История звука. Юрий Шевчук в Петербурге

Татьяна Аверьянова
«…Важно вот что, люди: в начале был ЗВУК.  Не верьте, не слово. Нет. Звук. Как череда плотности и пустотности. Как первая субстанция БЫТИЯ…»
       Ник Иванов.
       Точка сингулярности:
       http://proza.ru/2009/10/14/967 )



*  *  *
11 марта, в Спортивно-концертном комплексе Санкт-Петербурга Юрий Шевчук со своей группой ДДТ представил новую программу, и называется она –  «История Звука».

Сразу оговорюсь – я не считала себя большой поклонницей рок-музыки, а стало быть, не слишком-то и разбираюсь в этом жанре. Мне ближе всего, пожалуй, классика.
Но… многие песни Юрия Шевчука, как говорится, на слуху даже у нашего старшего поколения. Ну, скажите, кто не помнит его «Что такое осень?»:

«…Осень вновь напомнила душе о самом главном,
Осень, я опять лишён покоя…» …
…«Осень, доползём ли, долетим ли до ответа
Что же будет с Родиной и с нами?»…

Как же это всё верно звучит до сих пор! И похоже на какую-то константу, константу жизни, может – константу Бытия?

Или –
Разве не с нами всегда гениальная… ведь и не скажешь песня, и не гимн. Композиция? Это тоже слишком как-то просто. А «просто» это  –  не о Творчестве Шевчука!
(Хотя сам он удивительно прост,  даже как-то простодушен, когда говорит, общается с залом. Но именно из этого «просто-» и выдвигается вперёд его великая душа! И тембр голоса такой мягкий, доверительный, естественный – свободный. При исполнении – диапазон от нежнейшей, тишайшей лирики до драматического трагизма).
В общем, это я о его (о нашей!) «Родине»… Все помнят! Лиризм… борьба… до надрыва… уроки кровавой истории, всё через себя пропустил Юрий Юлианович, всё вместил (как такое возможно?!) – и всё это взрывается вопросом к кому: «Эй? Начальник?!!».
Да что говорить? Шевчука надо слушать!

Поэтому, накануне утром, узнав о концерте рок-группы ДДТ в Петербурге, к вечеру я окончательно приняла решение – надо сходить, когда ещё такое будет…, чем удивила сына и невестку – они хотели убедиться, действительно ли я понимаю, что такое слушать Рок на большой арене, что это децибелы… «Но это же Русский Рок!» – ответила я, пресекая сомнения моих детей.

Таким образом, впервые в жизни пройдя сквозь омоновский патруль, затем – сквозь металлоискатели, проверку сумочки и электронного билета, я попала во вполне доброжелательно настроенную молодёжную атмосферу. Парнишка в фанатском шарфе и с флагом ДДТ тут же меня спросил:
- Ой, а вы тоже на ДДТ?!
- Ну, конечно!
- Это – суперрр!!!
И я окончательно почувствовала себя своей в этом огромном и едином пространстве.

Надо сказать, что слушателями предстоящего действа в основном была молодёжь, где-то от двадцати до сорока-сорока пяти, реже – к пятидесяти, а, уж, моего возраста я и не встретила. На мои обращения в поисках места, все откликались предупредительно-вежливо и довольно быстро меня сориентировали. Сектора и трибуны заполнялись, и к началу концерта даже на танцполе практически не было свободного места.

Всё мне было интересно…
Где-то в районе моего сектора в ожидании начала довольно громко посвистывали соловьи… да-да – именно соловьиные трели, только я не поняла, звучала ли это запись соловьиного пения или… а, что, собственно, или? Правда, на эти трели откликались живым молодецким посвистом с разных секторов и трибун фанаты!

Кажется, я уже утомила читателя своими впечатлениями.
Пора переходить к Программе.

Начало.
Появление на сцене музыкантов зал встретил всплеском громогласного гула и аплодисментами.
Первый «саунд» («саунд» – так называет сам Шевчук)…
ЗВУК от нежных нереально красивых переливов постепенно переходит к суровому, жесткому, мощному апогею…

Одновременно на трёх больших экранах сопровождающие звучание картины – что-то космическое, звёздное, планетарное, – очень красиво…
и вот уже наша родная Земля… с океанами, лесами, горами… извержениями…
то тут, то там в этой несказанной красоте появляются вкрапления огня…
потом взрывы… разрушения… боль…

В том же ключе звучат и другие его песни, в них тот же смысл.

