Таланты и Выборы Святителя Луки

Игорь Ко Орлов
Изучение материалов о жизни людей святых – занятие полезное и благодатное для души. Каждый, здравый душой, человек совершает святые поступки,  действуя, в такие моменты, по бескорыстной любви, но у святых, в отличие от людей обычных, вся жизнь основана на этом светлом и сильном мотиве души.

Святыми в истории человечества становились  весьма разные люди, представители очень разных социальных сословий, обладающие разными человеческими качествами и талантами, из совершенно разных семей. Ни таланты, ни знатность, ни финансовая состоятельность не является основаниями для святой жизни, ни помехами ей. Важно другое. Щедрая бескорыстная любовь к людям и жизни, жизнь на волне Божьей и прохождение духовных испытаний во имя и славу Божью,  во славу любви вселенской. Часто нам, людям простым, изображают людей святых некоторым идеалом, легендой. К чему это? Благодарим их за любовь светлую, за дела добрые, но принимаем реальный облик их. Ведь реальность лучше фантазий.

Среди множества людей святой жизни можно отметить удивительного и яркого человека – Святителя Луку, архиепископа Крымского и Симферопольского (1877-1961). В нем удачно соединились два больших таланта (да и не только они) - священника и хирурга, которые он применял в своем служении людям.
 
Судьба преподносила ему нелегкие ситуации, несла нестерпимые страдания. Он не противился им и совершал свои выборы.
 
Каковы были таланты этого удивительного человека?

Что за выборы и во имя чего они совершались?

Будущий Святитель Лука, а в миру - Валентин Феликсович Войно – Ясенецкий, родился 27 апреля 1877 года в г. Керчи, в семье аптекаря. Родом Войно-Ясенецкие были из белорусских дворян с польскими корнями. Несмотря на то, что отец Валентина - Феликс Станиславович - был очень набожным человеком (он был католиком), религиозного воспитания Валентин в семье не получил.  Отец, к тому же, не особо любил науку, но любил рисовать. Талантом художника был одарен с детства и сам Валентин. Талант сей поощрялся отцом и потому Валентин, когда семья его родителей переехала в Киев, пошел учиться в Киевскую художественную школу.  Там он показал себя достаточно талантливым художником, участвовал в выставках и даже получил премию за наброски, изображавшие богомольцев в Киевско-Печерской Лавре.

Казалось бы, стоит идти в эту область и стать известным художником, к тому есть все основания: и поддержка отца, и таланты, и достижения в этой области. Но юный Валентин совершает другой выбор. Сначала он, действительно, думает поступать в Академию Художеств, подает туда документы, но им овладевает раздумье – правильный ли жизненный путь выбирает, решая стать художником. Недолгие колебания закончились осознанным выбором.  «Я не вправе – решил юный Валентин – заниматься тем, что мне нравится, но ОБЯЗАН заниматься тем, что ПОЛЕЗНО для страдающих людей».  Хочу или обязан, нравится или полезно – борьба мотивов и выбор. Валентин решает поступать на медицинский факультет.
 Валентин Войно - Ясенецкий не с первого раза, но поступил на медицинский факультет Киевского университета и, по его словам, «из неудавшегося художника стал художником анатомии и хирургии».
   
Валентин очень хорошо учился (особенно, по анатомии) и был не лишен дара легко и полно овладевать получаемыми знаниями. Кроме того, он был старостой группы, активно занимался еще и общественной работой.
 
Киевский университет он закончил с красным дипломом.  Его сокурсники думали, что после завершения учебы он обязательно будет заниматься наукой, так как ему легко давались знания и в нем наблюдался сильный исследователь по натуре.  Но и здесь Валентин совершает свой выбор. Какого было удивление его друзей сокурсников, когда они узнали, что он не собирается делать карьеру ученого, а намерен уехать в деревню  и стать сельским врачом.  Друзья не понимали его: «терять такой талант, такой дар исследователя, чтобы стать простым земским врачом!». Но Валентин строго для себя решил, что изучал медицину с целью быть всю жизнь мужицким, деревенским врачом и помогать бедным людям.

