Цветы на снегу

Анатолий Аргунов
       Весна взяла в оборот природу и вот уже под ее яркими солнечными лучами забурлили ручейки, снег сошел на нет. В городе запахло мимозами и каким-то неуловимым  запахом молодости и любви, которые сильнее проявляются  именно в это время года. Двое молодых людей, он и она, оба в оранжевых куртках с капюшонами, целуются прямо на остановке, не обращая внимания на прохожих. Все улыбаются и понимают: Весна пришла!  Кровь закипела, её тепло разнеслось по всем частичкам тела и не остановить желания кого-то полюбить  и обнять. Ах, если бы мы все, всегда обращали на природу свои взоры  и меньше мельчишили со своими житейскими проблемами, скольких бы из нас весна сделала счастливыми?
-Но, увы! Мы суетимся, ищем место под солнцем, чтобы было потеплее и посытнее.  Нельзя за это строго судить. Человек вышел из природы и не желает в нее возвращаться. Холод, голод, страх за себя и свое потомство – уже не вернуть. Так размышлял, медленно шагая по скверу, не молодой мужчина, одетый еще по-зимнему тепло, в кашне и шапке.
Его путь лежал к небольшому кладбищу, что было  расположено почти, что в центре города. Кладбище старинное, на нем давно  никого не хоронили, за исключением родственников, которых подхоранивали в уже существующие оградки.  После часовой ходьбы человек подошел к воротам кладбища.  День был будничьным, и посетителей почти не было. Он хорошо знал, что рядом  на лотках всегда продавали цветы. Выбирай любые: искусственные за скромную цену и живые, те гораздо дороже. Поэтому не молодой человек, назовем его,Игорем Николаевичем, остановил удивленный взгляд на пустых рядах для цветов.
- А чего же я не купил в городе? Эх растяпа! – поругал  себя Игорь Николаевич,не зная что предпринять. Идти на могилу без цветов он не привык. Что же делать? Может пойти обратно в город и купить?! Но, далековато будет, да и нога побаливает. А может попросить кого, чтобы подвезли цветы? Кого? Друзья на работе, да и не так поймут.  Соседский внук, но он сейчас в школе, да и на машине пока не ездит. А что если позвонить другой соседке, Полине Андреевне, она на пенсии,ничем не занята. Сидит   на лавочке возле подъезда, болтает с подругами. Там рядом с домом,за углом цветочный магазинчик, возьмет букетик и отправит с таксистом.  Я оплачу услуги. Полина Андреевна меня хорошо знает и не должна не доверять. Игорь Николаевич набрал номер телефона соседки и стал звонить по мобильнику.
- Да, слушаю. Кто беспокоит? – услышал он в трубке знакомый голос соседки.
- Полина Андреевна, сосед ваш, Игорь Николаевич.
- Здравствуй,Игорь Николаевич. Что-то случилось?
- Нет, ничего особенного, но понимаете,я пошел на кладбище, но забыл купить цветы, думал, что здесь куплю на месте. А сегодня ни одного цветочника, как на грех, нет. Вот решил вас побеспокоить.
- Я рада вам помочь, Игорь Николаевич, только что мне сделать?
- Сходите в цветочный магазинчик, возьмите пару красных роз и отправьте их с таксистом ко мне. Я на Воскресенском у входа буду ждать.
- Не проблема Игорь Николаевич. Все сделаю, не волнуйтесь. Как только отправлю, я позвоню.  Хорошо!
- Спасибо, Полина Андреевна, буду вам очень признателен...
- Не стоит, дело соседское, выручали вы меня всегда, когда детки мои болели... Для вас, Игорь Николаевич, я готова всё сделать...
Игорь Николаевич стал терпеливо ожидать приезда такси. Минут десять он ходил вдоль главного входа, стараясь  не напрягать память своими воспоминаниями. Он решил, что пришел сюда  исключительно навестить родственницу, безвременно ушедшую из жизни, поклонится ее праху и возложить цветы на могилку. Вот уже как семь лет, он ходит сюда в день её смерти и каждый раз неприятный осадок остается в его сердце.  Нет, могила хорошо ухоженная, установлена красивая стела с гравировкой портрета юной девушки, но сердце сжимается от  боли и обиды, что не сумел её спасти и  винил себя в преждевременной смерти родственницы.
