Кулинарная неспециалистка

Людмила Клименко
Бабушка с утра суетится по дому. Из кухни доносятся вкусные запахи. Они смешиваются и создают аромат волнительного ожидания большого застолья. Сегодня бабушка ждет гостей. У нее большая радость – приезжает самая лучшая подруга. Подруга – тетя Ляля – живет в другом далеком городе.  Я никогда ее не видела, но бабушка много мне о ней рассказывала.

Бабушка и тетя Ляля познакомились давно, когда еще не было моей мамы. Тогда они жили в одной стране. Потом страну разделили на разные государства, и теперь тетя Ляля живет за границей. Бабушка говорит, что для дружбы границ не существует. Интересно, а у меня с Машкой тоже не будет границ в дружбе? Поживем – увидим, как частенько говорит бабушка.

Я люблю, когда у бабушки собираются гости за большим столом. Люблю слушать их разговоры. Особенно мне нравится, когда они  танцуют и поют песни. Ух, как я люблю слушать эти песни и подпевать! Я всегда жду, когда  дядя Леша запоет «Лишь бы варил котелок». Эту песню он услышал от своего отца, вернувшегося с фронта.  Дядя Леша поет весело, и все время подмигивает мне глазом.

Дома у мамы и папы не бывает таких застолий. Если к ним приезжают гости, они заказывают пиццу или суши. А чаще встречаются с друзьями в каком-нибудь кафе.
 
У бабушки все по-другому. Мне очень нравится, когда это «по-другому» случается. Тогда в доме пахнет уютом и дружбой,   приходит много людей, они все улыбаются и обнимаются. Сидят за столом, вспоминают забавные случаи из жизни, много смеются. А бабушка выставляет на стол все новые и новые блюда. Она у меня знатная повариха, хотя всю жизнь работала инженером. Но уж очень вкусно у нее все получается.

Я, когда проучусь в школе год, потом еще год и еще два, перейду в пятый класс. В пятом классе  на уроках кулинарии нас будут учить готовить, и  я стану кулинарной специалисткой, как бабушка.

Пока  я умею готовить только омлет. Чтобы омлет получился вкусным и пышным, нужно не молоко в яйца вливать, а наоборот – это меня бабушка научила. Я взбиваю яйца, немножко их солю, затем вливаю струйкой в молоко, быстро размешиваю и выливаю на разогретую сковородку. Закрываю крышкой и на маленьком огне довожу до готовности.

Омлет гостям почему-то не подают. Им готовят другую еду – нарезают салаты, запекают мясо или индейку, маринуют рыбу и многое другое. Но я пока не умею все это готовить.  Я же еще не учусь в пятом классе – пока только в первом.

Бабушка достает муку, просеивает ее в большую миску – будет делать тесто для вареников. Вареники – это бабушкино фирменное блюдо. Так  все говорят. Ох, как я люблю ее вареники. Они  у нее получаются пузатенькие,  ровненькие и одинаковые, как близнецы.
 
Мука ослепительно белая и пушистая, как первый снег, сыплется из сита. Воздушная белая горка  вырастает в миске. Бабушка насыпает в муку соль, разбивает яйца, заливает крутой кипяток, и быстро-быстро начинает размешивать вилкой. Потом вымешивает тесто руками. Тесто горячее – бабушка вынимает руки, чтобы они немножко остыли, и опять погружает их в миску.

Сначала тесто похоже на кашу-малашу. Оно липнет к рукам, обхватывает тонкими щупальцами бабушкины пальцы, как будто хочет их склеить. Постепенно становится однородным и  гладким, попискивает под руками, когда бабушка его обминает на доске или перекатывает в ладонях.

Бабушка посыпает деревянную доску мукой, кладет на нее готовое тесто и накрывает стеклянной плошкой. 

- Тесто должно отдохнуть и раздышаться, -  улыбается бабушка.

Никак не пойму, отчего тесто должно отдохнуть, разве оно устало? Это же бабушка трудилась и теперь вон как тяжело дышит. Ну, да, ей виднее.

На плите в кастрюльке булькает картошка, на сковороде жарится квашеная капуста.
Бабушка идет в комнату, достает большую скатерть. Сейчас она будет ее гладить. Вообще я не очень понимаю, зачем гладить скатерть, которая уже была выглажена после стирки. Но теперь бабушка разглаживает складки, чтобы потом положить на стол ровную скатерть без заломов по линии сгибов.

Горячая, пахнущая утюгом и чистотой,  накрахмаленная скатерть ложится на стол.

- Ну, давай, помогай, - говорит бабушка, внося в комнату стопку больших праздничных тарелок.

Я бегу в кухню, достаю салфетки, ножи, вилки, расставляю тарелки, раскладываю возле них столовые приборы.

Бабушка выставляет на стол салаты, приносит тарелочки с нарезанной колбасой, мясом и салом. Я люблю сало. Бабушка покупает его не в магазине, а на рынке. Оно розоватое, нежное со светящейся шкуркой. Бабушка говорит, что сало нельзя держать в морозилке, тогда оно становится мертвым. Интересно, а если сало не хранить в морозилке, то тогда мы едим его живым что ли? Надо будет подумать или спросить у бабушки.

А еще  я люблю бабушкин борщ. Она к нему подает вкусные бутербродики. Сало перекручивает на мясорубке, добавляет в него чеснок и зелень. Получается что-то похожее на паштет из сала. Мы называем его сальцем. Борщ,  вприкуску с черным хлебом, намазанным сальцем – вкуснотища, я вам скажу.

Бабушка идет на кухню, я бегу за ней. Она смешивает картофельное пюре с обжаренными луком и квашеной капустой. Тщательно перемешивает – начинка для вареников готова.

Теперь начинается самое главное. Я всегда с нетерпением жду этот момент. На кухонный стол ставится большая деревянная доска, на нее в уголочке   насыпается горка  муки.  Бабушка берет тесто, отрезает от него кусок и скатывает колбаску. Из колбаски нарезает небольшие округлые кусочки. Я обмакиваю их в муку и раскатываю  скалкой в кружочки. Это я уже давно умею делать. Бабушка на каждый кружочек выкладывает начинку и быстро-быстро лепит вареники. Ее пальцы мелькают так проворно и ловко, что трудно заметить, как она делает красивую мережку по краю вареника. Ничего, вот перейду в пятый класс, и нас там научат.

Бабушка лепит вареники и рассказывает мне веселые истории, которые случались в их с тетей Лялей жизни. Периодически она наклоняется ко мне и целует в макушку. Я слушаю, задаю вопросы и забываю раскатывать кружочки из теста. Бабушка легонько щелкает меня по носу, чтобы не отвлекалась от дела – мы смеемся.

Пузатые вареники рядами выкладываются на деревянный поднос. Они как солдаты перед парадом –  лежат важные и торжественные. Заполненные подносы бабушка выносит на балкон.

Скорей бы уж приехала тетя Ляля и пришли гости, и бабушка начала варить вареники. А то того и гляди слюной захлебнусь.

На десерт бабушка испекла торт. Я могу съесть целых два или три куска сразу – уж очень он вкусный. Но рецепт не скажу, потому что бабушка говорит, у каждой хозяйки должен быть один  секретный рецепт, который передается в семье от дочери к матери. А вдруг, когда я вырасту, у меня родится сын, кому же я  рецепт передам?

Хотела бабушку спросить, да тут папа привез тетю Лялю с вокзала.  Она начала меня тискать, да охать, как быстро время летит, страшно и подумать. А следом и все другие гости собрались. Так что потом спрошу.

- Добро пожаловать к нам на вареники!


Фото из интернета. Спасибо автору.