубеж;
- продать материальные ценности, собранные у населения, английским  купцам за  серебряные талеры,   а также получить  крупную сумму денег от      купцов Строгановых, которую  они обещали выделить ополчению вместе с ярославскими купцами;
- начать выпуск собственных серебряных копеек для финансового обеспечения войск и создания органов гражданского  управления освобождёнными землями;
- закупить порох, свинец, пушки и другое необходимое для войны снаряжение, в  том числе иностранного производства, завозимое в страну английскими купцами.
    Следует отметить, что Англия была, пожалуй, в то время единственной страной в Европе, которая в силу полученных привилегий в торговле с Московским государством и вражды с католическими государствами на религиозной почве, не была заинтересована в переходе богатых природными ресурсами земель под власть Польши или Швеции. Английские купцы, не без выгоды для себя, скупили   русские товары и   закладные на недвижимость, собранные в казну ополчения, и продали всё имеющееся у них военное  снаряжение, включая даже пушки со своих кораблей. Значительную сумму  денег на нужды ополчения передали и купцы Строгановы, владевшие солеварнями  в Перми и Сольвычегодске, не затронутых смутой и разорением. Эти деньги позволили наладить нормальное  функционирование прообраза будущего национального государства в лице "Совета всея земли", включая и  военные действия!
    Нет, не зря князь Дмитрий Пожарский доверил все хозяйственные и финансовые дела простому земскому старосте Кузьме Минину, который сумел успешно решить  сложнейшую проблему обеспечения Второго ополчения денежными средствами, чем внёс огромный вклад в дело освобождения русских земель от польских захватчиков и их приспешников!
    Вот так ответы на простые, вроде бы, вопросы, типа: "Кто оплатил то или иное действие или движение? И кому это было выгодно?", при получении правильных ответов позволяют лучше понять суть происходящих или произошедших исторических событий!

 P.S.
  Монополию английским купцам на торговлю с русскими отменил только   Пётр  Первый.

               
               
                июнь 2014  года