Распределение в Боровичи. Часть 3

Виктор Кутуркин
              В деревне просыпаются рано.  На завтрак хозяйка налила всем по кружке молока c хлебом и я, вместе с ребятами отправился в поле.  Мы работали до обеда, затем нас покормили, и я умудрился даже немного поспать. Лег ничком в траву, под голову подложил пиджак и моментально отключился.  До сих пор не мог отойти от вчерашней скачки на лошади.  Проснулся и увидел, что ребята вновь приступили к работе. Они все были замечательными, дисциплинированными, деревенскими пацанами, которых не надо было контролировать и мне ничего не оставалось, как отправиться в Боровичи.  Я попрощался с приютившими меня хозяевами,  которые обещали переправить лошадь,  пожал руки ребятам и отправился к центральной усадьбе. Дорога заняла немногим более часа,  стало темнеть, и идти в Мошенское на автобус было поздновато.   Я нашел дом, в котором жили строители магазина.   Это была заброшенная изба рядом с кладбищем.  Долго стучался в дверь и ждал, пока мужики откроют.   Они были естественно пьяными, но все-таки открыли и впустили. В доме даже нашлась лишняя раскладушка, на которой я и провел ночь.  Ранним утром уехал на попутной машине в Мошенское, а оттуда в Боровичи. Так закончилась моя поездка в колхоз,  повторять которую в дальнейшем у меня не было никакого желания. Все оставшееся до учебы время,  я  провел в Боровичах.  Вместе с  Баранчиком мы вновь открыли наши техникумовские конспекты и стали готовить планы занятий. Киноаппаратную в общежитии смонтировали, учебный класс и лабораторию кинооборудования проверили директор с заведующим учебной частью. Оба остались довольны нашей работой.  Все было готово к началу занятий.
     Заканчивался сентябрь, и пришла пора забирать ребят из колхоза.  В назначенное время я приехал на центральную усадьбу.  Все ребята уже собрались и были готовы к отъезду.  Перед посадкой в машину я попросил у бухгалтера ведомость , в которой отражались заработанные суммы денег. Затем приказал ребятам сдать эти деньги мне.  Такое было указание директора Ильина.  Невелики были их заработки. После вычета за питание они составляли от трех до пятнадцати рублей. Ведомость и сто семьдесят рублей я отдал директору.  Как  потом узнал, ни один из мастеров не сдал  ни копейки.  Ответ их был одинаков – “ Не заработали!” .  До сих пор я не могу себе простить этого глупого поступка.  Отнял у ребят честно заработанное.  Стыдно!!!  О дальнейшей судьбе этих денег можно только догадываться.
     Учебный год начался с торжественной линейки. Выступили директор, завуч, воспитатели.  Были представлены и мы с Баранчиком коллективу преподавателей и сотрудников училища.  Затем все разошлись по классам и начались учебные будни. Не могу сказать,  что с первого дня  все стало получаться,  но в техникуме у нас были очень хорошие преподаватели и мы, вспоминая их, с каждым днем набирались опыта. Особенно нравились ребятам практические занятия,  когда на столах расставлялись кинопроекторы и мальчишки получали возможность разобрать любой узел, механизм, отрегулировать лентопротяжный тракт, настроить проекционную оптику.  Отвечая на вопросы наших учеников, мы смогли убедиться в том, какие глубокие знания  получили в кинотехникуме. Огромное спасибо нашим преподавателям!
     В меньшей степени ребятам нравились занятия по слесарному делу, где им нужно было учиться действовать молотком, зубилом, напильником. Я попытался попросить старшего мастера, чтобы он поручил проведение этих занятий более опытным специалистам, но получил вежливый отказ.  – Ты за это деньги получаешь!- ответил Василий Васильевич. И он был абсолютно прав. Кому охота возиться с моей группой? Теорию преподавал Баранчик. Однажды его занятие посетил директор. Сергей Александрович хорошо отозвался о моем друге, отметив знание им предмета и то, как Володя сумел заинтересовать ребят и добился активности в ответах на вопросы. После такой похвалы Баранчик загордился, и с удвоенной энергией стал относиться к работе. Я  пошутил, заявив, что у него открылся педагогический талант и пора поступать в пединститут.  Кстати, в Боровичах ежегодно работала выездная приемная комиссия из Новгородского вуза, в состав которой входил Сухарев – преподаватель училища. Однажды за рюмкой чая он пообещал нам содействие в поступлении в институт.  Эта идея нам понравилась, и мы стали ходить на курсы подготовки  в ВУЗ.  Занятия по физике и математике проводились два раза в неделю после работы в техникуме, расположенном на Ленинградской улице.
