« …Как мы несчастны в нелюбви,
И беззащитны в обожаньи,
Щемящей нежности полны
Невстречи все и непрощанья...»
ОН:
Не спалось. Он долго ворочался, читал, считал овец, но так и не заснул. Одел халат и уселся за комп. Прогулялся по сети, зашел на «Прозу» где кое-что опубликовал сам, затем забрел на «Стихир» Там много поэтов, в том числе и несколько настоящих, но то, что ему попалось, было более, чем…
Вы до сих пор со мной на «Вы»,
И заливаетесь румянцем
Теряетесь, боясь молвы,
Когда целую Ваши пальцы.
То Вы мрачны, то веселы,
То холодны и равнодушны,
Порою кажется, что злы.
Порою, кажется – Вам скучно…
Капризы Ваши – не грехи,
Вы так взрослеете, мой ангел
Вы для меня, как те стихи,
Где ритм и рифма против правил…
Сильно отдавало Александр Сергеичем, но было красиво, а уж на эту тему вряд ли кто-то мог высказаться лучше, чем он. Стихотворение было довольно длинное и очень мужское, несмотря на то, что было написано женщиной и обращено к женщине же. Он написал коротенькую рецензию:
«Я не люблю писать непрофессиональные рецензии, но тут не удержался. Поразительно, что Вы, будучи женщиной, смогли так точно передать чувства зрелого мужчины, обращенные к молоденькой девушке («синдром Гёте»).» Творческих Вам успехов. Искренний поклонник Ваших стихов. М.»
Ответ не заставил себя ждать:
«Дорогой М. Приятно удивлена, признаюсь… Спасибо огромное за такое теплое письмо. Я сама читаю Вас с огромным удовольствием. Пишу это абсолютно искренне, а не для обмена любезностями. Рада знакомству. Буду гостить у Вас. Ваша Я.»
Он стал читать все, что она выкладывала в Интернете. Читал подряд, а некоторые стихи перечитывал по нескольку раз. И чем больше читал, тем сильнее проникался ее настроением и в мыслях моих появился некий образ очаровательной женщины и талантливой поэтессы, измучившей себя ожиданием большой любви. Он ничего о ней не знал. Она не выставила в интернете свое фото. Единственное, что можно было сказать определенное – это то, что в соответствии с фамилией, у нее то ли грузинские, то ли армянские корни. Но фамилия могла быть и по мужу.
Он прочитал еще несколько стихотворений. Они были одно лучше другого.
«…Снова вечер зимний тих и пуст,
Из твоих ладоней выпью грусть
Чтоб тебе уютней стало, легче…
Да, я потерять тебя боюсь
Пережитым ранее болея
Из твоих ладоней пью я грусть,
Чтобы стать хоть чуточку смелее.»
Он ей написал: «Милая Л. Какой же счастливчик тот, к кому обращены эти стихи. Неужели он не понимает, что ему в этой жизни привалило нечто необыкновенное?»
И получил в ответ:
«…Забежало счастье на минутку
Выпить чаю с яблочным вареньем
А в руках у счастья незабудки,
Чтобы помнить каждое мгновенье.
Доброе заботливое счастье
Все отвлечь, развлечь меня хотело,
Зная, что душа давно на части
С грустным битым звоном разлетелась.
…До двери я счастье провожала,
Провожать - не значит расставаться,
Счастье, улыбнувшись, прошептало:
- Я вернусь… Вернусь, чтобы остаться?.
«Милая Л. Дай бог чтобы счастье осталось с Вами навсегда. Оно вернется. Вернется скоро. Просто нужно в это верить. Так легче ждать. Ваш М.»
Он все пытался представить, как она выглядит, двигается, улыбается, смеется, плачет. Какого цвета у нее глаза, тембр голоса. Он пытался связать все это с великолепными и очень неожиданными метафорами в ее стихах, ведь это отражение окружающего мира в сознании поэтессы, но цельный образ так и не получился. Уж очень она была разная и какая-то неуловимая.
Он написал ей очень теплое и длинное письмо. И, как принято у мужчин, считающих себя умнее всех женщин на свете, разразился кучей советов, как жить, что делать и чего ждать от этой жизни в ближайшем будущем. Советы, может быть, и не были лишены здравого смысла, но зачем они такой тонко чувствующей и романтичной женщине. Ей нужны не советы, а Любовь, настоящая, безоглядная и всепоглощающая. Такая бывает только один раз в жизни и у очень и очень немногих.
У нее пошла череда стихов очень жестких и безнадежных.
«Как порой забавно слушать ложь,
Правду всю при этом точно зная,
А у лжи зажат в ладонях грош-
Ломаный, но с острыми краями.
Как порой забавно слушать ложь,
Словно в поддавки с тобой играя,
Только, так и пробирает дрожь-
Страшно, знаешь от такой забавы.»
И еще:
«…Так давай, наперекор молве,
Лицемерам этим и святошам,
Жить, как если б наш последний день
Прошуршал листвою под подошвой…
…И любить, как будто в первый раз,
На разрыв аорты – как прощаться,
Если в мире без тебя не станет Нас,
То скажи, зачем в нем оставаться.? »
Что происходит с этой девочкой. Она уже ему казалась совсем молоденькой. Неужели жизнь ее так обидела, такую нежную и ранимую, тонко чувствующую и талантливую.
В своем воображении он представлял ее в самых разных вариантах. Неизменным было лишь одно – черты лица ее были неуловимы и размыты. Зато огромные глаза фиалкового цвета смотрели внимательно и беспощадно на всякого рода неискренность и ложь.
