Флаг Родины

Владимир Узланер
Патриотизм начинается внутри отдельно взятой семьи. Друг за друга - горой, брат отомстит за брата. Чтобы защитить себя от покушений извне, семья должна быть дружной.

Далее патриотизм расширяется до своей деревни, города, области, республики, страны.
Фильм 'День независимости' изображает патриотов планеты.
Конечно, можно быть и патриотом футбольного клуба, предприятия, где ты работаешь и т.д.

Любой патриотизм начинается с единения с близким тебе по крови, жилплощади, языку, культуре, истории.

Патриотизм укрупняется по мере увеличения опасности быть разбитым: соседом, иногородцем, иностранцем, а то и инопланетянином.

Патриотизм нуждается в символах. Ради одного языка и культуры жизнь не отдашь. А ради флага? Бывали и такие случаи.
Всё зависит от того, насколько страна воспитала в тебе это стремление: умереть за родину, умереть за флаг - под патриотическую песню, под национальный гимн, под фанфары.

Я никогда не был истинным патриотом. Наверное, потому, что, родившись в Узбекистане, не знал и не понимал узбекского языка и узбекской культуры. Так нас воспитывала Советская страна. Наверное, потому, что я был наполовину евреем и знал о накладываемых на мою вторую половину ограничениях.

И всё-таки у меня было своё отношение к советскому флагу, флагу моей Родины.

Очевидно, сказались и утренние построения в пионерских лагерях, зарницах, да просто ленинские уроки в школах по каким-либо событиям.
И, конечно - патриотические фильмы, где солдаты чуть ли не дрались за право умереть с флагом в руках.

Естественно - бесконечные победы советских спортсменов. Выше знамя советского спорта! Знамя советского спорта естественно совпадало с национальным флагом многонациональной страны.
Тут и слёзы на глазах Пахомовой, и подёргивание кадыков у настоящих мужиков.

Поэтому, когда я впервые стоял с протянутой рукой перед израильским флагом в Москве 1989 года в Голландском Посольстве, так как дипломатических отношений с Израилем у СССР тогда не было, более того советское оружие воевало с Израилем, да и не только оружие, но и воен.спецами - тогда я испытывал сильнейшее чувство унижения и стыда, ощущение предательства.

Но прошло время и я привязался к израильскому флагу. Не только потому, что советский флаг стал историей, причём не очень-то и приличной.

Но и потому, что и давал присягу этому флагу, и видел его в многочисленных поселениях, где некоторое время работал простым работягой. Израильские спортсмены вставали на пьедестал не так часто, как советские, но по телевизору его показывали довольно часто под прекрасный израильский гимн, который мне очень нравился.

Поэтому, когда я пошёл с протянутой рукой к канадскому флагу, я ощутил то же чувство предательства, те же вопросы "Почему я здесь?" и "Что я здесь делаю?" Какой ужас!

К счастью, человечество постепенно меняется. Футбольные клубы нанимают игроков из самых разных стран. Игроки не гнушаются прикреплять к своим футболкам, маленькие национальные флажки. И к этому привыкаешь. Привыкаешь находиться в разнофлаговой среде.

В неагрессивной стране - меньше внимания уделяется патриотическому воспитанию. Патриотизм превращается из орудия защиты своей Родины от посягательств соседей - в инструмент ястребов от политики. Тяжело наблюдать за молодыми ребятами, которые ради защиты своей родины едут в чужие страны потрошить местное население. Наверное, это кому-то очень нужно. По моему мнению, к сожалению, всё опять упирается в деньги, в большие деньги. И тогда, любые средства - оправданы, любые символы пригодятся.