Продолжение 50 окончание С гитарой по жизни

Николай Таратухин
    «К долгожданной гитаре я тихо прильну,
     осторожно и бережно трону струну…»

Моя гитарная жизнь теперь не столь бурная. За последние десять лет я сменил около десяти гитар, но полного удовлетворения так и не получил ни от одной. Я познакомился с мастером, Константином Гострым. Его гитары отличаются прекрасной «столяркой» и звучанием, но мне все еще хочется, чего то большего. Сейчас я играю на одной из его гитар. Многие пьесы стали недоступными. Правда, недавно повторил сонату «Меридиональ» Мануэля Понсе. От его музыки я всегда получал величайшее наслаждение.

Принялся за осуществление своей мечты – научиться качественно играть сложнейший гитарный прием – тремоло. Двумя пальцами правой руки тремоло я играл и раньше, но мне не нравилось такое исполнение. Качественно играть тремоло – это природный дар. Есть много гитаристов в мире, которые превосходно играют все, кроме тремоло, хотя достаточно и таких, которые кроме тремоло не могут играть практически ничего.
Исполнители классического тремоло делятся на две категории: играющие квартоли ровно, где все четыре ноты имеют между собой равные промежутки, и другие, играющие квартоли, образуя между первой нотой и тремя остальными какой то едва слышимый интервал. Причем последние три ноты образуют триоль. Для непосвященного слушателя и то и другое кажется приемлемым, но для гурманов только первый вариант считается подлинным тремоло, а второй – его пародией.
 
Естественно, мне, играющему тремоло на домре, режет ухо малейшее отклонение от ровности. Так вот, после своего 77-летия я решил освоить правильное тремоло тремя пальцами, хотя сразу скажу: есть гитаристы, играющие тремоло двумя пальцами, и довольно хорошо. К примеру, Ана Видович. Эта молодая хорватская гитаристка покоряет слушателей прекрасным звучанием гитары и серьезным репертуаром.
Трехпальцевое тремоло у меня получалось очень долго неважно. Но я упрямо изо дня в день заставлял себя играть упражнения и этюды на эту тему. Я заметил, что пальцы стали более уверено попадать на струну и извлекать четкие звуки при быстром чередовании нот. В конце концов, добился весьма сносного исполнения.

Тут меня приняли в российское общество репетиторов, которое стало присылать мне учеников. В основном это великовозрастные ребята и девушки, желающие овладеть гитарой, но есть и такие, кто обучается в детской музыкальной школе, но в силу разных причин продвинуться в игре не могут. Все педагоги знают, что обучать с нуля легче, чем переучивать и устранять порочные навыки игры. Я специализировался в основном на устранении таких пороков.

За долгие годы преподавания игры на гитаре у меня выработалась своя методика этого непростого дела. Не всякий гитарист- виртуоз может стать педагогом, для этого нужно иметь особое чутье в понимании индивидуальных способностей ученика, нужно проявить умение заинтересовать его пьесами и упражнениями.И не убить непомерными трудностями его желание учиться. Скажу, что очень приятно видеть, как ученик, который начинал обучение буквально с нуля, через некоторое время становится гитаристом.

Почти каждый из выдающихся гитаристов прошлого оставлял после себя определенные учебные пособия. Фернандо Сор и Наполеон Кост оставили замечательный труд по методике преподавания. Правда, основоположник современной школы игры на шестиструнной гитаре – Франсиско Таррега лично не оставил учебного пособия, но его ученик П. Роч издал школу по его методу. Капитальный труд – «Школу игры на шестиструнной гитаре» издал и другой его ученик – Э. Пухоль, заложив туда основы методики Тарреги. Наши российские гитаристы П. С. Агафошин, А. М. Иванов Крамской тоже издавали свои школы. Но я с большим удовольствием веду занятия по «Самоучителю игры на шестиструнной гитаре», автором которого является мой учитель  – Евгений Дмитриевич Ларичев. В 2013 году он умер на 80-м году жизни. Это был прекрасный гитарист и педагог.

Перефразируя известную фразу, можно сказать: «педагогика – дело тонкое», она требует от учителя абсолютных знаний предмета. Педагог-гитарист всегда должен быть в форме и способным проиллюстрировать ученику любую пьесу, которую тот разучивает. Только так и никак иначе. Конечно, нынешние условия обучения резко отличаются от тех, которые были у меня раньше. Сейчас интернет позволяет детально изучить игру выдающихся гитаристов мира, увидеть и прослушать мастер- класс почти любого из признанных корифеев гитары. Нужно только, как сказал кто-то из великих: «не позволять душе лениться».