За спиной ,Игоря Николаевича, послышался шум автомашины, резкий визг тормозов и вот уже серый «форд» остановился у его ног .
Молодой, разбитной парень выскочил из кабины, с четырьмя ветками красных, как цвет крови, розами.
- Вы, Игорь Николаевич? -  спросил таксист.
- Да, я.
- Вот вам велено передать.
- Спасибо! Сколько денег за услугу? – спросил Игорь Николаевич, принимая розы из рук водителя.
- Семьсот рублей.
Игорь Николаевич не стал спорить. Молча протянул тысячную купюру.
- Сдачи не надо, - видя, что шофер стал шарить по карманам в поисках сдачи.
- Понял, шеф! Спасибо!  Может вас подождать или я оставлю свой телефон, чтобы отвезти обратно, если что – любезно предложил таксист.
- Нет, не надо! Я не знаю, на сколько  задержусь...
- Ну, вам виднее – и водитель, хлопнув дверцей «форда», укатил обратно.
Пока Игорь Николаевич шел к могилке, он невольно перенесся мыслями   лет на двадцать назад, когда к нему приехала дальняя родственница,  дочка двоюродного брата, погибшего в автомобильной катастрофе вместе с женой. Дочке было пятнадцать лет, она закончила восемь классов и собралась в город поступать в техникум. Других родственников у нее не было и она приехала к Игорю Николаевичу за помощью.
- Послушай, Инга, а зачем тебе поступать в техникум, тем более экономический. Сейчас экономисты, конечно же, нужны, но поверь мне,  не меньше будут нужны:  врачи, учителя, юристы, адвокаты, артисты, художники. Время сейчас другое, непростое, если не сказать очень сложное. Но, все проходит и эти дрязки рано или поздно исчезнут, и всем потребуются люди, которые умеют учить, лечить, воспитывать чувство прекрасного. Так было, так  будет! – уверял Ингу, Игорь Николаевич. – Каждая перемена в обществе рождает сперва хаос, а потом наступит расцвет. Вот пример – эпоха Ренессанса. Почитай Мишеля Монтеня  и ты поймешь, почему я об этом говорю. И Игорю Николаевичу удалось убедить Ингу, продолжить образование в средней школе, оформив на нее опекунство.
У самого Игоря Николаевича собственной семьи не было, не случилось встретить ту, единственную половину, из которой возникло-бы целое.
Полюбил одну очень обаятельную и красивую девушку, но она вышла замуж за другого, не оставив ему никаких шансов. Все другие, которые попадались на его жизненном пути, не устраивали его, сравнение их с его первой, единственной  любовью, было не в их пользу. Так и жил холостяком. Хотя, строго говоря, такая жизнь ему нравилась. Весь день на любимой работе. Игорь Николаевич был врачом-хирургом и работал в крупной клинике, где ему доставались самые трудные и непредсказуемые по последствиям операции. Он с жадностью  брался за любую работу, не замечая времени,не жалея себя, видя в этом знак судьбы. И никогда не роптал о трудностях. Со временем  его имя стало известным в городе, очередь на лечение к доктору Башкатову была расписания на год вперед.
Уговорив племянницу учиться, Игорь  Николаевич, постоянно следил за ее успехами.  Инга не только успешно училась, но и ходила на всевозможные курсы: по английскому языку, по кройке и шитью, по искусству. Записалась в школу милиции, на обучение восточным единоборствам. И везде успевала. Одним словом, Игорь  Николаевич увидел в племяннице  предолжателя его дела и решил, что после школы она поступит в медицинский институт.
Но, судьба распорядилась иначе.  Инга увлеклась театральным творчеством,сперва ходила в кружок, где осваивала азы арститизма, потом стала играть в любительских спектаклях. Ее талант заметили,и пригласили в драматический театр.А после школы она поступила в  Ленинградский театральный институт. Стала жить и  работать в этом славном городе.