Надо сказать, что мать Валентина - Мария Дмитриевна - занималась благотворительностью, помогала нуждающимся и приучала детей к этому (в семье Войно-Ясенецких было 5 детей).  С детства Валентин наблюдал поступки матери, направленные на помощь людям, усвоил уроки ее воспитания. Тогда же, в детстве, он увлекся толстовством, стал спать на полу, ограничивать себя в еде, ходить босым и обращать внимание на чаяния простых людей. Семья не восприняла этих увлечений юного Валентина, посчитав их странными и ненужными. Встречая не понимание в семье, Валентин даже написал Льву Толстому в Ясную Поляну, что хотел бы поселиться туда и жить под его присмотром. Но чуть позже, прочитав запрещенную тогда книгу Льва Толстого «В чем моя вера?» несколько разочаровался и отошел от толстовства. Но нужды и чаяния простых людей оставались ему близки и понятны всю жизнь.

В период, когда Валентин окончил Университет, началась Русско – японская война и он, как молодой специалист,  в составе медицинского отряда отправился в город Читу, в военно-полевой госпиталь Киевского Красного Креста.  Валентин не боялся ответственной работы, а наоборот, охотно брался за нее. И сразу же стал делать сложные хирургические операции на костях, суставах и черепе,  не имея специальной подготовки по хирургии.  Подходил он к работе качественно, изучал то, что требовалось для ее выполнения, потому и результаты были успешными, несчастий не было.

Исследователь-ученый или практик? Люди часто разводят эти вещи, мысля линейно, категорично, а не объемно, но жизнь, к счастью, всегда богаче категоричности наших суждений о ней. Посему, лучше доверяться ей.

Несмотря на выбор работать простым практикующим врачом, свой дар исследователя и ученого, Валентин не оставил. Талант, живший в нем, требовал полезного применения в практике. Ведь не просто так он дан. Тем более, что практика хирургических операций создавала большую почву для исследовательских поисков и находок. Валентин стал уделять внимание  научным исследованиям,  хотя и работал много,   делал ежедневно  сложные хирургические операции. Так, в 1908 году он опубликовал ряд статей в журнале «Хирургия», а в 1915 году вышла его первая книга – «Регионарная анастезия». За эту книгу он был удостоен премии Варшавского университета, а годом позже защитил диссертацию и получил степень доктора медицинских наук. Стоит отметить, что для написания книги ему потребовалось изучить порядка 500 источников научной литературы, многие из которых были на французском и немецком языках, которые он знал лишь на начальном уровне. И чтобы понять  информацию из этих источников, он взялся изучить языки почти с нулевого уровня. И сделал это.  Талант!

 Тогда же у Валентина  Феликсовича возникла идея создания книги о гнойной хирургии и он даже составил подробный план ее. При написании плана ему пришло интересное вИдение, каким-то непонятным озарением,  что когда книга выйдет в печать на ней будет стоять имя его, как епископа. Объяснить основания этого видения Валентин Феликсович себе не мог, тогда он был далек от церковной жизни, но помнил его отчетливо.

В Чите произошло и еще очень важное событие в жизни юного Валентина. Он встретил свою любимую женщину - сестру милосердия Анну Ланскую. За кроткий характер, милость души и глубокую веру в Бога, Валентин даже называл ее «святой сестрой». К ней сватались два врача, но она отказала им. Валентин же добился ее расположения.  Ему с Анной было дано счастье Свыше - взаимная сильная любовь. Анна стала его женой и матерью четверых их детей – Михаила, Елены, Алексея и Валентина.   Она, как медсестра, очень помогала супругу в работе. Это было счастье!  Кстати, и дети и внуки их пошли по стопам отца, в медицину, и тоже достигли успехов в этой важной профессии.

