5. Музей Академгородка в 162 школе

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Школа № 162 на Жемчужной ул., д. 18


Не знаю, сохранился ли до сегодняшних дней музей Академгородка в школе 162 на Жемчужной улице, организованный самими школьниками под руководством И.Г. Соболева (имя и отчество его я, увы, забыл) и при активном содействии Георгия Сергеевича Мигиренко в 1965 году.

Я и узнал-то об этом музее от Георгия Сергеевича, - он привёл меня туда показать, что удалось сделать.

С Георгием Сергеевичем я продолжал поддерживать отношения. Он был одним из научных руководителей тем нашего отдела Механики струйных аппаратов Института теплофизики и живо интересовался моей работой по мгновенному вскипанию жидкости при взрывном сбросе в ней давления.

Я шёл в школьный музей со скепсисом, но он быстро прошёл, когда я увидел экспонаты музея с табличками-пояснениями, когда послушал рассказы о них гидов-школьников, когда я увидел, с каким энтузиазмом школьники создают музей Академгородка и рассказывают историю создания экспонатов и их получения музеем от создателей.

После моего посещения музея в газете «ЗНВС» №26 от 28 июня 1966 года появилась короткая заметка о нём В.Давыдова «Сегодня будни, завтра история»:

«Там, где сегодня ждут автобуса на остановке напротив Института ядерной физики, несколько лет назад не было ничего, кроме оврагов, и стоял лишь маленький домик строителей с красным флагом над крышей. Лишь несколько лет назад…

А ведь любой из тех дней, так же, как и любой из первых дней работы Новосибирского научного центра, его институтов и лабораторий является теперь для нас дорогой историей.

И с каждым днём ценность реликвий, фотографий тех дней, воспоминаний о них, об этом, казалось бы, недалёком нашем прошлом возрастает и приобретает всё больший интерес для жителей Академгородка, для всей нашей страны, для зарубежных гостей.

Вижу модель карусельного гидроканала, подаренного М.А. Лаврентьеву в день его 60-летия коллективом Института гидродинамики. Таков один из многих экспонатов музея.

В музее представлены различные модели установок, созданных в институтах СО АН СССР.

Есть, например, модель безжелезного синхрофазотрона, родоначальника ряда уникальных установок ИЯФ.

В музее немало альбомов и стендов с фотографиями. Большую ценность представляет собой архив строительства новосибирской ГЭС.

Этот музей подарок школе от выпускников 1964 года. Очень хорошо дело начали выпускники школы Т. Полевая, Л. Никифорова, Т. Ларина, С. Дробинина и другие под руководством Н.Г. Соболева.

Сейчас музей стал делом всей школы. Большую помощь ему оказывают институты ядерной физики, гидродинамики, теплофизики, кинетики и горения, органической химии. Шефом музея является доктор технических наук, профессор Г.С. Мигиренко».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/26/489