Игорь Николаевич какое-то время мысленно сопротивлялся, потом решил, что лучше быть хорошим артистом, чем плохим врачом и смирился с выбором Инги. Инга расцвела: из хрупкой, угловатой девушки, неуверенной в себе,она превратилась в настоящую даму, с красивой фигурой и прямым взглядом очень выразительных глаз. Ее сверстники и преподаватели не могли не заметить красоты Инги и постоянно досаждали ее всевозможными знаками внимания. Однако, Инга  отвергала все ухаживая, ссылаясь, что она не готова к серьезным отношениям. Она вся отдалась театру и благотворит свою профессию. Постоянные репетиции, поездки по другим городам и весям не осталось без пользы.Она набралась опыта и стала так хорошо играть,что наконец-то ее заметили.Один серьёзный продюссер пригласил Ингу для  сьёмок в многосерийном телесериале . После выхода фильма она в один миг стала знаменитостью. Потом приглашения посыпались,как из рога изобилия ,и что бы ей не предлагали,Инга отдавалась творчеству с головой. Любую роль она воспринимала всерьез, полностью отдаваясь работе.
Игорь Николаевич следил за успехами Инги, не вторгаясь в ее личную жизнь, считая это не совсем корректным. Кто он ей? Всего лишь дальний родственник. Но, однажды Инга приехала к нему и сообщила, что собирается замуж. Игорь Николаевич воспринял это известие с радостью Наконец-то, у Инги появится своя семья, и она сможет стать хорошей женой и матерью.
- Инга, ты взрослая и самостоятельная женщина. Мне только стоит радоваться твоим успехам и твоей будущей семейной жизни.  Но, кто твой избранный? – тактично задал вопрос Игорь Николаевич. – Познакомь.
- Конечно, конечно. Я специально приехала к тебе, чтобы пригласить на нашу помолвку. Она состоится через месяц, 21 июня, в празднование Белых ночей.
- Хорошо, я конечно же приеду к вам.  Как зовут  твоего возлюбленного?
- Сергей. Он из театральной семьи, работает художественным руководителем в театре. Чуть старше меня, ему 42 года, но он не был женат. Сейчас Сергей в зарубежной поездке, а вернется, я вас познакомлю непременно, до помолвки – радостно сообщила Инга.
- Хорошо,хорошо! Мне хочется поговорить с твоим молодым человеком,ответил уклончиво Игорь Николаевич на вопросительный взгляд пллемянницы. -Как так- не был женат, работая в женском коллективе? – подумал про себя Игорь Николаевич. Племянница уехала,а он решил навести справки по избраннику Инге и вот, что узнал.
Сергей Евгеньевич Шумский, потомственный артист в третьем поколении. Отец его до перестройки руководил отделом культуры в Смольном, дед был знаменитым артистом, работал в Мариинском театре, и одно время им руководил. Характеризуется, как человек талантливый, очень подвижный, не женатый. Но, хват, умеет делать деньги на постановках, пустить пыль в глаза,где нужно, занимается  благотворительной помощью. Очень любит поужинать после спектакля в хорошем ресторане,обожает  цыганские песни и пляску. Воспитан, говорит на трех европейских языках, несколько лет назад  победил на конкурсе  постановщиков.
Игорь Николаевич  очень встревожился, получив такую информацию о будущем муже Инги,  и решил действовать. Его внезапный проезд в Санкт-Петербург, прямо перед спектаклем, очень удивил Ингу, когда он ворвался в её гримерку. Та готовилась к спектаклю. В красивой напольной вазе стоял букет свежих алых роз.
- Игорь Николаевич?! – спросила Инга, увидев взолнованного родственника, заменившего ей отца. – Что случилось?
- Пока ничего! Но может!  – коротко ответил Игорь Николаевич. И все, что знал, изложил Инге,  телеграфным текстом.
Та сидела молча, сделав  недовольное лицо, потом,как можно спокойнее,ответила.
- Игорь Николаевич, я взрослая девочка и сама разберусь в своих личных  делах. Спасибо, что предупредили, но я в такой информации не нуждаюсь. Она встала. – Извините, Игорь Николаевич, но у меня сейчас выход на сцену. До свидания! – и она проводила Игоря Николаевича до дверей из гримерной.
С тех пор Игорь Николаевич не видел Ингу живой. Ее привезли  на захоронение в город коллеги артисты, выполняя ее последнюю волю, которую она высказала, прежде чем умереть.