               Некоторые аспекты моей педагогики
            (Кто-то подсказал, а что-то сам придумал)

Могу ли я говорить о педагогике, не имея специального образования? Конечно, с точки зрения «высокого искусства» – нет. А вот с точки зрения жизненного опыта, считаю, что – да. За свою жизнь я встречался с выдающимися гитаристами и педагогами, учился у них и все, что я впитал от них в себя, считаю, не должно уйти вместе со мной.
Так в чем же заключается моя методика преподавания игры на гитаре? Не помню, кажется М. Ломоносов говорил, что «науки надо вводить без особых кровопролитий». Другими словами – не торопить события, не стремиться «объять необъятное». Двигаться вперед только после хорошо усвоенного и качественно исполненного предыдущего материала, но раз за разом подбрасывать ученику новые  "трудности», которые он должен преодолевать на основе уже полученных навыков.

В детских музыкальных школах все обучение подчинено программе. Ученик должен к положенному сроку играть определенный материал, то-есть ученики с разными способностями уравниваются и педагогу приходится с этим считаться. Мне кажется в нашей системе детского музыкального образования есть серьезные проблемы. Обучение игре на инструменте не может быть конвейерным – 45 минут занятий с одним и заходи следующий! Урок должен заканчиваться только после того, когда педагог убедится в том, что ученик твердо усвоил предлагаемый материал. Видимо, в большинстве случаев этого не происходит. Вот и получается: тут ученик не усвоил, там не совсем понял, а в результате все обучение сильно «хромает». Мои друзья педагоги, а их осталось только двое, вынуждены были уйти с педагогической работы в ДМШ и заняться частными уроками. И не жалеют об этом.

С чего я начинаю обучение? Прежде всего с посадки и статической постановки рук. Это все прекрасно описано в учебной литературе. Правда, в постановке правой руки сейчас появилось «новое веяние». Наши гитарные корифеи при игре не пользовались усилителями, микрофонами и прочей электронной аппаратурой. Их игра была настолько мощной, что заполняла звуком огромные концертные залы. И в своих школах игры они рекомендовали извлекать звуки пальцами правой руки (кроме большого) перпендикулярно натяжению струн. Сейчас же, благодаря достижениям науки и применению электроники, большинство современных педагогов выдвинули новую теорию о том, что струны при старом способе звукоизвлечения якобы оказывают некоторое сопротивление пальцам и как бы прилипают к ним. Поэтому звуки надо извлекать под некоторым углом к струнам, т. е. кисть правой руки надо слегка повернуть в сторону грифа. Может быть это и верно, когда есть аппаратура, а когда ее нет, то лучше учить по старому. Гитара в этом случае звучит мощнее.

Когда начинается динамика, то -есть, собственно игра, здесь я делаю упор на два основных способа защипывания струн пальцами правой руки – «апояндо» (с опорой на соседнюю струну) и «тирандо» – (без опоры). Необходимо обучить учащегося двум этим основным приемам звукоизвлечения. Ученик должен научиться применять эти приемы автоматически. Точно так же, как мы не замечаем своего дыхания. Существует целый ряд пьес, где эти приемы чередуются. Нужно только умело подбирать и предлагать ученику эти пьесы, помня основной принцип обучения: от простого к более сложному.

Строгих правил на применение апояндо или тирандо нет, но рекомендуется гаммы и пассажи, а также мелодическую линию пьес играть приемом апояндо. Тирандо хорош для арпеджий, а также для тремоло. И еще. Не последним фактором является желание ученика выучить ту или иную понравившуюся пьесу. Не стоит навязывать ученику пьесы, которые ему не нравятся.

 Про постановку левой руки мне нового сказать нечего – все прекрасно описано в учебниках. Нужно только следить чтобы большой палец находился под грифом напротив указательного и прижимался к грифу не всей плоскостью, а боковой поверхностью и не выглядывал из под грифа.

Естественно, параллельно со всем этим должно идти обучение нотной грамоте. Необходимо привить ученику основы «ритмического сольфеджио». Что это такое? В пьесах встречаются различные ритмические «хитросплетения» нот. Сочетание различных длительностей не всегда поддается счету на «раз и, два и»… и. т. д. Сочетание дуолей с триолями, нот с точкой или с двумя точками с нотами без точек – все это создает трудности если ученик не умеет все это ритмически пропеть. Прежде чем играть такие сочетания, их нужно пропеть, повторяю – не мелодически, а ритмически, используя простейшее: «та» или «таа», модулируя длительностями этих звуков. При этом ученик должен отсчитывать метр рукой. Конечно, в учебных заведениях изучение музыкальной грамоты идет более углубленно, параллельно с изучением сольфеджио преподается общее фортепиано и прочие предметы. В частной практике все это маловероятно, но все зависит от желаний обучающегося.

