Приключения Сашки на каникулах

Петр Панасейко
           На календаре значился 1970 год. Ежедневно в дни летних каникул на окраине села под вечер, когда спадала жара, собирались мальчишки и девчонки от семи до одиннадцати лет из близлежащих улиц. Место сбора радовало глаз: сразу же за огородами находилась травянистая поляна, чуть дальше слева – берёзовая роща, справа  – не очень широкая, но весьма глубокая протекала речка. Было где поиграть и в «казаков-разбойников», и в другие игры детства. В них принимали участие  и  приезжие к бабушкам и дедушкам на лето ребята. Поначалу никто им не мешал.

           «Помеха» пришла неожиданно. Бабушка Клавдия, чей огород упирался в поляну, похоронила своего «дедушку», продала корову и купила козу Мотьку. Пастись она стала на поляне, превращённой в пастбище.

            Прогонять «конкурентку» детвора не стала. Возможно, потому что не хотели обижать всеми уважаемую на селе бывшую партизанку, но, скорей всего, по другой причине. Решили с ней играть. Мотька оказалась очень любопытной: внимательно изучала не только новое для неё пастбище и какая травка здесь растёт, но и лица детей. Они подружились.
            
             Коза не «обиделась» даже на то, когда один из приезжих  городских мальчишек, которого звали Сашкой, решил на ней покататься. Маленько  ему это удалось. Пока её хозяйка не пригрозила «всаднику» с огорода кулаком. Попытки дрессировать животное также были пресечены.

             - Зря ты, дружок, думаешь, что все козы безобидные, - сообщила ему  одногодка Аня.- Мне вчера перед сном бабушка сказку читала. Называется «Коза-дереза».
              - Бабушка её для тебя сочинила?
              - Нет, что ты, её написал писатель Алексей Толстой. У него много сказок для детей.
              - И что там про козу?
              - Там у старика со старухой были козы. Кто их не пас: дочка, старуха, сам старик, но одна коза отвечала одно и тоже:
                «Я не сыта, не пьяна,
                По горочкам не ходила,
                Травушку не щипала,
                Осинушки не глодала,
                Под берёзкой не лежала,
                А как бежала через мосточек,
                Ухватила кленовый листочек.
                Да как бежала через гребельку,
                Ухватила воды капельку».
               
                Старик её «разоблачил», привязал, бил, бока ободрал. Однако ей удалось убежать. Прибежала коза в заячью избушку. А пришедшему «хозяину» заявила:
                «Я, коза-дереза,
                За три гроша куплена,   
                Полбока луплено,
                Топу, топу ногами,
                Заколю тебя рогами,
                Ножками затопчу,
                Хвостиком замету!».
               
                Испуганный заяц убежал, по пути встретил петуха «в красных сапожках, в золотых сапожках, на плече – коса». Выслушав монолог козы, петух обещал помочь горю зайца. Пошли они вместе к его избушке. На вопрос, кто в избушке,  услышали ту же «угрозу». Петух оказался «не робкого десятка», вскочил на порог и стал кричать:
                «Я иду в сапожках,
                В золотых серёжках,
                Несу косу,
                Твою голову снесу
                По самые плечи!
                Полезай с печи!»
                Коза с испуга свалилась с печи и разбилась насмерть.
               
                Видишь, какие козы бывают?
         

            Через неделю новыми соседями Клавдии Спиридоновны стала семья Зубовых, состоящая из двух пенсионеров. С собой они привезли  козла Ваньку. Мотьке стало «веселей» пастись на пастбище. Но это не очень понравилось детишкам, за исключение Сашки.

            На этот раз его заинтересовал козёл. Подкравшись  незаметно, он сел сверху и крикнул:
             - Лошадка, вези меня купаться в речку.
               До речки не доехали: «лошадка» сбросила его с себя и убежала.
             - Ах так! Ну погоди у меня, козёл!- пригрозил мальчишка.- Я тебе покажу, кто я такой.
             
               С этого дня он его стал дразнить, а другими словами, издеваться. Вначале тот не «обращал» на хулигана внимания. Но с каждым днём ему это стало надоедать. Тем более, что приставание к своему козлу заметил с огорода дедушка, его хозяин. И Сашке пришлось выслушать лекцию о том, что  природа наградила  козла необычными большими рогами, что лучше с ним не связываться. Слушатель при этом внимательно слушал, «на ус мотал», но уступать не захотел. Продолжал дразнить.
         
