Раны и любовь

Зайнал Сулейманов
Весь мир лежит в пыли, и вьется в ней тропа -
                Печалей и скорбей послушная раба.
                В цветах гора Альванд, в ковре из гиацинтов,
                Но каждый венчик желт, как и моя судьба.
                Баба Тахир.
                Удовольствие в этом мире, как блеск молнии, 
                не бывает полезным. А страдание в этом
                мире, как темнота тучи, не бывает вечным. 
                Так что не надо привязываться к его благам. И
                не надо скорбеть  от его трудностей.
                Имам Газали.


                1   

 
   - До ЕГЭ вон ещё столько времени, не изводи себя так!
   
   - Мне в радость, и…
   
   - Знаю, знаю, на бюджетный хочешь, врачём стать…
   
   - Врачом, мамулечка, врачом! Я к Мадине схожу, позанимаемся вместе, да?
   
   - Поздно же, да и отец скоро с педсовета вернётся, а тебя нет…
   
   - А чего это он не в настроении в последнее время?
   
   - С директором нелады совсем, долгая история…
   
   - Я всё же…
   
   - Иди, доченька, только ровно в девять, как папа велит…
   
   - Да, но боюсь одной, пошлю гудок, встретишь меня, ладно?..
   
   - Хорошо!..
   
   Декабрь, ветер, талой воды лужи, а она простыла слегка. Прорехою света в одеянии чёрном фонарь одинокий тусклый, унылый. Два подъезда идти, да пробирает жуть: всё кажется, что кто - то спину буравит взглядом.
   
   Одноклассница - умничка, с ней и три часа пролетело незаметно. Но устали головушки, поникли, ко сну обеих клонит.
   
   Только за порогом, достав телефон, и увидела, что села - то батарейка. Безлюдье, страху натерпелась на бегу, но вот, наконец, и дом.
   
   - Кто?
   
   - Марина!
   
   - Опоздала на семь минут, убирайся!
   
   - Папа!!!
   
   - Вон!!!
   
   Волна ужаса грудь изнутри удавкою стянула, другая подступила к горлу вмиг: ни крова, ни родичей близ, куда податься с тоскою страшною своей: девочка ж она, не мальчик! Язык отказывался повиноваться, руки повисли плетью, как если б высохли, а ведь вопить, кротость презрев, должна, колотить в дверь, чтоб с тем не разлучаться, чем жива! Нет же, соседей устыдилась! Тянется страх к ней, липнет, а волны катятся и катятся. На колени б стать, увиденною быть в глазок, а проку делать молча то?! Бойкая скачет, смирная плачет! Спустилась с третьего этажа на ножках ватных, укутала курткой грудь высокую, приметную, скрестив ещё и руки на ней, ушла в ночь густую, к подруге напроситься. Сердце мечется, слезы по лицу, ускорила шаг, но притормозила иномарка, выскочил кто - то, схватил в охапку, забросил в салон.
   
   Закричать не успела, теперь, когда зажали рот, уже и не могла…
               
                2
   

   - Вразумить пытался, любил, заботился, вот и был строг, хотел убере…
   
   - Уберечь? Ты себя слышишь, мама?
   
   - Он маялся в прихожей, мы вышли скоро, а ты убежала…
 
   - Понарошку было всё?! Как дети малые, чего же мне не сказали, легла б собачкой у дверей на коврик! И любовь, ласку, доброту на потом оставил тоже для виду папа? Заботою странною окружена была я столько лет! Как озноб бил меня перед ним, когда прикрикнет, пятернёй погрозит, не видела? За волосы дыбом спасибо ему сказать, за то, что ходила, озираясь, так? А ты, мама, к стенаниям моим глуха всегда была, нет?..  Да, мы игрались, братик ловил шарик улетевший, и я вытолкнула его на дорогу, поймать самой хотелось! Разве ж знать могла, что мчится грузовик, и прямо под него он и попадёт? Посмотри, мама, никогда не думала о том, только сейчас: если б отец два шарика купил, а не один, может, и не погиб сынишка - наследник его, любимый безумно братишка мой? Разве когда - нибудь мелькнула непослушания или озлобленности за попрёки немые даже и тень на лице моём, а ведь душа моя горела: то тлела, то вспыхивала.  Девять лет прошло, а я всё так же виновата! Притесняла ли отца укором я за печаль всегдашнюю? Отчего же он суров со мной: я ль сама напросилась из небытия, желая именно пред ним и предстать?  И ты не родила после, глядишь, и успокоился б, преемника имей, а не ту, что если и сокровище, то дома чужого. Ты поседела! Душа бессмертна, жаль! Уж лучше б умерла моя, когда погнали в мир подлых тварей вы меня, подохла б с телом, прежде чем успела выйти я во двор…
   
   - Страдалица моя, видит Бог, ты права во всём, но не представляешь, каково ему…
   
   - Прощаю, но жить буду здесь, у бабушки…
   
   - Я боюсь, он не протянет долго, вернись…
   
   - Дай времени чуть - чуть…


                3 

    - Ну вот, красавица моя, умничка, ты уже кандидат наук и это только начало, надеюсь!
   
   - Нина Викторовна, если бы не Вы! Не знаю даже, как и благодарить Вас! Извините, я отвечу…
   
   Земля поплыла у неё из - под ног, она схватилась за сердце.
   
   - Мариночка, родненькая, что с тобой?
   
   - Папа умер… 
   
   - Поплачь, милая, поплачь, только не рыдай так, не изводи себя!..
   
   Пришла к родному с дочкой в один из последних дней года.
   
   Шутил как - то, что напишет в завещании среди пунктов иных и просьбу к Богу прибрать его летом, дабы провожающих морозом не досаждать…
   
   Вышло всё ровно наоборот…
   
   Вспомнила, как вернулась.
   
   Стоит у окна, не оборачивается. Высокий, статный, сильный, а пожирает -   видит и знает она! - душу огонь…
   
   Обняла его сзади, заплакала:
   
   - Прости меня!..
   
   Воздела у холмика руки к Небу:
   - О, мой Господь! Отец провёл меня по саду жизни, а когда сил убавилось, он держался за руку мою, пока не отворилась пред ним калитка, ведущая во владения ближние Твои!
   - О, мой Господь! Я молчала, когда отец говорил, вставала, когда входил, выполняла повеления его, не повышала голоса пред ним, отвечала, когда звал, обращалась с ним мягко, стараясь ради довольства его. 
   - О, мой Господь! Раны сердца моего давно обратились в любовь,и без Тебя не случилось бы того. Прости несчастного, как простила я, милостью Своей и щедростью уготовь ему место в кущах райских!
   - О мой Господь, смилуйся над моими родителями так же, как они проявили милосердие ко мне, воспитывая меня в детстве, когда я была маленькой!*
   Аминь!..



   Примечания:
1) «Склони перед ними обоими крыло смирения из доброты (сумей осадить свой пыл и прояви милосердие), [а молясь за них] молви: «Господи, окажи им милость так же, как они [оказывали мне] воспитывая меня, когда я был маленьким [одаривали вниманием, заботились, лишая и ущемляя себя]» - Коран, сура 17, аят 24.