Не пали, а раскрыли крылья

Татьяна Кочегарова
26 октября 2016 года ушёл из жизни Михаил Львович Фейгин, ветеран Великой Отечественной войны, «Заслуженный работник текстильной и лёгкой промышленности», достойный уважения, грамотный, честный и порядочный  человек.
Как-то раз при встрече Михаил Львович процитировал строчки из песни: «Наши гнёзда враг развеял пылью, чтобы пали мы к его ногам, но не пали, а раскрыли крылья, и поднялись мы на месть врагам». Тогда он рассказывал о своём командире Гришине, его геройстве, обелиске, на оборотной стороне которого высечены эти слова из песни пятого батальона. Сегодня, задумавшись о жизненном пути самого Михаила Львовича, понимаю, эта песня о нём, мальчишкой,  вступившим в партизанский отряд, о нём, прошедшем славную школу мужества, о человеке гордом, честном  и порядочном.


Михаил Фейгин рано остался без родителей. Жил с дедом на оккупированной территории. Многое пришлось вытерпеть людям в то время от фашистских захватчиков и прихвостней. Самые боевые и отчаянные земляки уходили в лес, ушёл в партизаны и подросток Миша Фейгин. В отряде его приняли хорошо. Вскоре он вошёл в особое партизанское соединение «Тринадцать», которое и состояло тогда из тринадцати человек. Меньше чем за год соединение «Тринадцать» разрослось до 6000 человек. Трое подростков, в числе которых был и Михаил Фейгин, воевали плечом к плечу со старшими товарищами, участвовали в боях с регулярной немецкой армией, проводили разведку, только в тылу врага побывали больше 50 раз, словом, защищали Родину, как могли.


О славном боевом прошлом Михаила Львовича неоднократно писали газеты. Только в нашем музейном архиве порядка восьми публикаций о нём. Есть фотографии разных лет, ведь Михаил Львович часто приходил на мероприятия патриотической направленности, встречи со школьниками и студентами, встречи ветеранов. Есть редкие фото, где он в пиджаке с большим количеством наград, но чаше – скромные с одной медалью «Партизану Отечественной войны» II степени или с планками. Он не имел привычки выпячивать свои заслуги, хотя, вполне мог бы. Именно благодаря ему, создан партизанский музей Героя Советского Союза Сергея Гришина при  школе № 538 г . Москва. Ребята-ученики и учителя всегда отзывались о М.Л. Фейгине с теплом и уважением. Очень переживали за него, когда тот остался без жилья. И даже писали Балладу о юном партизане Мише. А Михаилу Львовичу было неловко попросить для себя, вот если бы для кого-то или для общего дела – это он мог.


В мирные годы Михаил Львович работал на Моршанской суконной фабрике в отделе снабжения и сбыта. За добросовестный труд М.Л. Фейгин получил звание «Заслуженный работник текстильной и лёгкой промышленности», но где бы он ни был, где бы ни трудился или вёл общественную работу, он всегда оставался человеком непритязательным, скромным, добрым, порядочным, замечательно находил общий язык с детьми и взрослыми. Последнее время он тяжело болел, видимо даже у самого сильного человека есть свой запас прочности, но в памяти тех, кто его знал, Михаил Львович остаётся человеком живым, отзывчивым, лёгким на подъём.
Ещё раз, перелистав все публикации о Фейгине, прихожу к выводу: да, та песня была о нём.  «Наши гнёзда враг развеял пылью, чтобы пали мы к его ногам, но не пали, а раскрыли крылья, и поднялись мы на месть врагам».


От лица сотрудников Моршанского историко-художественного музея, товарищей Михаила Львовича, и всех, знавших М.Л. Фейгина, выражаю соболезнование его близким и родным людям. Он останется в нашей памяти.