А случилось то, чего и боялся Игорь Николаевич. Инга погибла при странных обстоятельствах. Ее тело нашел дворник ранним утром убиравший двор в гостинице «Прибалтийская». Он увидел окровавленное тело и доносящийся стон женщины , вызвал «скорую».  Врачи определили, что женщина еще жива и отвезли Ингу в клинику, но спасти её не удалось. Слишком большие травмы получила она при падении с четвертого этажа. Перед смертью Инга пришла в сознание и сказала, что выпала из окна сама, никого не нужно винить... Следователи хотели закрыть дело из-за отсутствия подозреваемых, но Игорь Николаевич нажал на свои связи в прокуратуре города и дело довели до конца.  Удалось доказать, что Инга в тот вечер находилась в номере  не одна, а  с Сергеем Евгеньевичем,своим женихом и художественным руководителем. Нашлись свидетели, которые рассказали, что пара поссорилась в ресторане. Кто-то из соседей по номеру слышал, какую-то возню, крики в два часа ночи, потом все стихло. Припертый неопровержимыми фактами, Сергей Евгеньевич сознался,  что это он довел до самоубийства Ингу. На суде бывший жених Инги раскаивался и просил снисхождения, но учитывая общественный резонанс на смерть полюбившейся публике талантливой актрисы, Шумского приговорили к семи годам строгого режима.
На свидании с ним,когда ещё шло следствие, Игорь Николаевич пытался узнать, зачем он это сделал. На что  проходимец и серцеед со злостью ответил: - Она этого заслужила. Вы плохо ее воспитали! Игорь Николаевич побледнел, встал со стула и тихо проговорил:
- Я очень хотел бы вызвать вас на дуэль, если бы это было возможно. – Встал и вышел.
С тех пор он ничего не слышал о судьбе Шумского.
На могилу к Инге ,Игорь Николаевич ходил часто, когда позволяло время, и была возможность.  Сегодня 11 марта,в день её гибели, он приходил всегда, заранее планируя свою  работу. С этими мыслями,Игорь Николаевич подошел к могилке, наклонился, чтобы положить цветы и вдруг услышал за спиной голос:
- Вы хотели стреляться на дуэли? Извольте! Я готов!
Игорь Николаевич обернулся, перед ним стоял состарившийся, но хорошо одетый мужчина, в котором он узнал Шумского.
- Сергей Евгеньевич! Это вы!
- Узнали?
- С трудом!
- Вот пистолеты,старинные, дуэльные, снаряженные, театральный реквизит  – он открыл ящик, в  котором лежали два пистолета. – Выбирайте любой. Ну, чего, струсили?
- Нет! Я просто не ожидал... Здесь около могилки Инги,... мне бы не хотелось...
- Давайте отойдем, вон там, около забора площадка,никого нет.
Они направились к площадке. Игорь Николаевич шёл следом за Шумским,как во сне. Наконец  они остановиль.
- Вот, стойте здесь, а я отсчитаю десять шагов. Будем сходиться, и стреляться, как это делают артисты в нашем театре – проговорил с ухмылкой на губах,Сергей Евгеньевич.
- Хорошо! Я согласен на любые условия. 
- Сходится будем и стрелять с любой дистанции после того, как я сосчитаю до «трех» - ответил Сергей Евгеньевич.
- Не возражаю!
- Тогда берите пистолет и по местам. Я справа, вы – слева. Хотите наоборот?
- Нет, мне все равно – ответил Игорь Николаевич. Он взял пистолет в правую руку, взвел курок, пошел к рубежу, держа в левой руке четыре розы.
Он механически дошел до места,обозначенного Шумским, остановился, повернулся  и поднял пистолет, посмотрел на соперника. Тот, тоже был готов.
- Раз, два, три – просчитал Шумской и направился быстрым шагом к Игорю Николаевичу. При слове три ,он выстрелил.
Жгучая боль ударила под сердце Игорю Николаевичу, он пошатнулся, но не упал. Сделав усилие, он почти не целясь, выстрелил в фигуру, идущего на него Шумского. Тот упал, как подкошенный к его ногам.
Розы выпали из левой руки Игоря Николаевича на снег,рассыпавшись яркими пятнами. Игорь Николаевич какое-то время ещё постоял, пытаясь превозмочь боль, но потом опустился на колено и рухнул навзничь.
- Все, я отомстил ему !- была последняя мысль Игоря Николаевича.