              Пока просто дразнил, подбирая слова поприличнее, последствий не имел. Когда же взял в руки хворост, козлик не выдержал, решил своими рогами наказать обидчика.

             Девятилетний  Сашка, увидев, что «рогатый» вовсе не шутит, бросился в бега. Бежал в сторону речки. Добежав, и несмотря на то, что не умел плавать, с разбегу прыгнул в воду. Стал тонуть. «Преследователь» в воду не полез, стоял и ожидал, чем его погоня закончится. Можно догадаться,  чем бы она закончилась, если бы на другом берегу не сидели с удочками два рыбака. Они сначала отругали мальчишку, что распугал рыбу, но присмотревшись к нему повнимательнее, поняли: надо человека спасать.

          Вытащив утопающего на  свой берег, рыбаки «вернули его к жизни». Слишком много тот «напился» речной воды. Она хоть и пресная, питьевая, но в больших дозах противопоказана.

          Вечером после ужина  Сашка стоял в углу, а бабушка писала дочке в город письмо с просьбой срочно забрать обратно такого непутёвого внука.
          - Ты меня, Сашок, раньше времени в гроб загонишь, - возмущалась бабушка.
          - Не пиши маме ничего, а то она меня убьёт.
          - Как убьёт? Шутишь, внучек?
          - Нет, бабуля, не шучу, твоя дочка - тиран.
            Услышав это, она порвала начатое письмо. При этом сказала:
          - Ладно, живи, Сашка, но больше меня не расстраивай.
          - Не буду.
            Произнесённые эти два «волшебных» слова он «забыл» буквально на следующий день.
            
             Сделав рогатку и с утра потренировавшись на воробьях, внук ближе к вечеру утроил на поляне  «стрельбы». Мишенью, как можно догадаться, служил Ванька. Стрелял Сашка издалека, чтобы успеть убежать. Однако не рассчитал  скорость  свою и козла.
            
              При первом же попадании  камушком, тот развернулся, посмотрел на  мальчишку, приготовил к «бою» рога, сорвался с колышка и пошёл в атаку. «Хулиган» петлял по поляне словно заяц, но силы его начали покидать, и он рванул в спасительную для него рощу. Подбежав к первой многолетней березе, с разбегу залез на неё. Стал дожидаться, когда преследователь убежит обратно.
            
               Но не тут то было! Козёл сердито посмотрел вверх на дерево, затем спокойно, с чувством выполненного долга, лёг под ним на травку, не упуская из виду Сашку.
               Последний так и просидел, как обезьянка на пальме, до тех пор, пока хозяин не забрал животное домой.

               Сидя высоко на дереве, он увидел, как  на соседнем лугу пасутся коза и козёл. План у него созрел сразу же в голове.

               Спустя несколько дней, он вновь разозлил Ваньку до такой степени, что тот сорвался уже не с деревянного колышка, а с железного и помчался в погоню за знакомым ему обидчиком. Сашка бежал «со скоростью звука», оказавшись на том лугу. Козёл, добежав следом, оставил его в покое и стал любоваться козой. Что, само собой разумеется, очень не понравилось её «кавалеру». Завязалась драка. Не на жизнь, а на смерть. Ванька потерпел жестокое поражение и остался лежать на траве, не имея сил добраться на свою поляну. Вечером  хозяин  с большим  трудом дотащил животное до своего дома.

              Осмотрев козла, он предъявил бабушке Сашки иск на определённую сумму за повреждение козлиной шкуры. Товарный вид её отпугнул бы покупателей. Иск бабушка возместила добровольно, вызвав срочно с города маму неисправимого внука. После профилактических мероприятий с помощью ремня внук уехал домой. Свободных мест в автобусе было достаточно. Однако, по понятной причине, сын стоял всю дорогу рядом с сидящей мамой.

             Больше один в село к бабушке он не приезжал. Только с мамой. И это время проводил не на лугу или поляне, а   на бабушкином огороде. За ним, на зелёной поляне, паслись по одиночке (они не любят собираться как овцы в стадо)  козы. Был ли среди них козёл Ванька – Сашка не интересовался. Мама запретила. «Подальше от греха».

22.03.2017 г.

Фото из Интернета