      В субботу и воскресенье, если не были задействованы в дежурстве по общежитию, мы ходили на танцы в Дом культуры комбината огнеупоров. Городская молодежь ходила в районный и городской ДК.  Также народ веселился в Лектории. Это было непривлекательное место, рядом с кладбищем и туда приходила не лучшая часть местной молодежи.  На танцах мы познакомились и подружились с нормальными ребятами, которых я помню до сих пор. Это брат и сестра Кирсановы. Николай учился в одном из ленинградских институтов, а Ольга преподавала в музыкальной школе. Матвеевы брат и сестра. Он был вратарем местной команды по хоккею с мячом, выступал  на первенстве страны. Помню Володю Рабиновича, Володю Смоленова – превосходного музыканта, Юру Малина, Борю Семенова, у которого часто бывали дома на улице Мира 72.  Пили фруктовое вино и дешевый портвейн, слушали музыку  Битлз, Элвиса,  Рея Кониффа, Бич Бойз.  Магнитофон я привез из дома.
      Я упоминал,  что наша зарплата была невелика. В столовой общежития нам удавалось пообедать за скромную символическую плату, а завтракали и ужинали мы в городских столовых либо в пельменной на улице Подбельского.  На питание уходила значительная часть наших доходов. В день получки мы могли шикануть и позволить себе обед в ресторане “ Мста”.  В обед стоимостью два рубля входили – солянка, отбивная свинина с гарниром, кофе с пирожным и мороженое. Это был праздник души. Пару раз посетили ресторан, расположенный в центре, недалеко от “веселого угла” на улице Коммунарной.  Запомнилось, как называли его местные жители – Аддис Абеба.  Позднее, были на открытии ресторана в Вельгии.  В самом центре города в 1965 году развернулась стройка двухэтажного здания универмага, который открыл свои двери летом следующего 1966 года.  В городе часто гастролировали столичные артисты,  выступавшие в ДК огнеупоров.  Остались в памяти концерты Гелены Великановой, Ободзинского, Бена Бенецианова . 
      Расположение Боровичей в непосредственной близости от двух столиц – Москвы и Ленинграда провоцировало местных жителей на отъезд из города. – Мы живем в тупике,  в  аппендиксе,  часто приходилось слышать от моих друзей.  И многих я в дальнейшем встречал в Ленинграде.  Мы сталкивались на улице, в транспорте, кафе. Это были случайные  встречи.  Мир удивительно тесен и об этом я когда-нибудь напишу.  С Семеновым Борей мы встретились на моей работе.  Институт железнодорожного  транспорта, в котором он тогда учился на последнем курсе, отмечал дату своего образования. Мероприятие проводилось в стенах Дворца культуры Капранова.  Мы буквально столкнулись спустя пять лет.  Было что вспомнить и рассказать друг другу. 
     Но вернемся в 1965-66 годы.  Что нас интересовало тогда?  Разумеется, музыка, книги, фильмы, спорт. Я занимался   настольным теннисом, баскетболом,  шахматами.  В спортзале училища  увлекся поднятием штанги и в дальнейшем, во время службы в армии выполнил норматив первого разряда. По инициативе преподавателя физкультуры Кормишева Евгения Яковлевича в первенстве училища по баскетболу приняла участие команда,  составленная из преподавателей и мастеров. Гена Губин преподаватель технологии металлов, Матырин - мастер производственного обучения, Петров - преподаватель физкультуры чемпион города по лыжам, Маринин - мастер производственного обучения и мы с Баранчиком бились на площадке с нашими молодыми соперниками.  Сохранил теплые воспоминания о нашем старшем товарище Евгении Яковлевиче.  Потеряв на войне руку, он продолжал заниматься спортом, и был чемпионом города по конькам.
     Остался в памяти день выборов в Верховный Совет СССР.  В ПТУ располагался один из избирательных участков. Были установлены кабины для голосования, развешена наглядная агитация, лозунги.  Нам было поручено музыкальное обеспечение.  Выбор мелодий мы осуществили в соответствии с нашим вкусом.  В назначенное время из кинаповского динамика, выставленного в окно второго этажа, базарная площадь огласилась рок-энд роллом в исполнении Элвиса Пресли. Эта какофония продолжалась часа полтора, и лишь после появления директора я включил спокойные мелодии Рея Кониффа.
      К началу нового 1966 года мы полностью освоились на работе, втянулись в учебный процесс и наша жизнь упорядочилась. Познакомились с техническим руководителем кинотеатра и организовали экскурсию группы в аппаратную. Нам даже предложили работу по вечерам, так как киномехаников не хватало, но директор совместительство не разрешил. По его мнению, это могло отразиться негативно на учебном процессе. На празднование Нового года я отпустил Баранчика в Ленинград к родителям, а сам остался в Боровичах.  Директор отпустил только одного из нас. Не вся группа разъехалась по домам на каникулы. Часть ребят осталась в общежитии и, будучи мастером, я не мог их оставить без внимания.  Новогоднюю ночь я весело провел с друзьями в ДК огнеупоров. Позади были четыре месяца нашей работы в Боровичах.
                / Продолжение следует/ http://proza.ru/2017/03/28/1105