Лимит на революции. Или история одного урока

Алексей Салтыков 1
Лимит на революции.
Или история одного урока.

Учитель вошёл в класс, и как-то необычно, что и заметили ребята, по-заговорщически прикрыл за собой дверь. Потом приложил к ней ухо: не слышно ли шагов? 11а притих в ожидании разрешения заговора. Это был их любимый учитель истории. Темой урока должна была быть «Октябрьская революция», но никто из ребят практически не готовился к ней, поскольку головы у всех были забиты тестами, элективами, выпускным, а главное – над всеми дамокловым мечом  возвышался мрачный ЕГЭ.  Сынки богатеньких не беспокоились ни о чём , и уже практически не учились, а те кто победнее – кроптели  над тестами день и ночь.

- Экзаменов не будет! – Вдруг громогласно обозначился учитель, так, что все  оторвались от своих занятий (кто ещё не заметил прихода учителя) – по переписке Вконтакте или сэлфи в Инстаграм…
- ЕГЭ отменили? – был первый вопрос детей.
- Экзаменов не будет вообще! Да и зачем они? Вы рады?
Ожидая подвоха  дети выразили напускную радость недоверия новости.
- Как не будет? Мы уйдём из школы без экзаменов.
- Да, не будет, но здесь есть маленькая загвоздка – и из школы вы тоже не уйдёте.
- Как так?
А вот так! Какая тема сегодняшнего урока?
Одна девочка ответила:
- Октябрьская Революция и её значение…
- Вот. А наше правительство выпустило постановление, вот оно: - и он развернул перед всеми газету, - там было написано:
«ЛИМИТ НА РЕВОЛЮЦИИ ИСЧЕРПАН» и далее что-то в этом роде:
«мы достигли уже такого уровня развития, когда люди хотят спокойствия, им не нужна конфронтация в обществе…»
- Вы понимаете, что это значит?
- Что?
- Вот вы учитесь, накапливаете знания, готовитесь к взрослой жизни, готовитесь сделать этот самый первый главный шаг (после первого шага по земле, конечно, хотя и он был тоже вашей революцией), а вам говорят: стоп! Вы  всё это копИте, но мы вас к себе не звали, не нарушайте же наш размеренный образ жизни своим присутствием, своим количеством и желанием каких-то новшеств!

- А при чём тут ЕГЭ?
- А экзамен  – это и есть ваша революция, ваш качественный скачок в новое измерение. Пусть он даже только штамп, пусть он безобразно оформлен, бездарно формален, но это было реальная точка качественного роста.
Вы суммируете полученные знания и  переносите их в новое качество, где будете уже накапливать эти новые качества, как количества, преображаясь, отбрасывая отжившее, как меняют одежду, а потом опять – совершая следующий шаг. Это человеку необходимо не только что бы прокормить себя. Попробуйте со знаниями 3-х летнего ребёнка прокормить 30-етнего человека – ни чего не выйдет. Или попробуйте человека учить 11 лет и запрещайте ему применять полученные знания, пусть он ходит всегда в одной одежде и есть всегда одно количество пищи.  – Лимит.

- А почему мы не можем покинуть школу?
- Всё по тому же определению: ЛИМИТ! А это значит, что вводится запрет на все качественные перемены: первоклассники останутся в первом, а вы в 11-м! «Лимит исчерпан» - говорит власть.
Помните, в начале темы мы с вами обсуждали что?
Эволюция – есть количественное накопление изменений, получение знаний, опыта, а революция – есть качественное воплощение, суммирование этих изменений и шаг на ступень вверх.
Люди долго бились накапливая количество знаний, создавая арифметику, геометрию, астрономию. Тысячи лет прошло от открытия первых формул до того момента, как Галилей сказал: «А всё-таки она вертится!» - и это было началом одной революции.
А что ему отвечала «святая инквизиция»?: «Отрекись»! Лимит на революции исчерпан… - кричали они, - если Земля вдруг закрутится, то как мы удержимся в своих креслах?
Но мы то с вами знаем, и видели, как маятник Фуко следуя этому движению совершает по кругу свои гигантские качки…

- Но это же пример научной , мировоззренческой революции, а Октябрьскую делали люди, это другое явление.
- Это явления одного порядка. Всё живое подвержено неизбежным изменениям: рождение, жизнь, смерть; а общество – это такой же живой организм и с не менее сложной организацией, в которой так же как и в природе всё взаимосвязано со всем: общество рождается, развивается, и если останавливается – то умирает. Нет, люди при этом могут жить, но чувствовать диссонанс этой смерти. Общество умирает от застоя, от удушья сковавших его цепей, от невозможности уже прокормить самого себя прежними способами ведения хозяйства, от всего накопленного и прочитанного, от раскрытых тайн и сделанных открытий, от старой одежды, которая уже стягивает грудь – оно не может жить по-прежнему… И вот тогда в глубинах душ рождается отрицание отжившего, созидание нового через единство и борьбу противоположностей, через неминуемую кровь – свершается революция – самый естественный процесс для всего живущего, наравне с эволюцией.
Можно ли человека излечить от этого? А зачем?
Это как запретить ребёнку расти, если родители  хотят видеть его всегда  ребёнком. Но наступит их старость и это «маленький» ребёнок не сможет (или не захочет) подать им стакан воды.
Другое же дело, когда  это торможение делается  сознательно для всего человечества, что бы не дать ему роста и развития.
Ведь любое развитие требует и смену отжившей власти, если она не отвечает растущим запросам общества.
Вот тогда-то и появляются «Лимиты»

Дети слушали раскрыв рты. Тут прозвенел звонок. Учитель сел, делая записи в журнале, но никто не думал вставать. Ошарашенные дети были как припечатаны к партам.
Учитель удивлённо и искрой заговорщика глянул на них:
- Урок окончен. Про ЕГЭ была моя выдумка! А всё остальное – истинная правда!
- Ура , ЕГЭ будет! Экзамен будет, Мы выйдем из школы! – дети сорвались с мест, и удивлённые оригинальностью урока помчались накапливать новые знания.
А для чего? Вы уже догадались сами.

А. С.

22.03.2017.