В марте 1917 года Валентин Феликсович был приглашен на должность главного врача и хирурга в г. Ташкент.  Он хотел перебраться в южные края по причине того, что в 1916 году обнаружил у жены Анны признаки туберкулеза легких. Теплый климат мог бы пойти ей на помощь. Там, в Ташкенте, он и его семья пережили все ужасы гражданской войны. Здесь же произошла и большая трагедия. В октябре 1919 года от туберкулеза легких скончалась его жена Анна. Счастье, которое было дано любящим супругам, оказалось ярким, но недолгим.  Не это ли тот самый «потерянный рай», когда уходят из жизни близкие люди и небосклон счастья застилается тучами безвозвратного одиночества? Но может быть, потеряв этот, пусть очень значимый "малый рай", он впоследствии, пройдя крещение страданиями, приобрел "рай больший" - веру и помощь Божью?

Тогда же, в те годы, потеряв горячо любимую жену, Валентин Феликсович пережил очень глубокую внутреннюю трагедию и ощутил невыносимые страдания. В  таком состоянии души он как-то случайно попал на заседание церковного братства в Ташкенте. Ему понравилось бывать там, он чувствовал какое-то душевное облечение. Будучи человеком активным и инициативным, он сам стал выступать на его заседаниях и диспутах. После одного из заседаний, на котором выступал с докладом Валентин Феликсович, епископ Ташкентский Иннокентий сказал ему: «Доктор, Вам надо быть священником». Эти слова были услышаны  Валентином Феликсовичем, отозвались в его сердце. Он и здесь совершил свой выбор, ответив: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!»

Заметим, что в те годы быть священником требовало большого мужества. Это была не просто не престижная профессия, но и гонимая. Но Валентин Феликсович не побоялся сделать свой выбор в пользу ее. Он открыто ходил по городу в рясе с крестом на груди, читал лекции, проводил диспуты в различных учреждениях – школах, институтах, больницах, клубах. В операционной он повесил иконы и перед началом операций всегда внимательно молился Богу. 

Подчас, в диспутах с воинствующими атеистами (любое воинствование – всегда экстремальный взгляд на жизнь) ему задавали вопрос: «Батюшка, как же это Вы, хирург и ученый, верите в Бога, его же никто не видел, значит его и нет?». На что Валентин Феликсович отвечал: «Я часто делал операции, вскрывая черепные коробки людей, но ни ума, ни совести там не обнаружил. Следовательно, стоит сделать вывод, что ума и совести нет в природе?!».

Что еще полезного для работы врачом давали Валентину Феликсовичу его духовные воззрения? Отношение к этой работе. Он работал не с болезнями и симптомами (как порой делают врачи), а лечил самого больного человека. Наверное, назвать это можно цельным, более широким, взглядом на  профессиональный труд врача.

По своим духовным убеждениям Валентин Феликсович считал, что добрые дела для людей в гуще жизни, важнее молитв о всем человечестве в уединении. Этот духовный принцип был основанием его дел по вере. Он шел в гущу жизни, к людям и совершал богоугодные дела именно там.

В мае 1923 года, после отъезда епископа Иннокентия, Валентин Феликсович (который до этого уже служил дьяконом, а потом -  иереем) был рукоположен в сан епископа Ташкентского и Туркестанского, а до этого пострижен в монахи под именем Лука. Через неделю после рукоположения в сан епископа, по обвинениям в общественных беспорядках, его арестовали и начался этап 11 лет тюрем и ссылок. Он отбывал первую ссылку в Сибири, потом в Архангельске, затем в Красноярском крае.

Странная и нелепая ситуация в России, к которой, возможно мы уже привыкли, но противоречащая развитому человеческому обществу: запрет и даже гонение за то, что является свободой воли гражданина. Свобода вероисповедания – одна из таких свобод, и никто не вправе посягать на нее. Во что верить и кого любить каждый человек выбирает сам. Но ведь посягали, и не только в те годы.

Епископа Луку и здесь поставили перед выбором. Ему предлагали: откажись от рясы священника и занимайся только хирургией. Он выбрал первое, заявив, что никогда этого не сделает и «ряса останется с ним до самой смерти».

