Нужно учиться хорошо говорить

Лев Балашов
НУЖНО УЧИТЬСЯ ХОРОШО ГОВОРИТЬ. КОГДА ВЫ НАУЧИТЕСЬ ЭТОМУ, ТО ПОЛОВИНА ВАШИХ ПРОБЛЕМ БУДЕТ РЕШЕНА!

1. Очень важно научиться рассуждать, вести интересную беседу, беседовать размышляя, рассуждая вслух.

2. Нужно научиться говорить связно, без слов-паразитов и по существу вопроса.

3. Искусству устной беседы очень хорошо помогает

— чтение стихов поэтов-классиков, хорошей прозы вслух,
— ведение дневника,
— разные записи мыслей, стихов, конспектирование книг и т.п.,
— обсуждение со своими друзьями, знакомыми, близкими разных тем: просмотренных фильмов, прочитанных книг, услышанных песен, музыкальных произведений, разных событий в мире, житейских вопросов...

4. Иными словами, как можно больше говорить и слушать, слушать и говорить, задавать вопросы (себе и другим), пытаться отвечать на вопросы других.

5. Обратить внимание на свою дикцию, интонацию, прислушиваться к хорошей речи других, учиться у хороших ораторов, говорящих гладко и дельно.

6. Одним словом, надо развивать речь и мышление. КОГДА ВЫ НАУЧИТЕСЬ ХОРОШО ГОВОРИТЬ, ТО ПОЛОВИНА ВАШИХ ПРОБЛЕМ БУДЕТ РЕШЕНА. В любой разговор, даже самый неприятный, вы будете вступать, не боясь показаться глупыми или смешными.

Вспоминаю свои беседы в юности со своими братьями и сестрами, с друзьями и приятелями. Нередко испытывал наслаждение-удовлетворение от этих бесед, от своей собственной речи. Эта любовь к беседам в юности привела в конце концов к тому, что сейчас с удовольствием читаю лекции студентам, пишу книги, одним словом, нашел себя, свой смысл жизни.

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ХОРОШЕЙ РЕЧИ

1. Читать громко перед зеркалом или перед друзьями любимые стихи. Чтение стихов учит хорошей, богатой интонации, интонационной речи.

2. Говорить скороговорки (типа «на дворе трава, на траве дрова»). Они учат быстро и четко произносить слова и предложения.

3. Перед выступлениями продумывать-составлять планы, конспекты, тексты выступлений. Сначала составить план, затем на основе плана конспект, и, наконец, полный текст выступления. Полный текст выступления зачитать вслух, чтобы проверить (на слух) его качество и количество (соответствует ли последнее предполагаемому количеству времени).

Полный текст выступления нужно составлять в тех случаях, когда (1) вы не уверены в своей способности импровизировать, на ходу рассуждать, формулировать мысли и (2) если выступление имеет принципиально важное значение для вас.

4. Учиться говорить сжато и кратко, в отведенное время (1, 2, 3, 5, 10 минут). Помнить завет Н.А. Некрасова:

  Правилу следуй упорно:
  Чтобы словам было тесно,
  Мыслям просторно 

Для этого нужно репетировать свое выступление, тренироваться выступать перед зеркалом, перед родными, друзьями и знакомыми.

Выдающийся русский ученый-естествоиспытатель, нобелевский лауреат И. И. Мечников уже в 8-летнем возрасте читал «лекции» малышам и платил им деньги, только чтобы они слушали, не разбегались.

Специально назначайте разное количество минут для своих выступлений. Нужно учиться выступать на одну и ту же тему в сокращенном и развернутом виде.

5. Нужно помнить также завет А. С. Грибоедова: выступать «с чувством, с толком, с расстановкой».

6. Чтобы научиться выступать публично, не бояться аудитории (тех, кто вас слушает), нужно потренироваться на своих родных, друзьях или знакомых. Если у вас вообще нет опыта публичных выступлений, то потренируйтесь сначала выступать перед зеркалом, перед одним человеком, перед небольшой группой людей.

7. Примерная структура выступления: объявление темы, формулировка одного или нескольких тезисов, их развитие, разъяснение и/или аргументация за (и против), выводы (подведение итогов).

ЧТО ГОВОРИТЬ? ТРИ СИТА СОКРАТА

К Сократу прибежал человек и говорит:
— Послушай, я должен тебе сказать, что твой друг…

— Подожди, подожди — говорит Сократ — просеял ли ты то, что хочешь сказать, через три сита?

— Какие?

— Первое — это сито правды. Ты хочешь сказать, это правда?

— Не знаю, я так слышал.

— Достаточно! А просеял, ли ты это через сито доброты? Действительно то, что ты мне хочешь сказать — это что-то созидающее или доброе?

— Не знаю, наверное нет.

— Тогда просеем через ещё одно сито, так ли необходимо, что бы ты мне об этом сказал?

— Нет, необходимости в этом нет.

— А, значит, если в этом нет ни необходимости, ни правды, ни доброты, не обременяй ни меня ни себя.


ЛАНДАУ О КРАСОТЕ РЕЧИ

«Он закончил необычное собеседование призывом внимательно относиться к родному языку, читать Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Блока, вбирать в себя богатства русской речи, которыми, увы, многие стали пренебрегать. Он сделал ударение на слове «вбирать в себя».

– Может быть, красота речи нам теперь уже и не нужна? – спросил один из студентов.
– Почему? – удивился Ландау.

– Ну… в наше время есть более важные вещи…

– Нет. Вам никогда не тронуть ничьей души, если речь ваша скучна и сера. Убив в своей душе огнедышащее слово, вы замуруете ее. Глядя на унылые физиономии своих слушателей, вы забудете, что такое радость жизни. А ведь самое высокое искусство – искусство жить.

– Но ведь не каждый может красиво говорить, – возразил студент. – Для этого нужен природный талант.

– Нет. Вам должно быть известно, что Демосфен смолоду был косноязычен, но путем долгих упражнений преодолел свой недостаток и стал самым знаменитым оратором Греции.

– А, это который днем ходил с фонарем?

– С фонарем ходил Диоген по людной площади в поисках человека.

– И отсюда пошло выражение «огнем и мечом», – не сдавался студент.

– Отсюда выражение – «днем с огнем». А ваше выражение – из медицинской практики средневековья: что не лечится огнем, то есть прижиганием, то исцеляется железом – мечом и ножом.

– Значит, каждый человек может научиться говорить правильно и красиво?

– Может и должен.

– А как?

– Больше читайте. Вам грешно жаловаться, потому что в мире нет литературы, которая была бы так богата талантами, как русская. Читайте внимательнее, и постепенно вы в полной мере овладеете русским языком. Еще Ломоносов сказал, что в русском языке есть великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского и сверх того – богатство и краткость греческого и латинского!

Студенты слушали Ландау с восторгом.

– Скажу вам по секрету, – обратился Лев Давидович к слушателям, – что если бы я не был физиком, то наверняка занимался бы языкознанием.

Благодаря этой беседе студенты поняли, что яркость, образность речи их преподавателя появились не сами собой.

В первую очередь все это пришло от знания литературы, особенно русской.

Ландау обрадовался, когда через несколько дней в коридоре к нему подошел паренек и спросил:

– Лев Давидович, а вы знаете слова Жирардена: «Сила слова беспредельна. Удачного слова часто было достаточно, чтобы остановить обратившееся в бегство войско, превратить поражение в победу и спасти страну»?

– Нет, не знаю. Прекрасные слова».

Из книги: М. Бессараб. Лев Ландау.