Жизненные волны

Владимир Воропаев
Плещутся волны по следам жизни моей и покаянные всплески смывают их вмятины…
Касались и ранили меня разные страсти: какие-то чиркали, оставляя лёгкие царапины; иные задевали глубоко, оставляя кровавые раны. Были и такие страсти, которые садились на голову, стискивали горло и сердце до потери человеческой воли, которую с любовью даровал Создатель каждому чаду Своему, и которой они так безпечно распоряжаются поныне.

И я был безпечен, и я неумело владел своей свободной волей. Сказать, что научился уже, значит сознательно соврать себе, а сказать, что ничему не научился, значит слукавить – чему-то, конечно, научился и хоть какое-то понятие о бытии земном приобрёл: от откровенно скотского до духовного.
Смешно и горько признаться себе в том, что всю жизнь проходил мимо того, о чём заботливо говорил и продолжает говорить Господь в Своих заповедях и заветах. Это, оказывается, можно было узнать давным-давно без лишних шишек и крови, но – нет, такому дурачине простофиле как я хотелось самому изобрести велосипед, чтобы потом странствовать на нём по жизни.

Помню, как мне представилась возможность теоретически узнать суть жизни человеческой из Библии.
У бабушки моей, Евдокии Харлампиевны, на столике в её спальной комнате всегда лежала толстенная Библия в кожаном переплёте. Каждое утро бабушка помолившись, становилась у столика, надевала на нос очки, аккуратно раскрывала Книгу на закладке и, склонившись, тихо читала её.
Какой-то период я заставал её за этим занятием и как-то спросил:
-Бабушка, а можно мне почитать Библию?
-Отчего же, почитай,- только она на церковно-славянском языке.
-А что этот язык не русский?
-Русский, но сильно отличается от теперешнего. Почитай, так и будешь иметь представление, какой он.
Я взялся рьяно, но сразу же и осёкся:
«Въ начaле сотвори бгъ нeбо и зeмлю…»
С этих слов я сразу же проникся к своей бабушке бо;льшим уважением, как к человеку обладающему каким-то неведомым для меня знанием.
Меня хватило на два подхода к Библии, и я отошёл от неё на целых сорок лет! Слышать-то я слышал чтение на церковной службе, но ничего не понимал из услышанного.
А задолго до слышания Библии в церкви я поневоле изучал некий отдалённый плагиат – «Моральный кодекс строителя коммунизма»
—  преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма;
—  добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест;
—  забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;
—  высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;
—  коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного и т.д.

Этот текст давался гораздо легче для понимания, но не запоминания, а знание его на память требовали определённые круги учивших меня людей поэтому, хоть из-под палки, но он на какое-то время вдолбился в ум, однако был смыт волнами жизни за ненадобностью. Но взрослый ум уже притупился и долго вбирал в себя, казалось бы, такие простые вещи:
1. верить в единого Господа Бога;
2. не создавать для себя кумиров;
3. не произносить имя Господа Бога напрасно;
4. всегда помнить о дне выходном и посвящать его Богу;
5. почитать и уважать родителей;
6. не убивать;
7. не прелюбодействовать;
8. не воровать;
9. не лгать;
10. не завидовать.

Но уже гораздо легче входили в сознание, несмотря на потерю остроты ума, заповеди блаженств на церковнославянском языке, который я так безуспешно хотел освоить в отроческом возрасте:
1. Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное
2. Блажени плачущии, яко тии утешатся
3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю
4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся
5. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут
6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят
7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся
8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное
9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех: тако бо изгнаша пророки, иже (беша) прежде вас.

Долго же созревало сердце моё на приятие таких вразумлений, долго…

Март 2017 г.
г. Алчевск