Юность отца и сестёр

Ольга Коваленко-Левонович
Рассказ Августы Павловны: «Зоя жила в Ленинграде, пенсия маленькая, бедность страшная. Борьба за выживание, существование. Хотя всё равно радовались жизни.

Патефон был – танцевали, песни слушали. Мы с Мишей поступали в один год. Я в педучилище, а он вот в техникум. Я поступила в Салехард. Прожила там три года. Зоя уехала в Ленинград. Говорю Зое – я приеду к тебе. Она – ну и приезжай. И я приехала. А меня не берут. Мы всё прошли, но программы были другие, не совпадали. И  всё-таки меня взяли, сразу на четвёртый курс».

Рассказ отца, Михаила Павловича: «Служил в Белоруссии. В Белоруссии, я удивился, за плетнями была что-то типа малины, но и как вишня.. Чёрные, как малина ягоды… Ежевика.. Они её там не берут. И даже голубику не берут. Дурная ягода, дурника! Собираем – голова болит.

Я говорю – потому что там багул рядом растёт, чушатник…

Из армии, когда был там командиром танка, по третьему году, каждый месяц отчислял пятьдесят рублей. Мне нужно было вернуться в техникум. Меня не отчисляли, можно было восстановиться.

 Приехал, думал – отдохну, да в техникум. А мне – а у тебя денег нет! Я говорю – как, мама?! Ты же обещала хранить?

Она ответила: у меня больные дети. Ольга простудилась, у неё туберкулёз начинался.

Вот и всё. Я пошёл на работу. Из техникума вызывали через полтора года, вернитесь, мол, мы вас возьмём на второй курс. Через два года – мы вас зачислим на третий курс, Салехардский олентехникум, зоотехником.

Я думаю – зачем, чтобы потом – сразу в тундру, оленей пасти?

Таких ветеринарных техникума два в России было – на Таймыре и у нас. Наблюдать за оленями, лечить их и прочее. Ветеринария.

…Пришли новые бурильные установки. Бурили на два километра. Пришли, на четыре километра глубиной, скважины. А их там никто в глаза не видел. Пришли… спаренные, на установки бурильные.

Я говорю – да вы не плачьте, я танкист, третий разряд у меня. Стал работать…»

Из северных рассказов отца. «Озёрные ханты»:  http://www.proza.ru/2017/03/20/1876
http://www.proza.ru/2017/03/20/1183

Фото из инета.