Он писал ей письмо за письмом. Все письма были наполнены нежным и трепетным отношением к ней. Он старался уйти от любовной темы, чтобы не опускаться до уровня тривиального флирта. Он даже перешел с ней на Ты, по праву старшинства по возрасту, в чем нисколечко не сомневался. И вдруг получил:
«...Я с Вами все еще на «Вы»,
Я балансирую на грани,
Чтоб дописать финал главы
В романе этом, без названья.
И не смущался наготы
Дерев задумчивый ноябрь,
Вы перешли со мной на «Ты»,
Но с трепетом, не фамильярно.
Круговорот местоимений… Мы
От сплина осени спасались –
Я, обнимая робким «Вы»,
Вы нежным «Ты» руки касаясь…»
Переписка продолжалась около двух лет. Казалось, что такие виртуальные отношения устраивали обоих. Но им не хватало остроты. Все было как-то не реально.
Наконец, Он не выдержал и предложил встретиться. Она ответила вопросом: «где и когда, и как мы друг друга узнаем?»
Он назвал день, час и кафе, одно из самых модных. Что же касается опознавательных знаков, то Он считал, что они уже были настолько близки духовно, что не узнать друг друга было просто невозможно.
Он вошел в кафе с некоторым опозданием и украдкой оглядел присутствующих. Почти все столики были заняты оживленно беседующими людьми. Одиночек было трое: пожилой мужчина в очках с толстыми линзами и старомодном костюме, молодая женщина, ярко накрашенная и экстравагантно одетая, а также малозаметная женщина средних лет без каких-либо особенностей во внешности.
Он уселся за единственный свободный столик и стал оглядываться. Заказал кофе. В это время в зал впорхнула отвязная девица в оранжевых джинсах с прорехами. Увидев, что свободных столиков нет, она изрекла:
- Чел! Если здесь свободно, то я, сажусь.
Он от смущения кивнул головой. И прождав полчаса, ушел. Его обидела ее необязательность. Но через несколько дней Он получил весточку:
«Я прождала Вас в кафе до закрытия, но Вы так и не появились. Очень жаль.»
«Неужели та самая «серая мышка»? Подумал Он. Но она вроде бы ушла раньше меня. Так кто же?» Ответа Он так и не нашел.
Он стал завсегдатаем этого кафе. И как-то раз, разговорившись с барменом, он узнал, что обслуживание ухудшилось из - за жадности хозяина.
- Раньше у нас была общая помощница, очень милая интеллигентная женщина, но ее уволили. - Вздохнул он. – Говорят, она уехала домой на Кавказ.
Он часто заходил на ее страничку в Интернете. В одном из новых стихотворений прочел следующие строки:
« Вы мне не говорили о любви,
Шутя не называли «друг прелестный»,
Но голос Ваш всегда звучал как песня,
Хоть Вы не говорили о любви,
Вы мне не говорили о любви,
Как жаль, что рядом с Вами нет мне места,
Но все предельно искренно и честно,
Ведь Вы не обещали мне любви,
Вы мне не говорили о любви,
Не подливали в чашу яда лести,
Но письма Ваши были доброй вестью,
Пусть в них писали Вы не о любви,
Вы мне не говорили о любви,
Не убеждали, что несу свой крест я,
А дали силу к жизни вновь воскреснуть,
Не проронив ни слова о любви...
ОНА:
Когда Он предложил встретиться, Она и обрадовалась и испугалась... Но желание увидеться взяло верх над сомнениями...
По иронии судьбы, Она работала именно в том кафе, где он назначил ей встречу... И именно в тот день была ее смена, а поменяться не удалось, сменщица уехала к больной маме...
Ближе к назначенному часу она все заметнее волновалась, и липкий страх сомнения вновь начал свою нечестную игру...
Работала она на кухне, так сложилось... Два ее диплома о специальном медицинском и высшем филологическом образовании лежали в ящике комода, по специальности она не работала очень давно.
... Так сложилось... И не у нее одной, к сожалению...
Поставив противень с хачапури в печь, она приоткрыла дверь в зал и сразу узнала того, кого так ждала...
За столиком сидел мужчина из породы тех, чья красота с годами только набирает силу... Густые седые волосы, крупные черты лица, очень мужественные и благородные... Одет был он с той элегантной небрежностью, которая именуется стилем Дорого, но со вкусом...
Она смотрела на него и понимала, что не сможет подойти... Женщина есть женщина, что тут скажешь... Она стеснялась своей погрузневшей фигуры, своих огрубевших ладоней, скромного платья и стянутых в тугой узел волос с проседью...
Она следила за собой, исходя из тех средств, которые могла выделить для себя... Работая сутки через сутки, она еще успевала заниматься домом и детьми... В те годы многое изменилось в ее жизни... И она сама – тоже. Единственной отдушиной были стихи...
Она стояла у двери, мимо сновали официанты и официантки, за спиной негромко переговаривались повара, жизнь местного закулисья текла своим чередом...
Он заказал себе кофе и бутылку воды... Ждал, вглядывался в лица посетителей, смотрел на входную дверь...
Когда Она, наконец, решилась выйти в зал, за спиной раздался крик:
– Хачапури твои горят!
Она опрометью бросилась к плите, из духовки валил дым... Глотая слезы, она начала все отмывать, чистить и потом принялась ставить тесто на новую партию... Хозяин громко ругался, сказал, что вычтет из зарплаты и цену продуктов, и цену готовых хачапури...
В зале продолжали сменяться посетители...
Он посидел еще немного и ушел... А Она солгала ему в письме и не простила себе этого...
Вскоре Она уехала домой, так сложились обстоятельства... Пишет она теперь мало, но очень часто читает Его книги...
А их переписку Она знает практически наизусть...
Волею судьбы они так и не встретились до сих пор. Может быть когда-нибудь потом…
(В рассказе использованы стихи замечательной поэтессы СОПИКО и ее рецензия на первый вариант «Романа в стихах».)