Во время допросов применялись пытки по методу «последовательного конвейера». Это предполагало выдерживать допросы по несколько раз в день и 13 суток находиться без сна.  Но епископ Лука выдержал, не сдался. Кроме того, в виде протеста он объявил еще и 18 дневную голодовку. При этом вины на себя не взял и никого не оговорил. Мужественным характером и силой духа он обладал в полной мере. 

В автобиографической книге «Я полюбил страдание», епископ Лука так определяет источник сил в этих неимоверных испытаниях: «Тяжело было бремя, но вспоминаю о нем как о светлой радости, как о великой милости Божией, ибо чувствовал, что рядом со мной идет Сам Господь…». 

Источник сил человеческих, сила великого духа, всегда в истинных ценностях, в вере, в глубочайших и важных мотивах души человеческой.

В 1937 году епископ Лука был сослан в Красноярский Край. В селении Большая Мурта, где проходила ссылка, его застало известие о начале Великой Отечественной войны. Когда епископ Лука узнал об этом, то обратился к властям, чтобы его направили на фронт в военный госпиталь для помощи раненным. Мотивом было не получение свободы, а, как и в молодые годы жизни, -  желание быть полезным для людей на фронте. Письмо властям начиналось с фразы: «Я, епископ Лука…», а завершалось словами «по окончанию войны готов вернутся в ссылку».

Его просьба была удовлетворена. С 1941 года он занимается лечением раненых в Красноярском эвакогоспитале. В 1943 году его вводят в сан архиепископа Красноярского.  И в том же году по его настоянию в городе открываются два храма.

В 1946 году выходят две его книги по хирургии, одна из которых «Очерки о гнойной хирургии», за которые он получает Государственную Сталинскую премию. Сбылось его вИдение – на книге, рядом с фамилией автора, стояло и «архиепископ Лука». Большую часть полученной премии, он жертвует на помощь детям, пострадавшим в войне.
 
Потом архиепископ Лука работает на Тамбовщине, а затем его переводят в Крымскую Епархию. Все это время он совмещает работу хирурга со служением в качестве священника. 

Скажем еще и то, что Святитель Лука с детства обладал не очень сильным зрением, а к концу жизни практически ослеп. Но это не мешало его работе. Все годы он работал очень много. Открывал новые Храмы, выступал в них с проповедями о почтении к Богу, любви к ближним, а на научных конференциях говорил о единстве науки и религии. Для иллюстрации этого тезиса он приводил примеры многих ученых, которые были в то же время и людьми великой веры (Коперника, Ньютона, Ломоносова, Павлова, Пастера и др.). Вот его слова:

«Наука без религии — небо без солнца. А наука, облачённая светом, — это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира».

Святитель Лука совершал, казалось с бы с точки зрения обычного человека, ищущего лишь свою выгоду и славу, не просто выборы, а худшие выборы. Да и ситуации жизни, данные ему, были не простые, в труднейшие.  Но если приглядеться, то парадоксальность смиренномудрия проявлялась во всем этом. А жизнь, в ответ, дарила ему большее – соединение в единство разных талантов, которыми он был одарен, для блага служения людям.

Отказавшись от таланта художника, Святитель Лука, тем ни менее, применяет свою художественную одаренность в понимании и представлении анатомии человека. Решая быть простым врачом практиком, он тем ни менее, становится и известным исследователем в области медицины, автором серьезных и нужных книг по ней. Решая быть священником, он все же не оставляет своей деятельности как врач. Жизнь всегда открывает и дарит большее, чем выбирает человек, когда выбирает по душе своей чистой. За это богатство и благодарим  всегда жизнь.

Но во всем этом был главный и основной мотив его долгой жизни, определяющий свет и смысл ее.

Вот что писал старшему сыну Михаилу святитель Лука незадолго до смерти:

«Помни, что мое монашество с его обетами, мой сан, мое служение Богу для меня величайший долг. Я подлинно и глубоко отрекся от мира и врачебной славы, которая, конечно, могла бы быть очень велика, что теперь для меня ничего не стоит. А в служении Богу – вся моя радость, вся моя жизнь, ибо велика моя вера».