Михаил Ксенофонтович Храпов

Ольга Коваленко-Левонович
Михаил Ксенофонтович Храпов, мой прадед, родился 3 ноября 1885 года в селе Усть-Ламинское Ишимского района Тобольской губернии (позднее – Омской области).

Мать его, Храпова (Красинельская) Ольга Фёдоровна, домохозяйка, дочь священника, умерла в 1890 году, детям было в ту пору: Василию (родился в 1887 году)  – 3 года; Михаилу (родился 03.11.1885)  – 5 лет; Павлу  (родился 13.06.1883) – 7 лет. Был ещё четвёртый ребёнок, он упоминается в автобиографии.

Отец – Ксенофонт Васильевич Храпов, из мещан, служащий  почтово-телеграфного отделения. Умер в 1896 году. В ту пору его детям было – Василию – 9 лет; Михаилу – 11 лет; Павлу – 13-14 лет.

 А теперь – автобиография, написанная со слов самого Михаила Ксенофонтовича. В ней не только значительная часть его жизни, но и история наша.

АВТОБИГРАФИЯ

«В 1885 году я родился в селе Усть-Ламенском, Ишимского района, Тобольской губернии.

Отец мой, почтово-телеграфный служащий, получал 35 рублей жалования в месяц, имея жену и четырёх малых детей.

Собственности у него не было никакой. Мне не было ещё года, отца перевели в город Омск, где мы жили до 1893 года, а затем он был переведён в Мариинск Томской губернии, где я учился в городском двухклассном училище, окончил шесть отделений, то есть полный курс отделения в 1901 году.

Родители у меня умерли, и я вынужден был поступить на службу сначала писцом к податному инспектору, затем к начальнику Депо железнодорожной станции Мариинск.

В 1902 году я выдержал экзамен (по конкурсу) для поступления на казённый счёт в Ботогольскую лесную школу, которую и окончил первым учеником с наградой в
1904 году и оставлен при Ботогольском Лесничестве на службе для заведывания лесными заготовками для нужд железной дороги.

В 1905 году был вызван Управлением государственных имуществ и был назначен топографом по устройству оборочных статей (кедровников) близ города Томска.
По окончании этих работ в 1906 году был откомандирован в Томское лесничество в помощь лесному ревизору по заведыванию Лесничеством, арендным делом и лесными заготовками для нужд железной дороги и военного ведомства на должность лесного кондуктора, (исполнял обязанности помощника лесничего).
В 1905-1908 годах, живя в городе Томске, я учился на дому и готовился на аттестат зрелости.

В 1908 году, в целях лучшего обеспечения, увеличения оклада содержания, я перешёл в Алтайское землеустройство топографом третьего разряда, в 1909 году получил повышение в топографы второго разряда, а в 1912 году в виду предстоящего окончания землеустроительных работ в Алтайской губернии я перешёл в Управление Алтайского округа лесничим третьего разряда.

С населением во всё время службы моей топографом и лесничим отношения у меня были вполне нормальные. Конечно, были и недовольные, но это некоторые лесокрады, самовольно пользующиеся государственными землями, вообще нарушители Лесного Устава, так как каждое такое нарушение обнаруживалось и виновные привлекались к суду.

В 1917 году, в марте-апреле я просил о переводе меня в город Барнаул, так как с одной стороны надо было учить детей (я  жил, где школы не было), и с другой стороны, после свержения царской власти, правила и законодательство по управлению лесами и государственными землями сразу не были изменены, а потому отношения углубляющегося в революцию населения и администрации Лесничества не могли оставаться нормальными.

В апреле 1917 года я был переведён в Управление Алтайского округа в город Барнаул для заведывания делопроизводством Земельной части округа. Накануне октябрьского переворота я перешёл из Управления округа на более общественную и крупную должность в Городскую Управу заведовать Земельным отделом, по приглашению Управы и Думы.

В начале 1918 года власть губернии и города была взята Советом рабочих и крестьянских депутатов и я был оставлен заведующим Земельным подотделом Городского отдела Народного хозяйства.

До чехословатского восстания (переворота) я успел провести большую работу по межеванию, отводу и сдаче 1600 усадебных участков под застройку рабочим в так называемом Городе-Саде. После переворота я вынужден был уйти из Городского Управления, так как пострадавшие горожане, от проведения в жизнь декрета о социализации земли стали требовать выселения и перенесения возведённых построек, отобранных при советской власти от собственников Земельным подотделом Городского отдела Народного хозяйства.

Не желая участвовать в отбирании и выселении с земельных участков, выдачу которых я производил, я перешел опять в Управление земельной частью Алтайского края, где и служил до осени 1919 года, когда вновь был приглашен Городской Управой накануне прихода советских войск заведовать Земельным отделом.

С восстановлением советской власти в Барнауле я был оставлен в этой должности и состою в ней по настоящее время.

В 1920 году я принимал участие в работе Сибирского съезда работников земельного отдела, куда я был делегирован Барнаульским горуездным исполкомом. В 1924 году в июле Президиумом Губисполкома назначен я представителем Губисполкома в Барнаульскую участковую комиссию по взиманию ренты.

Итак, в общественном движении ни до, ни после февральской революции я не участвовал. Но по роду службы в Городской Управе, Горотделе Народного Хозяйства, Губкомхозе, Горсовете принимал самое ближайшее участие в деятельности Земельных комиссий, состоящих из представителей сначала гласных Думы, а затем членов профсоюзов и членов Горсовета, и тем самым моя работа в некотором роде была общественная.

Из автобиографии и сообщения 20-летнего служебного стажа моего видно, что знания мои, как специалиста землемера, лесовода, должны и впредь использованы по управлению государственными земельными имуществами, или по землеустройству, или по управлению лесами, или в лесной промышленности по лесным заготовкам.

1924 год, 11 августа. Подпись: М. Храпов».

Материалы Алтайского губернского исполнительного комитета в личном деле на ответработника Храпова Михаила Ксенофонтовича практически подтверждают данные автобиографии.

Там не упоминается только, что не служил по болезни – повреждён правый глаз.

В 1914 году он был награждён памятным знаком землемера: «На основании высочайшего повеления, последовавшего в 23 день июня 1914 года выдано сие свидетельство неимущему чина Михаилу Ксенофонтовичу Храпову в том, что ему пожалован нагрудный знак, высочайше утвержденный в память землеустройства в Алтайском округе ведомства Кабинета Его Императорского Величества. Петроград, 2 сентября 1914 года… (подписи)».

На фото – Михаил Ксенофонтович.