Штрафник

Нина Ватрушкина 2
Послевоенная преступность. Голод, нищета, продолжающаяся карточная система, засуха 1946 года способствуют увеличению преступности в первые годы после Великой Отечественной войны. По сравнению с 1945 годом в 1947- м году преступность в Советском Союзе увеличилась в 1,5 раза. Было зарегистрировано 1,2 млн преступлений.

Лучшими сериалами, рассказавшими об этом сложном периоде в истории нашей страны, безусловно, являются «Место встречи изменить нельзя» С. Говорухина (преступность в Москве) и «Ликвидация» С. Урсуляка (преступность в Одессе).

В фильме «Штрафник» действие происходит в небольшом провинциальном городе. Что нового о том времени поведал он? Что смогло проанализировать 12-серийное кино? Может быть, о том, что с фронта возвращаются не только герои, истосковавшиеся по мирному труду, но и те, кто по разным причинам не находит своего места в мирной жизни?

Возвращаются предатели, завербованные Абвером, под видом орденоносных героев проникают откровенные диверсанты. И здесь роль МГБ (госбезопасности) могла бы быть заглавной.

Могла бы, но не в фильме «Штрафник». По принятой в последние годы традиции органы КГБ неизменно изображаются недалекими, ограниченными, нерасчетливыми. В роли начальника местного отделения Министерства Госбезопасности СССР Пеникера снялся сам режиссер фильма Олег Фомин.

Его герой самая яркая личность в рамках костюмной характеристики. Он обеспеченный, холеный, жена-картинка (актриса Екатерина Волкова). В шикарном пальто песочного цвета. Ему даже в схватках удается сохранять безупречным свое светлое пальто. Допросы он ведет, как и полагается оболганным донельзя органам, самым непозволительным образом. Противостоять послевоенной разрухе такие не могут по определению.

Остается родная милиция. Та самая, что идет по следу брендовой «кошки» в сериале «Место встречи изменить нельзя» или, путаясь и ошибаясь, докапывается до Академика в «Ликвидации».

Да, в «Штрафниках» она действует. Прежде всего в лице начальника уголовного розыска майора Тимошенко (Константин Милованов). Я бы назвала эту роль Милованова удачной, хотя она не изобилует разными тонкостями и нюансами. Однако этому человеку, не улыбнувшемуся кажется за 8 серий ни разу, веришь. Видишь в нем просто умного человека, отдающегося своему делу до мозга костей, как герои уже упоминавшихся здесь лучших сериалов.

Но и его выбивает с поля боя бандитская команда. Последняя сцена выздоровевшего некстати героя Милованова так слаба в актерском и режиссерском плане, что, правда, лучше бы он не выздоравливал. Могли же отправить его на море на реабилитацию.

В команде майора Тимошенко достаточно заметных личностей, но не они главные победители.

Главный победитель – штрафник, капитан полковой разведки, коммунист, человек идеальный во всех отношениях Игнат Белов (Кирилл Сафонов). Идеальный настолько, что уже в первой серии один пытается противостоять группе бандитов, захвативших ценности, возвращаемые дипломатами из покоренной Германии на Родину. Но Родина не признала героя, Родина назначила его штрафником.

Теперь, чтоб «обелиться» Игнат Белов должен найти банду и привести главаря под кодовым именем Горелый (Семен Дрозд). Имя и правда кодовое: Семен Белов горел в танке, о чем свидетельствует его правая сторона, включая лицо. Семен попал в плен, был завербован Абвером и теперь скрывает это от всех, врагов и друзей.

В 9-й серии выдается кульминационная информация: Игнат и Семен – родные братья. Именно поэтому Горелый не законченный преступник. Воспитанный в нормальной советской семье, он знает, что такое семейные ценности, родственные связи. Любовь к жене и доверие к брату побеждают все. Горелый не предстает перед судом общественности. Но пред Господним, разумеется, предстает, ибо с такой биографией на земле ему делать нечего.

Фильм получился напряженный, динамичный. 6 поздних вечеров прошли незаметно. (Сценаристы Рамиль Ямалеев и Георгий Головенкин). Порадовали амплуа актеров Милованова и Сафонова, у которых больше эксплуатировались их эстетические данные, уж больно красивы оба. Интересен облик Пеникера – человека, на самом деле растерянного и одинокого. Заметной оказалась роль второго плана Екатерины Волковой (жена Пеникера), выделяется особым обаянием милиционер-хохол Микола Тельцов (Евгений Куршинский).