5. Пагубная привычка

Михаил Самуилович Качан
На одном из заседаний Исполкома я услышал, как отчитывался один из приглашенных директоров продовольственного магазина. В этом магазине был недовыполнен план товарооборота. Причем основной причиной невыполнения была слабая продажа водки.

Директор магазина, весьма энергичная дама, объясняла это тем, что магазином пользуются не рабочие-строители, а в основном ученые, которые меньше пьют. Она жаловалась, что ничего не может с этим поделать и просила снизить план.

На это ей председатель исполкома возмущенно сказал, что его интересует, в первую очередь, как раз продажа алкогольных напитков, потому что именно с этих денег район получает отчисления, которые идут на финансирование бюджетных организаций, т.е на зарплату учителям и врачам. А из-за таких магазинов, которые не выполняют план продажи алкогольных напитков, им нечем платить зарплату.

Я был поражен. Деньги от продажи водки идут на оплату учителей и врачей! С одной стороны, идет борьба с пьянством, с другой – наказывают руководителей торговли за недостаточную продажу водки, требуют продавать больше!

В моей голове это не укладывалось. Я уже больше ничего не слышал и никого не слушал. Я попросил слова и спросил, не ослышался ли я? Действительно ли, если будет мало продано водки, учителям и врачам не будет выдана зарплата. Сначала повисло молчание. А я в это время переводил взгляд с одного члена райисполкома на другого.

Они сидели про обе стороны длинного стола, во главе которого был председатель – Иван Прохорович Мучной. Справа от него первым сидел первый секретарь райкома - Юрий Николаевич Абраменко. Он тоже был членом райисполкома по должности. В конце стола сидели прокурор района Губернский и начальник отдела милиции Шкурко.

Ни один из них не смотрел на меня. Все наклонили головы и уткнулись взглядом в стол. На столе перед ними лежали бумаги: повестка дня, проекты решений. Некоторые были исчириканы карандашом. И мне показалось, что они в этих каракулях ищут ответ на мой вопрос.
Наконец, Иван Прохорович Мучной сказал:

– Нет, ты не ослышался. Это на самом деле так. Так нам спущено сверху. И не нам это исправлять. Такая система существует повсеместно. Наша задача – работать так, чтобы деньги на зарплату учителям и врачам были в бюджете своевременно.

– Но с пьянством тоже нужно бороться, – сказал Юрий Николаевич Абраменко. Партия выступает за искоренение этой пагубной привычки.

Это прозвучало не очень убедительно. Партия, действительно, на словах выступала за это, но дела расходились со словами.

– Я все равно понять этого не могу. Мы требуем от директоров магазинов увеличивать объем продажи водки, чтобы люди больше пили. Чтобы спивались. Чтобы распадались семьи. Чтобы рождались дети-уроды. чтобы росла преступность.

А что, нельзя платить зарплату, если больше будет продаваться сахара, мяса, масла...

– Я проконсультируюсь, – сказал Мучной.

Заседание пошло своим ходом.

С давних времён самые вредные привычки человечества превращались в верный источник доходов для казны любого государства. К примеру, для эксплуатации тяги православного люда к спиртному Московское царство обзавелось кабаками и прочими питейными заведениями, что на долгие годы сделало продажу водки основной статьей государственного прибытка.

При этом считалось, что с пристрастием благородных людей и простолюдинов к пьянству государственные мужи боролись сурово и беспощадно, искореняя это зло, как и положено в христианской стране.

Советская власть не стала исключением из этого правила. Не зря же была введена государственная монополия на алкогольные напитки. На человеческих пороках можно было хорошо нажиться. И алкогольных напитков следовало продавать все больше и больше. А райкомы и райисполкомы за этим постоянно следили. Им это вменили в обязанность. Да еще и придумали благородную цель – зарплату врачей и учителей. Какое лицемерие!

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/08/685