Брат прадеда Павел Ксенофонтович

Ольга Коваленко-Левонович
Старший брат моего прадеда, Павел Ксенофонтович Храпов, родился 13 июня 1883 года в городе Омске.

О нём говорится в его барнаульском деле так: «Сын почтово-телеграфного чиновника (надсмотрщика). Жил самостоятельно с 14 лет, так как, лишившись в детстве родителей, воспитывался у чужих людей. Образования (среднего) получить не мог из-за отсутствия средств, а на казённый счёт принят не был…».

О нём известно, что был холост, проживал в Барнауле. Служа в учреждениях, насколько мог - учился, а скопив некоторые средства, поступил в Лесную школу уже в 28 лет. Был учителем школы грамоты в Томском уезде, писарем Управления Томского Уездного Воинского начальника.
С 1905 по 1909 отбывал военную службу. После в Алтайском округе трудился в лесничестве.

В 1914 был призван по мобилизации на военную службу. Офицер. Русский.
Во время Германской войны с марта 1914 по декабрь 1917 года  был в составе гарнизона, занимавшего позицию на острове «Оланд» ( Аланд) в районе Або-Аландской шхерной позиции (Або-Оландская укреплённая позиция)  в Финляндии.

В 1915 году окончил 1-ю Иркутскую школу прапорщиков, произведён в прапорщики, а в 1917 году он – подпоручик. В 1918 году служил в армии Колчака подпоручиком пехоты.
Летом 1919 года служил в составе 51-го Сибирского стрелкового полка.

(Когда прадеда терзали на допросах, военную службу братьев его, конечно, тоже вписали в обвинительное заключение…)

В 1920  работал в  лесоводстве.

В партиях не состоял, в революционном движении и в съездах Советов не участвовал. Судебным, административным или дисциплинарным взысканиям не подвергался. Наиболее подходящей работой для себя считал лесокультурные работы, практическое лесоразведение.

В характеристике, которую ему дала советская власть, говорилось, что Храпов Павел Ксенофонтович - руководитель с хорошей инициативой и большой работоспособностью, пользуется авторитетом среди подчинённых и у начальства, немножко нервен, но отношение к посетителям хорошее, не слишком политически грамотен, к советской власти лоялен, умеет владеть собой, имеет хорошую выдержку, возможность же доверить секретную работу, поручения - только служебную работу, с уверенностью за её выполнение,  к профработе относится лояльно, но духу профдвижения чужд, не интересуется.

Из характеристики видно, что советская власть терпела его как добросовестного, глубоких познаний и опыта, ответственного работника, но полностью не доверяла… Не слишком подходил он в деле строительства коммунизма.