Я у кого-то из музыкальных педагогов вычитал такую фразу: «Медленная игра не научит быстрой». Все музыканты понимают и безоговорочно принимают основной постулат: разучивание новых пьес должно идти в медленных темпах, скрупулезно следуя аппликатурным указаниям в тексте. И только после усвоения необходимо добиваться темпа, указанного автором. Я лично этого придерживался и придерживаюсь всегда. Но после усвоения всех технических трудностей, необходимо выбирать темп такой, каким он указан в нотах.

Что же необходимо для достижения скорости в игре? Многие педагоги советуют играть с утра до вечера гаммы. Не спорю, но нужно это делать тоже с умом. Тут надо сказать, что, на гитаре гаммы не имеют такого решающего значения, как при игре на других инструментах, где каждая нота определенной высоты имеет единственное место извлечения. На гитаре большинство одинаково звучащих по высоте нот, начиная уже с малой октавы, имеют несколько «адресов» на грифе. Поэтому одну и ту же гамму можно сыграть в разных позициях на разных струнах. Чтобы достичь скорости нужно гаммы играть не просто звук за звуком, а формировать ступени гаммы в дуоли, триоли, квартоли, секстоли и тому подобное, при этом, внутри скомплектованных группировок можно делать различные сочетания по длительности. Очень помогает проигрыш трудных мест (пассажей) в пьесах по многу раз.

Ко мне приходят ученики с различной степенью подготовки, но, в основном, это нулевая, когда ученик не знает нотной грамоты и никогда не держал гитару в руках. Это, как говорил мой первый учитель – «нераспаханное поле для посева разумного, доброго, вечного». Другое дело, когда приходит ученик с начальной подготовкой, но с явными пороками в постановке рук, а отсюда и с неверными способами звукоизвлечения. Переучивать гораздо труднее, чем учить заново. С такими учениками приходится работать долго и упорно. Необходимо потребовать от ученика забыть все старое, что игралось ранее. И начать с нуля.

Особенно часто у таких учеников «страдает» звукоизвлечение большим пальцем правой руки. Они вовлекают в защипывание этим пальцем струны всё предплечье, что категорически делать нельзя. Большой палец должен быть всегда впереди остальных пальцев, его движение должно быть направлено в сторону конечного сустава указательного пальца, в так называемый «испанский крест». Остальные пальцы должны совершать движения во внутреннюю часть ладони и ни в коем случае не выходить при этом за пределы внутренней части большого пальца. Здесь очень много нюансов и от педагога требуется максимум внимания.

Педагогу необходимо научить ученика извлекать правой рукой двойные ноты. Это «краеугольный камень» технической подготовки гитариста. Широкие интервалы, как правило, извлекаются с участием большого пальца и одного из трех остальных почти всегда приемом одновременного апояндо. Пальцы должны нажать на струны, на которых должен звучать интервал, и соскользнуть на соседние. Необходимо строго следить за одновременностью извлекаемых нот. Не допускать опережения в звучании одной из нот. Здесь апояндо может быть глубоким, когда пальцы задерживаются на соседней струне и легким, когда только слегка её касаются. Узкие интервалы извлекаются приемом тирандо. Здесь могут быть самые различные сочетания из четырех пальцев. Есть особый прием извлечения секст по третьей и первой струнам. Это делается приемом апояндо указательным и безымянным пальцами.

Конечно, техника является средством выразительности. Не имея технической подготовки невозможно передать звучание пьесы так, как этого хочется. Но и выразительность в игре сама по себе не приходит. На начальной стадии обучения педагог должен привить ученику понятия о мелодическом движении в пьесах, о многоголосии и одноголосии, что такое аккомпанемент и что такое мелодический рисунок. В дальнейшем, когда ученик начнет понимать музыку, с ним можно говорить об агогике – индивидуальном понимании в отклонении от указанного темпа в музыкальном произведении. Если педагог очень настойчиво требует от ученика соблюдать знаки динамики в тексте, то это, на мой взгляд, может выработать у ученика этакое иждивенчество, без собственных эмоций. Поэтому полезно иногда дать ученику выразить собственные чувства без оглядки на указанные в тексте знаки.

И еще хотелось бы сказать об учебниках. Сейчас нотные отделы магазинов завалены разной литературой для классической гитары. Педагогу надо выбрать тот учебник для ученика, который соответствует его стилю преподавания. У меня есть школа игры испанского гитариста Аренаса. Так вот, в этой школе во всех упражнениях и пьесах аппликатура для левой и правой рук проставлена у каждой ноты. Я считаю, что это правильно. В силу своей специфики гитара многотембровый инструмент. Одну и ту же ноту можно извлечь на разных струнах. Отсюда и исполнение очень зависит от правильно выбранной аппликатуры. И еще. Не надо усложнять трудной аппликатурой и без того трудный инструмент. Но хуже всего, когда в учебной литературе не проставлено никакой аппликатуры.