Особо хочется отметить из этого ряда песню, которую сопровождает  на экранах
множество крестов, могил, надгробий …
не безликих, с именами, датами…
вот годы сталинских репрессий…
годы Великой Отечественной Войны…

К сожалению, при «показе» именно этой песни, неоднократно гасли экраны, то есть песня звучала, а видеоряд вдруг исчезал…
- Что у нас с экранами, Андрей? – прекратив исполнение, спрашивал Шевчук у невидимого Андрея. И обращаясь к залу:
- Питер, прости. Простите, друзья мои. Ведь в Москве всё показывало…
Питер, послушаем тогда просто под гитару?
Зал одобрительно ревел…
И Шевчук пел!
Второй раз зазвучала эта тяжело переживаемая «историческая» песня… и вновь в какой-то момент погасли экраны...
- Опять экраны, мать их…, – спокойно так произнёс Шевчук. – Андрей?!

И только с третьего раза он допел эту трагическую историю с полным видео-сопровождением от начала и до конца, развернув перед нами звуком Историю нашего Бытия.

С чем я могу сравнить услышанное и увиденное?
По силе впечатления, пожалуй (с определенной погрешностью на разницу жанров), с балетом «Болеро» на музыку Мориса Равеля.
Борьба добра и зла в танце и в музыке. Пятнадцать минут от еле слышного ритма одинокой флейты постепенно до полного включения всего оркестра, такой скрежет и грохот битвы, победы.

Только Юрий Шевчук программой «История Звука» обращается к нам и спрашивает:
ну зачем нам, люди, эти битвы? эти войны? эта борьба? –
вопросы, ответы, на которые он давно знает.

«История Звука» – это также история творчества Ю. Шевчука. Считаю, что эта программа – за Мир, за Любовь! Ибо – не трудно понять, что певец и музыкант Юрий Шевчук – миролюбивый Человек. Так сказал и сам Автор об «Истории Звука».

Конечно, на подобные концерты надо идти более подготовленным, знать хотя бы названия песен.

Какие ещё были песни из тех, что я точно могу назвать?
Песня «Ветер» – в память о тех рок-музыкантах, которые поют уже где-то там…далеко во вселенной;
«Время» (… «пусть бесятся наши штампованные враги, мы тоже не будем излишне тактичны на нашем коротком пути»);
«Я получил эту роль» (… «сыновья пропивают награды примерных отцов»…);
«Рождённый в СССР», «Я ценю твоё мужество заваривать чай», «Мальчики-мажоры». И, конечно же «Осень» и «Родина»! И другие.

У солистки группы, Алёны Романовой, потрясающе красивый и сильный голос. Слушая её исполнение, не замечаешь не совсем обычного «дефекта» внешности (бритую голову).

Да, о «децибелах» - бывало в финальных частях симфоний, когда весь оркестр уже звучит в одном апофеозе, хотелось как-то незаметно прикрыть уши (от боли). Здесь же нет – такого давления не было. Что было? Звучание ритма в груди, внутри себя.

А ещё? Ещё, был огонь! Огонь файеров! 
С последними мощными, заключительными аккордами вспыхивал Огонь! Нескольких десятков файеров одновременно!
И это было так естественно!

Мой маленький заключительный аккорд:
Программа «История Звука» – это не шоу с блёстками, перьями и кривляньями под фонограмму!
Это Гимн! Гимн Жизни со всеми её проявлениями.
Это гимн Памяти – нашей твердыни!
Это открытое, свободное, зримое творчество, доверительное, ответственное перед собой, вдумчиво-философское, обращённое ко всем нам.
И всё вместе – это Драйв!

На прощание Юрий Шевчук пожелал всем Свободы, Любви и Творчества,
«Потому что – не может быть Творчества без Любви и Свободы», – сказал он.

 *  *  *
12 марта 2017


= = = = =
Ссылки:

Ник Иванов. Точка сингулярности: http://proza.ru/2009/10/14/967 )

Ксения Сытина. Фото-отчет о программе «История Звука» в СКК «Петербург»:

(к моему великому сожалению, при переходе из "редактирования" на "авторскую страницу" интернет ссылка теряется. Могу только предложить набрать в поисковике указанное название сайта. Там много качественных фотографий - не пожалеете!)