К юбилею родной школы

Валентина Баскакова
Сегодня у Нюхченской школы 70-летие. Возраст почтенный, а она всегда молодая, всегда звенит юными голосами! Сколько людей выпустила она в мир! Сегодня мне хочется вспомнить тех, кто любил и верил в нас, - это наши наставники, наши учителя.

К сожалению, нет уже в живых первой учительницы моей - Александры Васильевны Павловой, которая учила ещё и моего отца, - зная это, я всегда с трепетом относилась к этой мудрой и доброй женщине. Нет на свете и моей учительницы литературы Ильиной Любови Николаевны, которая учила меня писать сочинения. Во многом благодаря этим двум учителям я выбрала свою профессию. Во время поездок на родину я стараюсь посетить могилы моих наставников и помянуть их добрым словом. Мир их праху!

Слова благодарности всегда звучат в моём сердце и Валентине Александровне Логиновой, учившей меня и моих одноклассников, а также многих девчат и мальчишек после нас немецкому языку и пению. Петь я любила всегда, а словарный запас по немецкому до сих пор удивляет моих знакомых.

Всегда  искренне рада общению с Галиной Андреевной Родионовой. Сколько хлопот мы ей доставляли, ведь подростковый возраст так не удобен для воспитания! Нам так хотелось быть самостоятельными, и спасибо Галине Андреевне, что она позволяла нам быть такими, во многом полагаясь на нас, будучи нашим классным руководителем. Именно у неё я прошла свой первый директорский ликбез: по её записям с курсов училась быть, когда назначили, директором школы!

Прекрасные знания давал нам умница Николай Арсеевич Никифоров, хотя пришёл работать учителем истории и рисования сразу после 10 класса! Совсем юный, он сумел наладить с нами хорошие отношения. А ещё он великолепно играл на баяне, и сколько концертов поставили мы под его и Любови Николаевны руководством - не счесть!

Беспрекословным авторитетом, мудрой и всезнающей казалась  - и была такой на самом деле! - директор школы Евдокия Ивановна Тончихина. С удовольствием навещаю её в нечастые  дни нашего пребывания на родной земле.

Наши учителя всегда казались нам воплощением мудрости, знаний  и красоты: вспоминаю, как мы любовались статью, осанкой и походкой учителей начальных классов Морозовой Галины Владимировны и Тончихиной Валентины Петровны. Они не учили нас, но так нам нравились!

Учительницей математики и нашим классным руководителем в 8 классе, Любовью Андреевной Новиковой, мы не просто восхищались - мы обожали её, считая во всём идеальной. Как хотелось бы узнать о её судьбе! Именно к ней потом, в Суре, даже ревновала нас классный руководитель, тоже любимая нами безмерно Антонина Павловна Черноусова(но это уже Сура)...

Учили нас ещё в разные годы Татьяна Ивановна Москвина, Валентина Егоровна Чуркина, Татьяна Васильевна Поспелова. Наверное, у них уже давно другие фамилии, но живут в памяти их лица, голоса, вспоминаются уроки математики, биологии, анатомии, работа с нами Татьяны Ивановны и Валентины Егоровны в качестве классных руководителей...

Учил нас пилить и строгать Николай Григорьевич Тончихин, вроде бы для мальчишек кумир, но, как ни странно, я не раз вспоминала его добрым словом: в жизни мне пригодились умения пилить, строгать, заколачивать гвозди, даже ремонтировать электрические утюги. Давно нет Николая Григорьевича, но пусть на том свете улыбнётся его душа, вспомнив мои страдания из-за тройки в пятом классе, поставленной мне за 3 см пропила в доске, закреплённой в верстаке (не успела больше! Но трудилась азартно, сколько было силёнок, а вся беда в том, что столь мелка была, что как раз силёнок-то и не хватило!)...

Спасибо, моя родная школа, за то, что мне всегда хотелось жить так, чтобы моим учителям не было стыдно за меня. Помнится, как мы в 9 классе горды были за свою малую родину, когда учительница математики, уже упомянутая выше Антонина Павловна, сказала о нас, о "крайних из всех верховских" в Суре: "А вам и нельзя хуже, вам можно только лучше. Ведь, сколько я помню, из Нюхчи всегда приезжали умные люди!"

Думаю, и даже уверена, что я не одна полна такими мыслями.

Пусть живёт моя школа много лет, и пусть все её ученики с честью и гордостью несут по жизни звание выпускника Нюхченской школы. Долгой жизни, успешных учеников, замечательных учителей тебе, моя родная школа!
18 дек 2010 в 23:54

P.S. «Река времён в своём стремленьи уносит все дела людей и топит в пропасти забвенья народы, царства и царей…», - так писал бессмертный Державин. Но всё-таки людям свойственно помнить хорошее и рассказывать о нём. Грустно осознавать, что сегодня, по прошествии нескольких лет после написания статьи, нас покинули Евдокия Ивановна и Валентина Александровна. Но, пока мы живы и помним дорогих нам людей, они тоже рядом с нами на земле. В нашей памяти, в наших сердцах.
18 марта 2017г в 23:54