В завершение скажу, что нельзя, как говорится, «стричь под одну гребенку» всех учеников. К каждому ученику учитель должен находить индивидуальный подход. Учитывать нужно все: качество его инструмента, конституцию кистей рук, музыкальный слух, состояние здоровья и даже семейные условия. Ни в коем случае нельзя повышать голос и выражать неудовольствие жестами и поведением. Только добродушие и дружеская расположенность! Чаще хвалить. Не останавливать игру ученика, если он допустил какую то неточность. Пусть доиграет до конца пьесу или этюд и только после этого указать на ошибки и помочь их исправить. Чаще играть дуэтом, как в унисон, так и разные партии.

В завершение хочу сказать, что я не претендую на абсолютную истину моих рекомендаций. Кто-то скептически улыбнется и скажет, что сказанное мной давно устарело, а кто- то найдет в этом рациональное зерно.

                Эпилог
               (А бомбы падают все ближе...)

Вот такая она у меня получилась, то ли исповедь, то ли автобиография гитариста. В ней было все: и учеба, и приобретение жизненного опыта, и любовь, и разочарование, и утраты. А чего ж в ней не было? Лжи, пожалуй. И неверия в людей. И пусть на закате жизни я столкнулся с бесчестьем, но я ведь боролся с ним, а частенько и побеждал его! Спасибо за это Самеду Вургуну, знаменитому азербайджанцу, строки которого я вовремя услышал: «Только незапятнанный может победить бесчестных». Наверное, нет людей незапятнанных, и я не исключение. Се человек! Вопрос в мере.

А в людей, их порядочность и доброту я всегда верил. И буду верить. На том стою. И еще. Я старался всегда следовать жизненным принципам героев книги «Два капитана» В. Каверина: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Гении в науке, спорте и искусстве всегда были, но даже если в тебе нет ярких проявлений гениальности, то ты должен всегда помнить мудрое изречение: " Не боги горшки обжигают» и упрямо идти к поставленной цели «чтоб порой от жизни получать радости скупые телеграммы».

Некоторые читатели моих воспоминаний могут меня обвинить в излишнем натурализме, когда я описываю свои отношения с женщинами.Я здесь не соглашусь. Чтобы понять чувства молодого парня, не надо быть ханжой и прикрываться фиговым листком. Однако границы я не переходил и вульгарных подробностей не допускал.

По телевизору люблю смотреть футбол. Не люблю всяческие мордобои, а футбол до сих пор моя страсть. И что интересно, реакция у меня осталась прежней. В этом я убедился совсем недавно. Как-то вечером я шел из магазина и остановился на пешеходном переходе. Горел красный свет светофора. Рядом на придорожной парковке стоял автофургон, закрывая стоящим на остановке вид на дорогу и движущийся по ней транспорт. На какой -то миг поток машин прервался и парень, стоящий от меня справа, перебежал дорогу. Следом за ним кинулись две девчушки, стоящие от меня слева. Не знаю, как и почему (наверное, услышал шум приближающегося автомобиля), моя левая рука вдруг вскинулась и шлагбаумом перегородила им путь. В этот момент на большой скорости по дороге промчалась иномарка. Загорелся зеленый свет светофора, и мы пошли на противоположную сторону дороги. Девочки шли впереди меня и что -то щебетали о своем, даже не поняв, что какой- то старичок только что возможно уберег их от большой беды.

Заканчивая свои воспоминания, так и хочется написать крылатую фразу: «окидывая взглядом пройденный путь» и подвести итоги своей жизни. Я постарался жить так чтобы соответствовать известной старой мудрости, которая гласит о том, что «настоящий мужчина должен сделать в своей жизни три вещи: построить дом, посадить дерево, и родить сына». Дом я строил на тещином дачном участке, деревьев посадил огромное количество, детей тоже нарожал достаточно, правда, все это я делал не в той последовательности, как это рекомендует старая мудрость. Но, как известно, от перемены мест, слагаемых сумма не меняется и вот теперь у меня много родственников.

По большому счету – жизнь удалась. Конечно, можно сетовать на то, что детям и внукам я не смог оставить ни вилл на побережье теплых морей, ни миллионных счетов в банках. Вся моя недвижимость – это квартира в пятиэтажной хрущевке, которую обещают капитально отремонтировать в 2043 году. Однако жаловаться на Судьбу мне не хочется. Судьба если что-то забирала у меня, то давала полноценную замену. Я твердо уверовал в хорошо известную истину: все что ни делается в жизни – все к лучшему. Во всяком случае, в моей жизни…
Конец.