Поворотный момент в судьбе Меншикова

Валентина Томашевская
Замечательный русский художник Иван Суриков поведал нам печальную страницу жизни семьи Александра Меншикова  на своей известной картине «Меншиков в Берёзове». Печальные глаза сидящей у ног отца старшей дочери, укутанной в тёмную шубку, — бывшей невесты Петра II, и рука Меншикова, в безысходной тоске сжатая в кулак…

Старшая дочь светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова от брака с Дарьей Михайловной Арсеньевой, Мария, родилась, когда её отец был в полной силе своего могущества и власти. Получила хорошее домашнее образование, знала несколько языков, великолепно пела и танцевала. Когда Марии было девять лет, Меншиков стал подыскивать для дочери выгодного жениха.

Сначала им стал Пётр Сапега (1701—1771), сын великого гетмана Литовского, Яна Сапеги.
В 1720 году он обратился к Меншикову с предложением заключить брак между их детьми. Сватовство было встречено Меншиковым благосклонно, в свою очередь, Сапега обещал поддерживать притязание Меншикова на герцогскую корону Курляндии. Молодой и знатный жених в 1721 году приехал в Петербург и по приглашению будущего тестя, желавшего узнать его поближе, поселился в великолепном дворце Меншикова. Поскольку невесте едва исполнилось 10 лет, Сапега прожил в Петербурге 5 лет в ожидании брака.

В 1726 году он получил звание действительного камергера, а 12 марта архиепископ Феофан Прокопович в присутствии всего двора обручил его с Марией Меншиковой. Императрица пожаловала невесте сто тысяч рублей и несколько деревень с угодьями и крестьянами.

На следующий день во дворце Меншикова был торжественный обед и бал. Всё обещало молодым блестящую и счастливую жизнь, Мария была влюблена в жениха, отец давал ей в приданое 700 000 золотых. 15 октября 1726 года Сапега получил орден Александра Невского, а 31 марта 1727 года он и обе дочери Меншикова, Мария и Александра были пожалованы портретами императрицы с бриллиантами, для ношения на андреевских лентах.

Свадьба Марии с Петром Сапегой откладывалась, Меншиков задумал выдать дочь за наследника престола великого князя Петра Алексеевича.

6 мая 1727 года великий князь Пётр Алексеевич стал императором всероссийским, 12 мая князь Меншиков был сделан генералиссимусом, а 25 мая в присутствии всего двора состоялось обручение Марии Меншиковой и Петра II.

По сведениям П. В. Долгорукова, 11-летний император громко плакал, когда ему сообщили, что его хотят женить. Мария же со своей стороны не испытывала добрых чувств к своему жениху.

Попытка выдать Марию замуж за Петра II закончилась неудачей. Летом 1727 года Меншиков тяжело заболел.  Этим воспользовались его противники...

Утром 8 сентября он был заключён под домашней арест, а 11 сентября с семьёй был отправлен в ссылку в своё имение в Раненбург. Меншикова лишили всех чинов и орденов, а документы опечатали.

В апреле 1728 года Меншиков с семьёй был отправлен в ссылку в Сибирь в Берёзов -  малолюдный городок, расположенный среди непроходимых болот. Сначала Меншиковы жили в остроге, потом перебрались в дом, срубленный самим Александром Даниловичем.

«Старшей дочери, которая была просватана за Петра II, поручили готовить еду для всей колонии, — пишет о быте Меншиковых  Александр Дюма в книге путевых очерков «Из Парижа в Астрахань…». — Вторая дочь чинила одежду, стирала и отбеливала бельё. Молодой человек (сын Меншикова - В.Т.) охотился и ловил рыбу."

После роскоши и блеска петербургской жизни зимние вечера при лучине  казались особенно тягостными. Дети читали отцу Священное Писание, а он рассказывал им о своей жизни. Получая десять рублей в день на своё содержание, Меншиковы на себя тратили очень мало, и поэтому вскоре смогли построить в бедном городке деревянную церковь.

Первой скульптурной работой Бартоломео Растрелли-старшим в России стал бюст
А.Д. Меншикова (1716-1717 годы, бронза, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
По этому скульптурному образу художник Василий Суриков и написал картину  "Меньшиков в  Берёзове", изобразив его с детьми.

О судьба семьи А.Меншикова можно прочитать в инете.
Смотри статью
Лариса Михайлова Судьба семьи Меншикова. Грехи наши тяжкие | 11-07-2015